БЮДЖЕТ 2004 ГОДА. КОМУ НА РУСИ ВЫЖИВАТЬ БУДЕТ ЛЕГЧЕ?
Автор: Корда Ольга
Регион: Магнитогорск
Тема:  Бюджет
Дата: 23.12.2003

Бюджет. Бюджет страны. Его, как и семейный, надо планировать заранее. Ведь страна - та же семья, только масштабы иные. Каждый регион - член большой семьи. В следующем году многим из них придется затягивать пояс потуже. Бюджет России-2004 прошел в первом чтении. О его формировании и об изменениях в сравнении с предыдущим годом поделился с региональными журналистами на встрече Клуба региональной журналистики "Из первых уст" (г. Москва) заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил ЗАДОРНОВ.

...Налог с продаж в обмен на акцизы, налоги малого бизнеса и 1% на прибыль

В итоге - прогноз задержек по заработной плате.

Со следующего года налог с продаж будет отменен. (В настоящее время он составляет 5 процентов с покупки любого товара.) Вследствие этого регионы недосчитаются в своих бюджетах порядка 65 миллиардов рублей. Это в первую очередь коснется Камчатки, Хабаровска и Приморского края. Хотя часть регионов окажется в выигрыше.

Взамен поступлений от налога с продаж регионам теперь будут принадлежать все 100 процентов акцизов на алкоголь. Сейчас распределение акцизов производится 50 на 50. То есть с каждой бутылки водки половина идет в федеральный бюджет, другая половина - в бюджет территории. Сейчас 100% будет получать территория. Кроме того, регионам теперь будет принадлежать один процент налога на прибыль. Таким образом, за федеральным бюджетом останется только 5% этого налога, 19% будет у территориальных и местных бюджетов. Все налоги на малый бизнес также будут собираться в территориях.

Получилось так, что при этом перераспределении 15 территорий, которые не имели вообще налога с продаж, получили дополнительные источники дохода. В наиболее серьезном выигрыше - Красноярский край и Пермская область. Они получили по 2 миллиарда "лишних" рублей по сравнению с текущим годом.

В то же время объем федеральной помощи, которую центр оказывает территориям в этом году, сохраняется на следующий год в том же объеме. Без учета инфляции. По правительственным прогнозам, цены вырастут на 10%. В реальности эта цифра будет больше. Следовательно, в реальном выражении федеральная помощь территориям сокращается минимум на 10%. Наряду с этим с первого октября на 33% увеличилась зарплата бюджетников: врачей, учителей, работников культуры, музейных работников. А это уже статья расходов бюджета регионов.

В итоге получается, что регионы, которые потеряли от налоговых поступлений, потеряют еще 10% финансовой помощи, и у них резко (на треть) возрастает расход на заработную плату.

Для помощи "пострадавшим" регионам предусмотрен фонд - 21 миллиард рублей. Но для оказания реальной помощи этого очень мало. Потому как эта сумма лишь наполовину закрывает потери этих территорий.

Мы попробуем при прохождении бюджета в Думе эту сумму увеличить, но шансы качественно изменить ситуацию не слишком велики. Потому что, когда бюджет принят в первом чтении, дальнейшие подвижки достаточно локальны, они ограничиваются 1-2 процентами расходной части. Можно с уверенностью сказать, что если не в начале следующего года, то к концу первого квартала или в июне, когда выплачиваются отпускные учителям, многие территории вновь столкнутся с задержками по заработной плате. Это я могу предсказать совершенно четко.

...О межбюджетных отношениях

Меняется вообще вся схема финансовых взаимоотношений между Федерацией, территориями и муниципалитетом. Принято два закона об органах власти в регионах и о местном самоуправлении. Они призваны закрепить каждую обязанность за конкретным бюджетом. Например, на сегодняшний день нет четко прописанных источников финансирования законов о ветеранах, инвалидах, об образовании, о ЖКХ. Потому как все финансируются из бюджетов всех уровней. С будущего года конкретное обязательство государства становится обязательством конкретного бюджета. И если возникнет необходимость подать в суд в связи с невыплатой положенных по закону денег, истец будет знать, на какой конкретно бюджет ему подавать иск. В 2004 г. закон о ветеранах, об образовании и еще ряд полномочий будут финансироваться не из местного бюджета, как это действует сейчас.

С точки зрения перераспределения, несколько увеличиваются обязательства федерального бюджета, очень сильно увеличиваются обязательства региональных бюджетов и сокращаются - на 200 миллиардов рублей - обязательства местных бюджетов.

