ЛАМПОЧКА ЧУБАЙСА БУДЕТ СВЕТИТЬ
Автор: Кузнецов Сергей
Регион: Тюмень
Тема:  Энергетика
Дата: 18.03.2004

Политической опасности для прекращения реформы энергетики сегодня нет

3 марта на заседании комиссии Правительства РФ по реформированию электроэнергетики обсуждался проект реформирования ОАО "Тюменьэнерго". До этого заседание комиссии несколько раз откладывалось. И вот, свершилось. Комиссия одобрила проект по базовому варианту без отклонений. Теперь проект реформирования ОАО "Тюменьэнерго" будет вынесен на ближайший Совет директоров энергохолдинга, который состоится 12 марта.

В проекте реформирования "Тюменьэнерго" предполагается разделить конкурентные и монопольные виды деятельности, привлечь инвестиции, cформировать коммерчески эффективные компании, сделать прозрачной деятельность предприятий электроэнергетики. Перспективы реформирования энергетики Тюменского региона связаны, прежде всего, с дальнейшей реализацией инвестиционной программы компании. Ее следующим шагом должна стать полномасштабная замена отработавшего свой срок оборудования Сургутских ГРЭС.

Целью реформирования ОАО "Тюменьэнерго" является создание на территории Тюменской области и округов отрасли, соответствующей принципам реформирования электроэнергетики России, определенным федеральными законами и постановлением Правительства РФ № 526. Таким образом, нет особого пути реформирования "Тюменьэнерго" - есть общая программа реформирования энергетики России, которая должна быть завершена в 2006 году.

Концепция реформирования электроэнергетики была оглашена еще в 1993 году, когда первым вице-премьером был Егор Гайдар. А уже потом в правительстве молодых реформаторов, в 1997 году, Евгений Ясин возглавил группу людей, которая занималась реформой всех естественных монополий, в том числе и энергетики.

В 1998 году в российскую энергетику пришла команда во главе с Анатолием Чубайсом и застала там не Российское Акционерное Общество Единой Энергетической Системы России, а Министерство энергетики РФ с соответствующими отношениями, механизмами управления и с кошмарным экономическим положением. Пришедшая команда поставила перед собой задачу, прежде всего, навести элементарный порядок в управлении и экономике и уже на основе этого порядка попытаться реформировать электроэнергетику.

28 августа 1998 года советом директоров была утверждена программа, и суть ее состояла в примитивном наведении порядка в холдинге. О трудностях реформирования российской энергетики рассказал на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст" заместитель председателя правления РАО ЕЭС России Яков Уринсон.

Все до лампочки

Электроэнергия тогда производилась, но не продавалась, а передавалась, и господствовал стандартный советский тезис "надежное и бесперебойное энергоснабжение", независимо от того, сколько стоит электроэнергия, платят за нее или не платят. Доля расчетов деньгами в 1998 году составляла 20% и была огромная задолженность по зарплате у сотрудников.

Чуть ли не в первый день своей работы Яков Уринсон столкнулся с ситуацией, когда один из генеральных директоров забаррикадировался в своем кабинете от своих же рабочих, и службе безопасности пришлось защищать его несколько дней, пока самолетом туда не отправили деньги.

По существу реформаторы начали с того, что ввели обычные нормальные процедуры корпоративного управления. Если до этого генеральный директор станции или АО Энерго практически принимал решение независимо от воли собственников, то теперь была введена система бизнес-планирования. Бизнес-план согласовывался по основным параметрам с собственником, а собственником большинства компаний мажоритарно был РАО "ЕЭС России", принимался советом директоров, дальше из него автоматически получался бюджет, а уже бюджет подписывался генеральным директором. То есть бюджет - это инструмент менеджмента, и он отражает волю собственника, поскольку составляется из бизнес-плана.

Этого долго не могли понять генеральные директора, которые раньше своей подписью расходовали деньги собственника. Введение простой процедуры заняло почти два года. Пришлось уволить нескольких энергетических аксакалов, очень серьезных генеральных директоров. Первое нарушение - предупреждение, второе нарушение - вызов в Москву и рассмотрение на корпоративной комиссии, третье нарушение этого порядка - автоматическое увольнение. И в 1999 году никто не верил, что будут уволены такие серьезные аксакалы, как очень влиятельные генеральные директора "Тюменьэнерго", "Мосэнерго".

Но после того менеджмент понял, что они наемные работники, а не собственники компании. И эти условия стали так или иначе выполняться, что позволило, если не избежать, то резко снизить теневой поток. До 1999 года 9,8 миллиарда долларов в год шли на финансирование партий, и в криминогенную среду, куда угодно, но не на благо энергетики. Тогда реформаторы провели международный аудит, для чего была нанята компания Prise WaterHouse Coopers, и потребовалось два года серьезной работы, чтобы сделать всю отчетность не в стандартах российского бухгалтерского учета, а в международных финансовых стандартах.

Эта работа нужна была для того, чтобы понять финансовое положение компании, и потом заниматься серьезным управлением этими процессами. И вот результат: в 2001 году платежи вышли на уровень 100% и даже потихонечку начали возвращать старые долги. С тех пор эта проблема больше не стоит. Хотя работа была сложная, с массой политических скандалов, со сжиганием чучел Чубайса и так далее. Но выход на стопроцентные платежи - это переворот всей работы компании внутри и во взаимоотношениях с внешним миром. РАО стало платить поставщикам, прежде всего, газовикам, угольщикам, нефтяникам. Тромб неплатежей, существовавший в России, по мнению Якова Уринсона, был разрушен, прежде всего, в РАО "ЕЭС России".

700 тысяч человек, работающих в РАО, стали вовремя получать зарплату. В 2001 году был такой порядок, если долг по зарплате в подразделении составлял более трех месяцев, зама по финансам автоматически просто увольняли с работы. С 2002 года все АО вошли в нормальный режим. И в 2002 и 2003 годах энергохолдинг уже имел достаточно устойчивые финансовые результаты. Например, "Тюменьэнерго" и выведенное им из банкротства "Курганэнерго" недавно были отмечены как предприятия, которым удалось достичь лучших результатов в сборе платежей и выполнении бизнес-планов в 2003 году.

Да будет свет!

Основная цель реформы - привлечь в отрасль частные инвестиции. В современной экономике нельзя жить с энергетикой, созданной в лучшем случае в 50-60-ые годы прошлого века. Но у нас, к сожалению, сегодня работают агрегаты, которые созданы до второй мировой войны. Когда отмечалось 80-летие плана ГОЭЛРО, руководство РАО сильно удивило всех присутствующих в Большом театре, включая президента страны, сказав, что московский Кремль снабжается от установки, которая была получена Советским Союзом из Германии. Это демонтированная станция под Берлином с котлами и клапанами образца 1934-ого года. Но в России есть и более старое оборудование.

Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), по мнению Якова Уринсона, это не рынок, а просто расчетная система, некоторый мешок, куда все электростанции и АО Энерго сдают свою электроэнергию, там она распределяется по потребителям, а потом ФОРЭМ указывает производителю, с кого получать деньги. В этих условиях конечно, ни один частный инвестор денег вкладывать не будет. Отсюда проблема по существу неизбежного коллапса в электроэнергетики, не просто старение мощностей, а просто из-за финансового краха компании.

Чтобы привлечь инвестора, необходимо выделить в энергетике конкурентный и неконкурентный секторы. Есть мнение, что вся энергетика - это естественная монополия. Это не так. Естественная монополия - это только транспорт электроэнергии и диспетчирование. А производство электроэнергии, сбыт электроэнергии, проектирование, ремонты - это обычные, конкурентные сферы деятельности. Так же как в газовой промышленности добыча газа - это конкурентная сфера, а транспорт газа через трубы - это естественная монополия. Также как в МПС: железнодорожные пути, коммуникации - естественная монополия, а перевозка - это конкурентная сфера, так же и в энергетике.

Естественно монопольный сектор - это регулируемый сектор, тариф будет всегда назначать государство, но тариф будет назначаться осознанно. Энергетики привыкли, что если им чего-то не хватает, они всегда докажут регулирующему органу, что надо увеличить тариф. И в РАО "ЕЭС России" тали выдвигать идею осознанного снижения тарифов: государство берет на себя обязательство, установив минимальный тариф, не снижать его, если энергокомпания на чем-то сэкономила. Тогда у всех сотрудников появляется реальный стимул экономии. Эта работа является основой для того, что должно происходить дальше со всеми тарифами, включая тарифы для населения.

Эха, оха - без Чубайса плохо

Последний этап реформирования энергетики начнется, когда реальный тариф будет включать инвестиционную составляющую, и можно будет заменить устаревшее оборудование. С одной стороны конкуренция будет снижать цены, а с другой инвестиции все равно должны будут сказываться на ценах. Поэтому первое время цены будут расти. Когда цены на электроэнергию начнут снижаться не только за счет конкуренции, но и в результате технического прогресса, завершится последний этап реформы российской энергетики.

По мнению Якова Уринсона, политической опасности для прекращения реформы энергетики сегодня нет, несмотря на смену правительства. Остановить ее невозможно. Это понимают все. Заместитель председателя убежден, что, во-первых, Чубайса не снимут. Во-вторых, реформа прошла точку возврата, когда можно было еще обсуждать, а не вернуться ли назад к вертикально интегрированным компаниям, а не отменить ли все эти законы и так далее. Сегодня это все понимают все, и крупные олигархи, и потребители электроэнергии, которые делали все, чтобы затормозить эти процессы, понимают это и те, кто по политическим причинам был заинтересован в торможении реформы.

Но даже недалекое будущее нашей страны труднопредсказуемо. 1 марта правительство РФ утвердило список кандидатов для избрания в качестве представителей РФ в Совет директоров и ревизионную комиссию РАО "ЕЭС России". А 4 марта появилось сообщение, что из РАО "ЕЭС России" намерен уйти первый зампред правления холдинга Леонид Меламед. Меламед, считающийся вторым после Чубайса человеком в РАО, фактически разработал всю структуру управления холдинга - однако в этой новой структуре ему места нет. По его словам, "с профессиональной точки зрения" в РАО ему "некуда расти". Предполагается, что он уйдет из РАО в апреле 2004 года.

ВРЕЗКА:

РАО "ЕЭС России" состоит из 72 АО Энерго, 29 федеральных станций, институтов, строительных и проектных организаций. РАО "ЕЭС России" включает в себя всю традиционную энергетику за исключением "Иркутскэнерго", "Башэнерго" и блок-станций, и практически все высоковольтные сети: 302 линии электропередачи (ЛЭП), 121 подстанция ПС и другие. Сейчас в РАО прорабатываются вопросы, связанные с ликвидацией "узких мест" в единой энергосистеме, включая ограничения по выдаче мощности из ОАО "Тюменьэнерго". В РАО "ЕЭС России" также проводятся исследования по сооружению прямой связи 1150кВ Сибири с Уралом.  

Сергей КУЗНЕЦОВ, Тюмень. "Сибирский посад", 10-16.03.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики