Американский политик Уэнделл Филлипс еще в XIX веке справедливо заметил, что лучшее в мире образование - образование, полученное в борьбе за кусок хлеба. И хотя фразу эту можно толковать двояко: речь идет и о жизненном опыте, и об образовании в классическом понимании этого слова, с ее актуальностью вряд ли кто поспорит... Более того, со временем изречение "обросло" новым смыслом, зазвучало по-иному. И за кусок хлеба теперь надо бороться не только тем, кто учится, но и тем, кто учит.
Надо признать: образование России находится сегодня в плачевном состоянии. Естественно, такое положение дел не может не беспокоить тех, кто по роду деятельности в равной мере связан и с финансами, и с образованием. Вот почему, казалось бы, "праздничный" визит в Пермь руководителей Высшей школы экономики обрел злободневное звучание.
Делегация "высоких гостей" из Москвы во главе с научным руководителем Высшей школы экономики, бывшим министром экономики России Евгением ЯСИНЫМ прибыла в минувшую пятницу в наш город, чтобы поздравить Пермский филиал этого государственного вуза с пятилетним юбилеем.
"Пермский филиал уже вышел из младенческого возраста, пора подводить первые итоги", - с ходу заявил господин Ясин сразу же после заседания ученого совета. Однако о результатах пятилетней работы Пермского филиала ВШЭ журналисты смогли по большей части узнать лишь из пресс-релизов. Как оказалось, и самого экс-министра, и его коллег гораздо больше волнует будущее российской науки и образования.
- Мы не можем бесконечно рассчитывать на нефть и газ, - заявил Евгений Ясин. - Мы слишком большая страна для того, чтобы разделить судьбу Саудовской Аравии. Та система образования, которая существовала в СССР, не была элитарной - она было доступна всем слоям населения и являлась тем важным фактором, с которым наша страна вступала в постиндустриальную эпоху.
Авторитетнейший экономист современности убежден, что образование - это один из секторов, в котором Россия можем быть конкурентоспособна на мировой арене. Но с тем наследством, которое мы получили от советской эпохи, добиться признания нашего образования на мировом уровне невозможно. Евгений Григорьевич уверен:
- Если в России будет сохранено, поддержано и реформировано образование (прежде всего оно должно стать высококачественным и доступным) - оно и может стать тем самым лицом новой России. Один мой знакомый, замечательный ученый, сказал недавно: "Смотри, у нас самая передовая в мире наука. И ты думаешь, что она не могла бы быть такой, если бы у нас не было самого передового в мире образования?" На что я ответил: "Вот из-за таких вот заблуждений и тормозится сегодня реформа образования в России"...
Выходом из положения руководитель ВШЭ видит введение ЕГЭ и нормативно-подушевого принципа обучения, так как это "демократизирует образование, позволит повысить его качество без привлечения дополнительных денежных средств и избавит от коррупции".
На вопрос о том, какие же профессии будут экономически востребованы в Прикамье в обозримом будущем, Евгений Григорьевич ответил:
- Думаю, что профессии, так или иначе связанные с авиационной промышленностью. Об этом мы разговаривали и с вашим губернатором. И дело здесь даже не в создании в Перми центра авиадвигателестроения. Просто это веяние времени.
Еще более категоричен в оценках современной образовательной системы оказался любимый ученик экс-министра, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослав КУЗЬМИНОВ.
- Я не понимаю, кто выдумал, что наше образование лучшее в мире! - возмутился он. - Понятно, что оно нам дорого, так как другого у нас нет, и это факт. Но почему же тогда развитые страны одна за другой отказываются признавать наше лучшее в мире образование? Потому что практика показывает ущербность и несостоятельность нашего образования - если по срезу знаний среди школьников в 1991 году мы были на втором месте в мире, в 1995 - на 13-м, то теперь скатились аж до 37-го места!
Господин Кузьминов тоже проявил себя как ярый сторонник образовательных реформ в высшей школе, но был куда категоричнее своего наставника.
- Очень часто сегодня приходится слышать: не надо нам никаких реформ, лучше увеличьте зарплату учителю. А между тем знаете ли вы, что территориальный и федеральный бюджеты российского образования составляет в совокупности 21 миллиард долларов, или 5% от налоговых выплат России, тогда как работников образования по стране у нас примерно три миллиона. Так вот если половина из этого 21 миллиарда уйдет на заработную плату, то средняя заработная плата будет составлять приблизительно 3,5 тысячи долларов, или 100 тысяч рублей, реально же сейчас преподаватель не получает и трети от этой суммы... У нас с 1 октября профессор, доктор наук будет получать 5,5 тысячи рублей. Это значит, что зарплата профессора наконец-то добралась аж до 90 процентов средней заработной платы по стране. Какое достижение! Для сравнения: преподаватель вуза в Китае получает 1200 долларов в месяц, учитель школы - 300 "зеленых". Спрашивается, куда уходят деньги нашего образования?
Ярослав Кузьминов убежден, что причина такого безобразия кроется на всех уровнях нашей системы образования - они, по его подсчетам, составляют до 2 миллиардов долларов в год. Процесс этот усугубляется и тем, что большая часть государственных вузов сегодня выбрасывает деньги на ветер, так как по статистике половина их выпускников не собирается работать по специальности и не востребована на рынке труда. В то же время интерес к образованию очень велик - родители всеми силами стараются дать своим детям образование.
- Это ненормально, когда 15% семей по России платят за учебу своих детей до 30% собственного бюджета. В то время как часть наших коммерческих вузов занимается по сути дела продажей дипломов. Что же касается качества обучения, то и коммерческие, и частично государственные вузы России сегодня не могут конкурировать даже с польскими и ЮАРскими, не то что с Гарвардом! - негодовал ректор ВШЭ.
Согласитесь, с мнением ученого экономиста трудно поспорить. Качество образования напрямую зависит от финансирования. Но если на студента "первого" вуза страны - МГУ ежегодно тратится 4 тысячи долларов в год, за рубежом эта цифра в 10 -15 раз больше, а по России в 10-15 раз меньше.
И все же, по мнению ведущих российских экономистов, уже через несколько лет в нашем образовании могут произойти кое-какие позитивные изменения. И не последнюю роль в его спасении, считают ученые мужи, сыграет "исторический шанс". По их прогнозам в ближайшие пять лет приток студентов в вузы сократится на 30-40% (таковы последствия демографического спада). Последствия же "оттока" будут двояки: с одной стороны, существенно увеличится финансирование вузов, с другой - часть из них просто умрет естественным путем из-за ненадобности. И хотя, по мнению столичных экономистов, такие перемены лишь к лучшему - "наконец умрут бессмысленно устаревшие специальности, и отрасль заработает по нормальным рыночным механизмам, оставив право на жизнь только за конкурентоспособными специальностями", думается, тут есть над чем поразмышлять...
Кроме того, считают столичные экономисты, часть опыта при реформировании можно перенять у ВШЭ: "прибыль у нас инвестируется исключительно в зарплату преподавателям и расширение библиотеки, такой жесткой системы обучения и огромных отчислений за недостаточное рвение к учебе нет ни в одном вузе", результат же в полной востребованности выпускников ВШЭ на российском рынке труда (ни один из них за все существование ВШЭ не встал на биржу в поисках работы).
Впрочем, как заметил господин Ясин, повышать надо не только конкурентоспособность образования, но и российской продукции в целом. В этом с ним согласился и губернатор Юрий Трутнев, встретившийся с главным экономистом "ельцинского призыва" и обсудивший основные принципы промышленной политики России. Весь вопрос в том, как это сделать. И здесь Евгений Григорьевич с Юрием Петровичем не согласен:
- Я твердо убежден, что для развития промышленности в нее надо направить государственные инвестиции, которые можно получить за счет повышения налогов. Господин же Трутнев, как я понял, считает, что вместо увеличения налогов необходимо, прежде всего, снизить издержки производства. 
Наталья МАЛКОВА, Пермь. Экономический еженедельник (приложение к пермской областной независимой газете "Звезда") "КапиталWeekly", № 37 (436), 24.09.2003

|