Это закрепление несет в себе бомбу замедленного действия. Потому как возможности государства в два раза меньше им же запланированного. К примеру, расходы всех уровней бюджета составляют примерно 4 триллиона рублей. А, по грубым подсчетам, для полного финансирования закона о ветеранах, закона о статусе военнослужащих и целого ряда других законов необходимо порядка 8 триллионов рублей. Этот дисбаланс существует де-факто. Фактически последние три-четыре года платится только половина того, что государство обязано платить по действующему закону. Поэтому при закреплении обязательств за каждым уровнем бюджета руководствуются одним из двух подходов.

... О двух подходах решения вопросов

Первый подход - это, сказать честно, то, что государство вам обещает 8 триллионов рублей, а реально у нас 4 триллиона. А потому законы нужно отменить, приостановить на 10 лет, чтобы не платить то, что выходит за эти пределы. То есть превышает имеющиеся 4 триллиона. Я считаю, что такой подход более правильный. Мы, когда обсуждали эти законы, то Козаку и Путину предлагали пойти по этому пути. Допустим, Путин переизбирается и его первое действие состоит в том, что он приходит в новую Думу, или посылает туда премьер-министра и говорит, что перечень статей в законах должен быть приостановлен.

Это политический шаг. Но Владимир Владимирович так поступать не хочет. Это довольно очевидное политическое решение. Ясно, что оно не встретит восторгов у аудитории. Поэтому Ко-заком, который ввел эти законы, выбран второй подход. Согласно ему на существующий дисбаланс закрывают глаза и распределяют обязательства.

На сегодняшний день этот дисбаланс существует и по закону о статусе военнослужащих (федеральный уровень), и по закону об образовании (региональный уровень). На каждом уровне сформируется свой дисбаланс, и каждая территория будет разбираться с этой проблемой своими силами.

Плюсы такой схемы очевидны - социальное недовольство концентрируется по конкретным территориям и не охватывает всю страну. А минусы... Возникает социально-экономическое неравенство между жителями регионов. К примеру, согласно одному и тому же закону ветеран в Москве может бесплатно пользоваться городским транспортом, а в городе Йошкар-Ола он не может этого делать.

Пока это закрепление осуществилось без приведения в соответствие обязательств и ответственности каждого уровня государства.

Чем это грозит, я даже не буду подробно объяснять. Закрепление вступает в силу с 2005 года. То есть с 2005 года каждая территория столкнется с тем, что губернатор не сможет сказать, что это Москва не дала денег. В соответствии с законом за все отвечает он сам. И губернатор, и Законодательное собрание края или области будут полностью поставлены лицом к лицу с населением и должны будут решать, как свой достаточно ограниченный бюджет распределять исходя из тех полномочий, которые будут закреплены за каждой конкретной территорией.

...О поправках в Налоговый и Бюджетный кодексы

Предполагается, что в 2004 году еще примерно 15% налога на добычу природных ресурсов, прежде всего на нефть и углеводород, остаются у территорий. А в 2005 году федеральный бюджет полностью заберет налог на добычу природных ресурсов. Таким образом, те территории, которые сейчас имеют достаточно большие отчисления от добычи нефти, с 2005 года с ними расстанутся. Это первое, достаточно серьезное изменение.

Второе изменение - это те налоговые источники, которые сегодня четко не привязаны к местным бюджетам и к регионам. Они получат такую привязку. В частности, подоходный налог будет делиться 50 на 50. То есть 50% - в региональные бюджеты и 50% - в местные. Еще 20% регионы должны из своей доли в 50% распределить по определенной формуле между муниципалитетами. Налог на имущество предприятия становится полностью региональным. Налог на имущество физических лиц - полностью муниципальным. Муниципалитетам также передаются налог на землю и арендная плата за землю. И все сборы с упрощенной системы сборов по малому бизнесу. А за регионами, соответственно, остается налог на прибыль.

Таким образом, к 2005 году у территории региона будет четко прописанный набор обязательств и источников доходов. Эту схему предполагается закрепить на 5-7лет. За счет долгосрочности закрепления у территорий появляется стимул для увеличения этих источников доходов.

Но здесь существуют две проблемы. Первая - несбалансированность обязательств и доходов в целом по территории. Вторая - разное положение в регионах. Поэтому часто невозможно универсальными налоговыми отчислениями ее решить. Например, бюджет Вологодской области полностью зависит от ОАО "Северсталь". Поэтому если позволить отправить в муниципальный бюджет хотя бы 2% налога на прибыль, то Череповец будет полностью купаться в деньгах, а Вологодская область провалится. Аналогичная ситуация и в других областях.

Для решения этих проблем планируется ввести поэтапное увеличение отчислений. Если не вдаваться в детали, а говорить именно в общих чертах, то нас ждет непростой 2004 год, и для некоторых территорий Российской Федерации это еще и следующий, 2005 год.  

Ольга КОРДА, Магнитогорск. Газета "Новая версия Магнитогорска", № 30-31(111-112), 22.10.2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики