Вступление России в ВТО изменит промышленный ландшафт Южного Урала
О Всемирной торговой организации в стране активно заговорили несколько лет назад. Потом тема эта как будто потеряла остроту: ну, идут переговоры, а сколько продлятся? Год-два? Десятилетие? Между тем, мы незаметно подошли к этапу, когда можно всерьез и надолго готовиться к переменам. Правительством поставлена задача _ завершить переговоры и вступить в ВТО в конце 2004 или начале 2005 года. Следовательно, скоро могут измениться правила торговли с Западом. Окажутся ли тогда конкурентоспособными отечественные товары? Насколько протекционистской по отношению к своим производителям будет политика федерального центра, чего ждать нашим хозяйственникам? Об этом региональным журналистам, в числе которых был и корреспондент "Челябинского рабочего", на встрече в Москве рассказывал заместитель министра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков, возглавляющий делегацию российских переговорщиков.
Брэнд и бренди
Более трети валового продукта страны ныне реализуется на внешних рынках. Поэтому для России принципиально важно участвовать в выработке правил международной торговли.
Сейчас от дискриминационных мер Запада, введения антидемпинговых ограничений, технических стандартов ежегодно теряется около 2,5 миллиарда долларов. Более других это чувствуют металлурги, против которых действуют около 80 ограничений. Потери отрасли исчисляются 1,5 миллиарда долларов. Это примерно 11 процентов доходов, которые могли бы получать заводы стального комплекса.
Есть скрытые потери. С 1 мая 2004 года, например, произойдет расширение европейского сообщества. К 15 государствам ЕС присоединятся еще 10 _ страны Прибалтики, Кипр, бывшие партнеры по соцлагерю. Они повысят пошлины на основные товары российского экспорта, взяв за основу единый таможенный тариф Евросоюза. Из-за этого некоторые отечественные предприятия будут вынуждены уйти с "насиженных" рынков.
Существует другие риски. Для россиянина слово "портвейн" не ассоциируется с провинцией в Португалии. Точно так, как не вызывает территориальных аналогий шампанское и коньяк, но... Сегодня в ВТО завершаются переговоры о том, чтобы защитить географические наименования в названиях вин. Тогда коньяк придется именовать бренди, а шампанское _ каким-нибудь игристым напитком. Производители (а в России это целая индустрия) лишатся части доходов. Неизвестно, станет ли покупать "бренди" тот, кто привык к "коньяку".
Баланс выгоды
Три года назад Минэкономразвития проанализировало возможные потери от вступления во Всемирную торговую организацию. Вывод был таким: из-за специфичности экономики при негативном сценарии развития ситуации Россия нейтральна к вступлению в ВТО. Лишь тракторная промышленность и сельскохозяйственное машиностроение могут иметь большие проблемы, если собственники не займутся их модернизацией.
Может ли Россия позволить себе остаться "за бортом"? Такой вариант существует, но больше в теории. 147 стран насчитывает в своих рядах торговая организация. "Не присоединенным" остался десяток государств, которых сложно разглядеть на карте.
_ У нас есть внутреннее ощущение, что мы не можем говорить о каком-то выборе, _ заметил М. Медведков. _ Альтернатива сегодня _ интеграция рынков. Если не заниматься этой интеграцией во всемирном масштабе, в рамках ВТО или региональных соглашений, экономика, скорее всего, не сможет использовать конкурентные преимущества. Поэтому ЕС объединяется в большой таможенный союз. США делает то же самое вместе с Мексикой и Канадой. У России есть один маленький талисман под названием СНГ. Но в ближайшее время для наших товаров сбыта там не будет. Не только потому, что низок платежеспособный спрос. Там еще активны зарубежные компании, да и сами члены содружества стремятся в ВТО, принимая международные правила игры. Первой туда "пришла" Киргизия. Это помогло ей создать некий привлекательный ореол, которым, впрочем, она не вполне смогла воспользоваться. Молдова присоединилась к ВТО, и не испытывает от этого дискомфорта. Бурный рост инвестиций переживает присоединившаяся Армения. Такой же путь избрала Грузия. Это единственная страна, открыто заявившая: пока не будут решены двусторонние проблемы, связанные в основном с Осетией, Россия в международную организацию не вступит. "Северный сосед" молчит из вежливости, обсуждая, тем временем, на каких условиях открывать дверь в международный клуб.
Не поступимся
Помимо реальной денежной платы за вступление придется "платить" фиксацией импортных пошлин. Сейчас Россия может поднимать или опускать их по собственному желанию. А будет так: ввозной тариф "свяжут" на согласованном уровне. Переговоры ведутся по 10 тысячам товарных позиций. Подходы к каждому виду товаров разные, но в целом средний тариф снизится более чем на три процента. Лучше будут защищены неконкурентные секторы экономики.
Рынок металла в России считается сильным. Но отсутствие соперника, как правило, ведет к застою. Поэтому правительство полагает: нелишне подпустить "свежей крови", возможно, даже снизив для этого уровень пошлин (облегчив, иными словами, доступ к нам иностранных "коллег"). Для остальных промышленных товаров снижение будет незначительное, если будет вообще.
Для сельского хозяйства тариф даже вырастет _ с 22 до 23 процентов, поскольку здесь конкуренция с Западом, дотирующим своих фермеров, вряд ли возможна. Есть, впрочем, опасность иного рода _ нельзя скатиться к другой крайности, задрав пошлину на то же мясо до 50 процентов. Тогда проиграет низкооплачиваемый россиянин.
_Сейчас на переговорах мы приближаемся к логической развязке, _ говорит М. Медведков. _ Осталось согласовать 7-8 позиций. Нет пока полного понимания в отношении сельхозпродукции, очень трудно здесь продвигаемся. Не поставлена точка в отношении самолетостроения и автомобильного бизнеса. Вынужден огорчить: хороших машин в течение 7-8 лет у нас не будет. Пошлина, которую защищаем, _ 35 процентов в течение восьми лет. С одной стороны, это просто ужасно. Вводим такую пошлину _ цена на отечественную "десятку" сразу улетает за восемь тысяч долларов (страшное все-таки дело _ монополизм). Но если не прикрыть границы, российских автомобилей не будет уже никогда. Через восемь лет пошлину планируется снизить до 15 процентов.
С промышленными товарами дело обстоит так: если быстро и резко опустить тариф, можно остаться без отраслей. С услугами наоборот: больше открывается территория _ быстрее развивается экономика. Тем не менее, предусматриваются длительные переходные периоды и в этой сфере _ для телекоммуникаций, банковского и страхового бизнеса. Существует соблазн открыть рынок для иностранных кредитных организаций _ сразу, мол, появится доступ к дешевым деньгам. Но чужой опыт предостерегает. В некоторых странах финансовую кредитную политику теперь диктуют иностранцы. Уровень капитализации всех российских банковских структур сравним с капиталом одного "Дойче банка". Какую конкуренцию ожидать?
Поэтому из 150 торговых услуг полностью открывается только треть. Закрытыми остаются примерно 60 секторов, в том числе услуги железнодорожного и трубопроводного транспорта. 45-50 секторов открываются лишь частично.
Южный Урал и ВТО
Для сельского хозяйства вступление в ВТО как будто не несет прямых угроз. Даже наоборот: село ожидает конкурентное преимущество в один "таможенный" процент. Что в металлургии? Можно затормозить антидемпинговые процессы, но облегчится доступ на внутренний рынок зарубежным конкурентам, против чего отечественные "сталевары" выступают уже сегодня, обвиняя в недобросовестной конкуренции Казахстан и Украину.
Машиностроители должны получить отсрочку на модернизацию. Однако при нынешних вынужденных каникулах по причине низкого спроса на их технику это, наверное, лишь "утешительный приз". Сложно представить, чтобы быстро появились полностью автоматизированные линии, а технология догнала японскую.
ЮУЖД опасаться нечего. Намечен план реформирования российских железных дорог, ему и планируется следовать, не вступая в "перетягивание путей" с иностранцами. "Казак уральский" тоже не получит сокрушительный удар, поскольку выпускает водку, а не коньяк. Замена "брэнда" ему не грозит. А "Ариант" свои вина шампанскими и так не называет.
Горячие споры идут по поводу "энергетических требований" европейского сообщества. Россия не готова открыть доступ "к сырьевой трубе", выровнять цены на экспортный, транзитный и внутренний газ. М. Медведков особо подчеркнул: здесь не поступимся принципами, будем стоять намертво, пока не добьемся своего. Значит, резкого скачка инфляции по этой причине не должно быть. Протекционистская политика сохраняется, хотя Украина, к примеру, подходит к этому совершенно с других позиций, полностью открыв услуги того же трубопроводного транспорта.
Чего вы ждете от вступления в ВТО?
Александр Федоров, председатель советов директоров Челябинского трубопрокатного и Челябинского цинкового заводов:
_ Мы готовимся к тому, что рано или поздно Россия будет в этой международной организации. Наша продукция уже сейчас отвечает мировым стандартам, но продолжаем реконструкцию производства. Ведем работы в первом цехе, где единственными в России выпускаем бесшовные трубы большого диаметра, и в шестом цехе _ там делаем электросварные трубы. В 2007 году, когда завершим модернизацию, те наши изделия, что имеют спрос за рубежом, будут полностью удовлетворять требованиям западных потребителей. Не отдадим и внутренние рынки. Конкретный выигрыш от вступления в ВТО пока просчитать сложно. Но надеемся, наши энергетические затраты не испытают резкого скачка. Что же касается цинкового завода, он и так одной ногой в ВТО. Его продукция продается на Лондонской бирже металлов по действующим там котировкам.
Ханиф Мингазов, первый заместитель _ технический директор "ЧТЗ-Уралтрак":
_Для нашего предприятия присоединение к ВТО большого значения иметь не будет. Комплектация техники идет в основном за счет отечественных производителей. Основные рынки сбыта также в России и СНГ. На территории содружества у челябинских тракторов класса 10 тонн тяги реальных конкурентов пока нет. "Иностранцы" дороги для потребителей. Чудес ведь не бывает: если зарубежные машины стоят 160-180 тысяч долларов, то даже снижение таможенных тарифов не сделает их суперпривлекательными.
Наверное, какое-то благо почувствуют металлурги, живущие за счет экспорта. Но это палка о двух концах. Пока не начнет динамично развиваться российское машиностроение, внутренняя потребность в металле расти не будет. По нашим расчетам, сегодня в стране порядка 50-60 тысяч тракторов, выпущенных ЧТЗ. Если их эксплуатировать даже по 12 лет, для нормального воспроизводства нужно делать по пять тысяч машин, а в этом году у нас сойдут с конвейера только 1700 единиц. Налицо явный износ нашего оборудования.
Юрий Вертопрахов, генеральный директор пивоваренной компании "Золотой Урал":
_ По техническому оснащению, инфраструктуре наше предприятие ничем не уступает европейским пивоваренным заводам. Работаем по западным стандартам бизнеса. Вопросами качества пива занимаются иностранные специалисты высокого класса. От них, кстати, не раз слышали: если б наш продукт был представлен на полках за рубежом, где-нибудь в Швеции или Финляндии, пользовался б не меньшим успехом, чем местные сорта. Поэтому не видим угрозы в том, что Россия собирается в ВТО. Готовы к конкуренции. Более того, можем одержать победу, потому что при высоком качестве стоимость нашего продукта намного ниже, чем у "западного" пива. 
Евгений КИТАЕВ, Челябинск. "Челябинский рабочий", 25.12.2003

|