К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ
Автор: Батраков Илья
Регион: Нижний Новгород
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 29.07.2002

Марина Глазатова, заместитель руководителя департамента регулирования предпринимательской деятельности и корпоративного управления Минэкономразвития РФ

На что больше всего жаловались предприниматели? Одна из самых болевых точек - это неупорядоченный контроль предпринимательской деятельности со стороны многочисленных государственных и муниципальных служб и органов. У нас существует множество видов контроля: налоговый, таможенный, миграционный, оперативно-розыскная деятельность, контроль со стороны СЭС и пожарников.

Пришло время защищать интересы предпринимателей. Долгое время государство вместо того, чтобы заменить неэффективные меры регулирования предпринимательской деятельности на рыночные механизмы, шло по пути ужесточения административных барьеров. Они все большей тяжестью ложились на плечи предпринимателей и потребителей, потому что любой административный барьер - это повышение себестоимости продукции, цены, которую мы за нее платим. В результате пришли к ситуации, когда предпринимательская деятельность зарегулирована настолько, что буквально стало нечем дышать. Отсюда проблемы с теневым бизнесом и с инвестициями, причем не только внешними, но и внутренними.

Президентом подписан первый пакет из трех законов, направленных на дебюрократизацию экономики. Главный принцип следующий: акцент смещается с формального контроля за предпринимательской деятельностью на реальный контроль качества товаров и оказываемых услуг.

Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» прошел в свое время утверждение Госдумой «со свистом», ему не было уделено должного внимания и в СМИ. Запомните, его номер 134. Мы не вмешивались в функции и полномочия всех контролирующих органов. Мы унифицировали саму процедуру проведения контрольных мероприятий, сформулировали требования к ней. И установили права предпринимателей при проведении проверок.

Государственный контроль может осуществляться только государственными служащими. Это очень важно, поскольку приходили проверять еще и разного рода специалисты. Государственный служащий при возложении на него обязанностей контролера может прийти на предприятие только в том случае, если он имеет разрешение, содержание которого четко регламентировано законом.

Как известно, в сфере ценных бумаг есть вексель. Векселем называется только та бумага, которая имеет 11 совершенно определенных, установленных законом позиций. Здесь то же самое. Законом устанавливается содержание приказа или распоряжения, которое должно быть выдано инспектору. Встречаясь с предпринимателями, я советую им выписать статью 7 закона о проверках в рамочку и повесить рядом с дверью. Когда придет инспектор, возьмите у него распоряжение и сопоставьте позиции. Предприниматели мне говорят: «Да Вы что! Он же найдет из-за этого все, что ему угодно, и штраф огромный выпишет». Но если не начинать вести себя с установленной законом позиции презумпции добросовестности, не преодолеть психологический барьер при общении с государственными инспекторами, то кто же это сделает за вас?

Презумпция добросовестности предпринимателя означает, что не он должен оправдываться, а наоборот, государственный орган должен доказывать, в чем предприниматель виноват. Это новое в нашем законодательстве. Надо начинать этим пользоваться.

Особое внимание предприниматели должны обращать на позицию о правовых основах проведения проверки.

В распоряжении должны быть перечислены все нормативно-правовые акты, причем с пунктами, на основании которых инспектор пришел проверять.

Даже если в ходе проверки инспектор обнаружил нечто, заслуживающее его дополнительного внимания, он не должен это проверять без занесения в документ. Этот пункт вызывает удивление и непонимание у инспекторов, с которыми мне тоже доводится встречаться. Хочешь проверить все, тогда все и записывай в свое распоряжение. Пусть это будет на две страницы! Но это не бюрократизация деятельности контролирующих органов, а упорядочивание. Для предпринимателей такие вопросы - головная боль, потому что отнимают массу времени. На крупных предприятиях, которые могут себе такое позволить, существуют даже отдельные комнаты для приема инспекторов. И эти комнаты почти всегда заняты!

