Владимир Яковлев, будучи еще в ранге вице-премьера, заявил о необходимости создания "особых экономических зон" на территории РФ. В качестве плацдармов для экспансии этой эффективной экономической модели было названы дотируемых субъектов федерации, власти которых давно ожидают "правительственных экспериментов".
"Особые" или "свободные" экономические зоны, по сути, являются одним из механизмов стимулирования промышленного производства. В то же время важной составляющей таких территорий должна быть способность самостоятельно решать внешнеэкономические вопросы. В процессе глобализации никто не делает ставки только на внутриэкономический рост. СЭЗ в данном контексте наиболее эффективный метод развития отдельно взятой территории.
Владимир Яковлев, на недавнем совещании президента с членами кабинета министров, выступил за создание свободных экономических зон по основным туристическим направлениям России. "Это "Золотое кольцо" России, 40 городов и пять регионов страны - сказал премьер. - Это Приморский край, Черноморское побережье Кавказа и Калининградская область". Заявления обнадеживающие и смелые, но, как говорится, "бабушка надвое сказала". Так что же это - декларации или зарождающийся перелом в отношениях регионов с федеральным центром? И что дай бог не мифическая "особость" нашего региона даст непосредственно Владивостоку в частности?
Чиновники против народа
Напомним, что позицию Яковлева поддерживает и другие политики. Один из них замглавы Минэкономразвития Аркадий Дворкович. Именно он озвучил намерения правительства сделать экономические зоны двух типов - технико-внедренческие и промышленные. По его замыслу зоны будут предоставлять налоговые льготы по имуществу и земельной собственности.
По словам вице-премьера РФ, курирующего вопросы промышленной политики, Бориса Алешина "первые особые экономические зоны могут быть созданы уже в 2004г. Первоначально планируется создать 5-7 таких зон".
Пока что это разговоры. А в России как известно разговоров к делам путь длинный. Вспомним, что помешало несколько лет назад реализовать проекты "Туманган" и "Большой Владивосток".
В свое время корейский вариант развития проекта "Туманган" и альтернативы строительства ОЭЗ в Дальневосточном регионе противоречили интересам и Китая, и России. В первом случае он хоронил идею китайцев об углублении реки Туманная и строительство на ее берегах в районе крупных городов речных портов. Во втором случае - он сводил на нет значение портов в Находке и во Владивостоке. Кроме того, отсутствие денег у "местных" участников проекта "Туманган" был заморожен. Проект "Большой Владивосток" так же столкнулся с финансовыми трудностями. Правительство не поддержало проект финансами. Не были достигнуты практические договоренности об инвестировании в проекты на этапах создания.
В любом случае, если представить, что Владивосток войдет в состав ОЭЗ, то городской бюджет получит только за счет экономии налога на прибыль более 600 млн. рублей. Есть еще акцизы, льготы по НДС для предприятий выпускающих определенный вид продукции, налогу на имущество и т.д. Всего, по словам специалистов финансового управления города Владивостока с созданием СЭЗ доходы бюджета краевого центра в краткосрочной перспективе вырастут на 1-1,2 млрд. рублей. Именно столько городские власти требуют от Законодательного собрания для выполнения своих полномочий в полном объеме. Это в краткосрочной перспективе. В долгосрочном развитии Владивосток может получать за счет расширения налогооблагаемой базы с появлением новых участников экономической деятельности до 5 млрд. рублей в год. Получается, что проблему дефицита бюджета Владивостока решить можно еще одним способом созданием в Приморье ОЭЗ.
Место государства
По мнению аналитиков, развитие Приморья и выход региона на самодостаточность возможно только при создании ОЭЗ. При этом бесспорно должны быть четко урегулированы взаимоотношения с федеральным центром. Роль последнего должна быть одновременно усилена и ослаблена. Усилена в оказании помощи по стратегическим отраслям экономики: энергетика, транспорт, природные ресурсы. Ослаблена в деле контроля за деятельностью малых и средних предприятий, функционирующих в сфере легкой промышленности (в производстве товаров народного потребления), услуг, торговли, а также в деле налаживания внешних связей.
Есть разные мнения, как должны развиваться ОЭЗ. Одни считают, что под контроль государства должны быть взяты все Дальневосточные ОЭЗы (особые экономические зоны), включая СЭЗ Находка, и международные проекты стратегического назначения. Слово контроль в данном случае означает не столько административный контроль, сколько финансовое обеспечение в реализации проектов. Второе мнение - контроль государства должен быть сведен к регулированию иностранного капитала.
Все яйца в корзину
Еще в 2001 году во время своего визита во Владивосток бывший премьер Михаил Касьянов заявил, что в Приморье должна быть апробирована особая экономическая модель. Безусловно, подразумевалась СЭЗ. Тогда это подтвердили члены правительственной делегации. Прошло три года, но модели мы так и не дождались. Почему?
Процесс "коррекции взаимоотношений" между центром и регионами привел к тому, что президент Ельцин издал Указ "О координирующей роли Министерства иностранных дел РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ" от 12 марта 1996 года. После этого МИД начало все активнее участвовать во внешних связях регионов, причем на разных уровнях - вплоть до самого высокого. А после приятия в 1999 году федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ" соглашения, заключенные субъектами федерации с зарубежными партнерами независимо от их формы, наименования и содержания, перестали являться международными договорами.
Международная импотенция регионов не имеет ничего общего с свободными экономическими зонами. Но развитие событий в части урезания полномочий субъектов в международных взаимоотношениях, показатель близорукости федерального центра. Желание подчинить и централизовать распространяются на большинство решений Кремля. Нет сомнений, что вышеперечисленные решения существенно сузили возможности регионов, прежде всего в части экономического развития. Хотя сложно оспорить важность для регионов самостоятельности в отношении с международными партнерами. Экономической, а не политической самостоятельности. Видимо, правительство долгое время не могло отличить одно от другого.
В то же время федеральный центр никак не может урегулировать форматы договорных отношений с регионами. Одни соглашения дублируются другими - не дополняющими, а взаимоисключающими. В конечном итоге, любовь центра и субъектов стала запутанной и непостоянной. Возможно, именно в этом кроется ответ на вопрос, почему правительство и президент до сих пор не озвучили ясной стратегии развития регионов. А ведь государство таких гигантских размеров как Россия не сможет иметь целостную и самодостаточную конструкцию, если будет состоять из разваливающихся паразитирующих составляющих.
Аршином общим не измеришь
Сегодня в России мы наблюдаем интересные тенденции. Уже несколько лет вектор правительства направлен на приведение в соответствие с международными стандартами макроэкономических показателей: погашение внешнего долга, увеличение золотовалютных резервов оптимизацию налогообложения, проведение земельной реформы. Другими словами, микроэкономика, в части подъема деловой активности населения и развития промышленного производства - основа всех других экономик, забыта и проигнорирована. Кроме того, объявленная 4 года назад вертикаль власти была воспринята участниками государственного управления как вертикально интегрированный стержень принятия решений. Но не снизу вверх, как в демократичном обществе, а сверху вниз. Таким образом, насущные проблемы регионов по-прежнему решаются с помощью трансфертов и дотаций. Дело до осмысления проблемы бедности регионов, поисков путей к их самообеспеченности у федеральной власти не доходит. Будет у власти сила воли уйти от деклараций и прийти к практическому решению экономической слабости субъектов федерации, вопрос спорный.
Печально, но до сих пор мы наблюдаем неизменные "социалистические" попытки унифицировать все регионы и непременно подогнать под общий аршин, что очевидно приводит к все большему ослаблению государства. То есть, сейчас, на рубеже перелома развития страны в сторону укрепления, вопрос избирательного отношения к регионам более чем актуален. Ведь нет гарантий, что крупнейшие промышленные холдинги вечно будут вкладывать деньги в регионы.
Как будут встроены модели СЭЗ в Росси - сказать сложно. Главное, дать возможность регионам поднять свою промышленность. Потенциал то у них огромный, а вот денег не хватает. Именно этот наиболее важный для экономики субъектов ресурс обеспечит создание СЭЗ. Вот только захочет ли кремль иметь сильные регионы. Судя по всему российский "белый дом" интересует бедное население с зависимыми городами и регионами. 
Антон ХАРИТОНОВ, (псевдоним Роман ФИРСОВ), Владивосток, газета "Приморские вести", № 22, 19.03.2004.

|