Марина ГЛАЗАТОВА: "НЕВЫПОЛНИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕСПОЛЕЗНО КСТАНАВЛИВАТЬ"
С 2000 года в России действует социально-экономическая программа, в которой правительство впервые объявило о том, что оно готово проводить политику устранения административных барьеров в осуществлении предпринимательской деятельности. Эта политика была названа дерегулированием. Этот процесс осуществляется в стране уже четыре года. Как уменьшить долю государственного регулирования в экономике, как уменьшить степень присутствия государства в экономике? На эти вопросы на одном из заседаний клуба региональной журналистики в Москве отвечала Марина Константиновна Глазатова, заместитель Председателя Госстандарта России.
В 2000 году было объявлено, что политика дерегулирования направлена на то, чтобы устранить проблемы, связанные с регистрацией, лицензированием, с проведением государственного контроля и надзора. Все это подразумевает непосредственное взаимодействие какого-то государственного служащего с каким-то конкретным предпринимателем. На самом деле, первый этап общей политики дерегулирования можно назвать курсом на дебюрократизацию, то есть стремлением к максимальной формализации взаимоотношений чиновника с заявителем. Давайте вспомним. 8 августа 2001 года, в один день было принято сразу три закона: "О государственной регистрации юридических лиц", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О защите юридических лиц при проведении государственного контроля и надзора". Локомотив несущийся макроэкономики остановили эти три закона. Самым удачным из них является последний, по двум первым пока осталось много вопросов. Закон N 134 решил с одной стороны очень простую, с другой стороны чрезвычайно сложную задачу. Он формализовал отношения между проверяемым и проверяющим. Дальше произошло следующее.
Лицензирование и контроль надзора на что осуществляются? На предмет того, что должны быть соблюдены требования. Они, собственно, являются инструментом, которым государство регулирует предпринимательскую деятельность. На самом деле эти требования, как вам это не покажется странным, остались на уровне ведомственных актов. Они на сегодняшний день достигли объема примерно 120 тысяч. Они хорошо известны - это ГОСТ, ОСТ, санитарные нормы и правила, ветеринарные нормы и правила, правила пожарной безопасности, строительные нормы и правила и так далее. Чего в них только нет. Самые интересные: например, ведомственный акт Госгортехнадзора, который устанавливает, что на котлах, работающих под давлением должно быть специальное смотровое окошечко, чтобы было можно наблюдать, как котел себя ведет, и таким образом наблюдать за его безопасностью. Начиная с 1985 года, не производят котлов, кроме как в России, с окошечком, потому что есть специальный прибор, который на этот котел ставится, показывает давление и все, что надо. У нас окошечко должно быть, потому что у нас есть ГОСТ 1963 года, который это устанавливает. И до сих пор не пересмотрен, поэтому у нас предприниматели, производя котел вот с этим специальным приборчиком, его нарушают. Их за это штрафуют, замкнутый круг получается. Есть ГОСТ, например, на то, что форма котлет должна быть круглой. ГОСТ на то, что селедка должна быть от 15 до 10 сантиметров, вся селедка прибалтийская должна быть длиной от 20 до 25 сантиметров, есть ГОСТ того, что длина стежка на брюках должна быть, допустим, определенное количестве миллиметров. Все покупают хлеб, нарушая ГОСТ всей страной, который 1956 года. Там написано, что хлеб транспортируется и продается в упаковке из материи. Он до сих пор не пересмотрен.
Все требования ГОСТов являются обязательными. И в определённом смысле это было правильно, потому что в то время, когда у нас была плановая экономика, то эти требованиями являлись техническим заданием на производство продукции. У всех свои интересы с точки зрения заказчиков, интересы с точки зрения конкурентных преимуществ продукции. Продавец в данной ситуации будет выполнять требования заказчика, потому что ему нужно заработать денег. Когда у нас образовалось множество заказчиков, то нам необходимо было пересмотреть все то, что было связано непосредственно с регулированием требований к продукции, процессом производства. Все, что связано с этими требованиями, чего бы они ни касались, все процедуры, связанные с тем, как эта продукция выпускается в оборот на рынок, все это - техническое регулирование. Я установила, что вот ручка, например, должна быть синего цвета, поэтому все должны это соблюдать. Это означает, что я не могу произвести никакую другую. Этим я ограничила право на осуществление предпринимательской деятельности. У нас в конституции записано, что любое ограничение прав можно устанавливаться только федеральным законом, а у нас оно устанавливалось с помощью 120 тысяч ведомственных актов. Поэтому был необходимо всю эту систему привести в соответствие с тем, что записано в нашей конституции. С точки зрения устаревания я вам могу сказать, что мы до сих пор измеряем качество зерна по клейковине. Все меряют по белку, поэтому у нас всегда проблемы с продажей зерна. Потому что мы выдаем сертификаты качества зерна, указывая основной компонент - это клейковина, а заграницей это уже никому не интересно. Точно такая же ситуация у нас с молоком, которое мы меряем по жирности. Весь остальной мир меряет по белку. Я сейчас возьму масло сливочное, растоплю его, вылью его в воду, и у меня получится очень жирное молоко, вопрос? То есть такие вещи устранить, адаптировать их к современным условиям - раз.
Устранить избыточность - два. Избыточность, устранить в них дублирование - три, потому что вы себе даже не представляете. Существуют государственные стандарты, в которые частью входят санитарные нормы и правила. Эти же санитарные нормы и правила существуют сами по себе, и они же частью входят в строительные нормы и правила, и еще туда даже входят правила пожарной безопасности, которые так же существую сами по себе. При этом нормы ветеринарной безопасности иногда входят в санитарные нормы и правила. То есть это такой переплетенный клубок вот этих вот норм, которые друг на друге завязаны, в результате чего у нас поучается, что, например, санитарную книжку продавца у нас ходит проверять госторгинспекцтия, Госстандарт, министерство здравоохранения, санэпидемнадзор, инспекция по защите прав потребителей и еще милиция. Все ходят и проверяют один и тот же показатель.
Первая задача реформы технического регулирования состоит в том, чтобы четко разделить всю вот эту совокупность обязательных требований на две категории: требования добровольные для исполнения - это те требования, которые относятся к потребительским требованиям продукции, то есть вывести их из сферы государственного внимания. И оставить в сфере государственно внимания только требования, которые касаются обеспечения безопасности. Вот эта реформа очень глубокая. Например, сейчас мы говорим о совокупности обязательных требований. Цели: защита жизни и здоровья граждан, имущества, охрана окружающей среды, не введение в заблуждение. Вот эти три цели, которые для себя определило государство для того. Обязательные для соблюдения, безусловными для соблюдения будут только требования, которые соответствуют этим трем целям. Они ограничили круг государственного регулирования, государственного вмешательства. Больше государство ни во что другое не вмешивается.
Мы должны устанавливать у себя такие требования, которые с одной стороны нацелены на всяческое соблюдение охраны жизни и здоровья, но с другой стороны они должны быть выполнимы, потому что невыполнимые требования бесполезно устанавливать. Помимо того, что эти требования должны соответствовать уровню национальной экономики, они должны быть так же установлений по единым правилам. Мы максимальным уровнем настроили реформу технического регулирования на то, чтобы у нас на территории России образовалось единое экономическое пространство. Мы все говорили о продукции, но, тем не менее, сама продукция - это важная составляющее нашей с вами жизни, но есть еще последующие процессы эксплуатации, хранения, перевозки, легализации и утилизации. К ним тоже надо предъявлять требования. Мы с вами идем в магазин, там покупаем йогурт. Открываем его, а он весь зелёный. Приходим в магазин, говорим, чтобы нам вернули деньги. Магазин начинает разбираться, предъявляет претензии поставщику, поставщик говорит, что он ничего не знает, потому что с завода привез хороший йогурт. Есть химические производства, в результате которых получаются совершенно безобидные стиральные порошки. А сам процесс производства опасен, он может нанести вред, поэтому к процессу производства тоже должны быть предъявлены требования. Другое дело, что круг этих требований и их жесткость - вот что является постоянным предметом внимания и обсуждения. Тем не менее, это есть во всех странах. Мы с вами у себя установим эти требования. Эти новые документы будут называться техническими регламентами, и приниматься будут федеральными законами или постановлениями правительства. Мы уходим от ведомственного уровня, мы лишаем ведомств их права устанавливать обязательные требования. Публичная процедура разработки - это очень важный аспект, чтобы государство знало мнение общества. Оно принимает властное решение, которое взвешено, потому что есть мнение общества, экспертов, правительства и депутатов. Второе - это то, что когда общество обсуждает какую-то идею, оно готовиться к тому, чтобы ее соблюдать. Для нашей страны это очень важно, потому что мы живем при расцвете правового нигилизма. Требование - это хорошо. Но разве мы с вами, соблюдая вот это требование, сможем нашу продукцию выпустить на рынок. Мы еще должны будем пройти процедуру, которая называемая сертификация, то есть подтверждение соответствия. В виде декларации и в виде сертификации.
Только у нас в России используется сертификация, а везде в основном декларирование. Разницы две: правовая и экономическая. Правовая - это личное заявление изготовителя, плюс технический файл, это стоит дешево. И сертификация - это когда изготовитель обращается в орган по сертификации, который заключает договор с испытательной лабораторией, проводит испытание, возвращает результаты органу по сертификации. Орган выдает сертификат, что стоит дорого, потому что появляется третье лицо. Всего форм сертификаций 19, причем каждая схема нормы сертификации тоже разная, потому что она различается опять-таки по своей экономической стоимости. При этом должен быть выбор, если у тебя на предприятии стоит система качества, а это очень дорогостоящее удовольствии, то это означает, что твоя процедура подтверждения соответствия может проводиться по более простой и дешевой схеме, потому что ты уже приложил достаточно усилий, чтобы у тебя на предприятии производилась качественная продукция. Когда меняется система требований, то это означает, что будет меняться вся система контроля и надзора.
Сейчас в России 67 органов контроля и надзора, сосредоточенных в 43 министерства и ведомствах. При этом в одном министерстве может быть сосредоточено несколько органов контроля и надзора. Например, в министерстве сельского хозяйства - семь органов контроля и надзора, в министерстве природных ресурсов - восемь. Смотрите, экологический контроль - у нас на федеральном уровне 18 органов контроля и надзора занимаются экологией, они сосредоточены в семи министерствах и ведомствах. Казалось, что должно быть все блестяще, но мы знаем, что это не так. То есть, нет ни одного объекта, по которому ходил бы один орган и проверял. На самом деле получается ситуация, при которой вот это изменения, которые будут происходить в органах контроля и надзора, так или иначе, изменит даже внутренний подход к проведению контроля и надзора.
У нас есть два вида ответственности: угловая и административная. Но у нас есть еще один вид ответственности, который называется отзывом товара с рынка. Дешевле заплатить штраф, чем отозвать товар с рынка. Именно поэтому угроза отзыва товара с рынка действует более эффективно на самом деле, чем административное наказание. Механизм отзыва товара впервые прописан в законе о техническом регулировании. Его до этого не было. Это его достижение и его четвертая основная составляющая. Этот закон - это еще и толчок административной реформы.
В законе о техническом регулировании написано четко, что переходный период составляет семь лет. За это время должно быть принято примерно около 2000 технических регламентов. Из них будет примерно 500-600 федеральных законов, а остальные - постановлениями правительства. У нас опубликовано 10 уведомлений о том, что началась разработка технических сообществ. Участвовать очень просто. Создаются экспертные комиссии, которые будут рассматривать регламенты технические. Их формирует Госстандарт. Плюс их участие в публичном обсуждении. Так что принять участие в создании новых технических регламентов может любой желающий. 
Марина ЧЕПИКОВА, Уфа. Газета "Охрана труда и промышленная безопасность", №1(28), 7.01.2004.

|
|