Некоторые контролирующие органы еще со времен перехода на хозрасчет имели экономический стимул прицепиться к чему угодно, чтобы выписать штраф. За счет штрафов они частично финансировались. В Законе «О защите прав...» указано на недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Частота проверок также ограничена. Общеизвестно, что сотрудницы санэпиднадзора могут приходить на предприятие беспрерывно. Только они ушли - чихнул, так они вернутся и вновь выпишут штраф. Убедить их в том, что это усердие излишне, невозможно.

Законом предусмотрены два возможных режима проведения проверок - внеплановый и плановый. Плановый режим - только один раз в два года. Внеплановая проверка может быть проведена по трем основаниям. Первое - непосредственная угроза жизни и здоровью или аварийная ситуация. Второе основание - заявление, поступившее в контролирующий орган. Заявление не может быть анонимным. В нем должны быть полностью указаны все реквизиты заявителя. Третье - это мотивированное решение контролирующего органа. И еще. Если установлено, что некий однородный товар способен нанести вред, то все продавцы этого товара могут подвергнуться внеплановой проверке.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований или экспертиз, а также с большим объемом действий по контролю, срок проведения проверки может быть продлен руководителем государственного контролирующего органа или его заместителем, но не более чем на один месяц.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета должностным лицом органа государственного контроля производится запись о дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, ее целях и задачах, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Также указывается фамилия, имя, отчество, должность лица, осуществившего мероприятие по контролю, и ставится подпись.

Вред, причиненный предприятию или индивидуальному предпринимателю вследствие неправомерных действий должностных лиц органов государственного контроля, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. При определении размера причиненных убытков учитываются расходы, относимые на себестоимость продукции, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права были нарушены, произвели для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Когда мне говорят о препонах, чинимых инспекторами, и я советую предпринимателям обращаться в суд, то читаю в их глазах: «Она же ненормальная! Что она нам советует!» Я, конечно, понимаю, что сейчас судебная система не готова к рассмотрению большого числа исков от предпринимателей к контролирующим органам. Но параллельно идет реформирование судебной системы. Не сразу, но мы придем к правовым взаимоотношениям. К тому же в законе есть еще одно новшество.

Общественная организация, выступающая от имени предпринимателей, может подавать иски в защиту неопределенного круга лиц. Это очень важно, потому что предпринимательское сообщество не организованное, каждый сам по себе. Желательно, чтобы предприниматели пользовались возможностями различных ассоциаций и объединений. В этом случае психологическая проблема боязни столкнуться лицом к лицу с органом государственного контроля и надзора может быть устранена.

Мы будем проводить мониторинг мнений предпринимателей относительно эффективности принятого закона. Изучаем реальные ситуации на местах, принимаем и учитываем предложения о необходимых изменениях. Министерство и наш департамент поддерживают постоянный контакт с предпринимателями путем личных встреч и через электронную почту. Через год исследование повторим.

В будущем изменится процедура стандартизации и сертификации. Существующая система является средством выкачивания денег из предприятий. Только легальные затраты на сертификацию, по нашим данным, составляют около 0 млн. в год. При этом случаи отказа в выдаче сертификатов составляют около 3% от представленных образцов. У нас в настоящее время действует 20 000 ГОСТов, невероятное количество СанПиНов, ОСТов и пожарных требований.

Мы подготовили проект закона, который направлен на упрощение процедуры и сокращение количества видов товаров, подлежащих сертификации. В то же время будет ужесточена ответственность производителей и предприятий торговли за качество. Это особо актуально по отношению к российским посредникам, ввозящим недоброкачественную импортную продукцию.

Революционность проекта в том, что большая часть продукции должна подлежать декларированию, а не обязательной сертификации. Декларирование основывается на собственных доказательствах производителя, на результатах испытаний, проведенных в аккредитованной лаборатории, либо на данных контроля добровольно внедренной системы качества.

Соблюдение всех требований, которые относятся к обеспечению безопасности продукции и услуг, будет обязательным, а все остальное, что относится к потребительским свойствам товара - сертифицируются добровольно. Требования по безопасности устанавливаются федеральными законами и называются техническими регламентами. Таким образом, в нашей стране начинается формирование совершенно новой отрасли законодательства о техническом регулировании.  

Илья Батраков, Нижний Новгород, «Деловая неделя», 19.06.2002

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики