На состоявшейся в Москве встрече участников клуба региональной журналистики "Из первых уст" представителей нашей газеты заинтересовало сообщение Александра Аузана, Президента института Национального Проекта "Общественный договор" на тему "Общество, бизнес, власть - кризис ожиданий". Из триады вечных вопросов - Кто прав? Кто виноват? Что делать? - мы предпочли последний: "Ваш прогноз. Как скоро Россия научится не только использовать природные ресурсы, но и интеллектуальный потенциал? Что для этого необходимо сделать?"
Великая проблема. Серьезная. В России идея никогда не считалась редким ресурсом.
Почему у нас нет осуждения пиратства? Интересно. Он что-то когда-то придумал, а теперь 17,5 лет его патент охраняет. "Да я сегодня на кухне две такие штуки придумал. Что, я за это теперь 17,5 лет должен деньги получать? Кто мне их даст?". Причем, понятно, почему идея не считается редким ресурсом. Население очень вдумчивое.
Как только у нас начнут скудеть идеи, они будут превращаться в редкий ресурс, вот тут на них начнут закрепляться права собственности, они будут отчуждаться, покупаться, охраняться патентами, будут включаться в экономический потенциал. А сейчас они живут где-то рядом с экономикой.
Хочу сказать, что один сорт интеллектуальных ресурсов, безусловно, в российской экономике использовался и используется очень широко. Поскольку, занимаясь защитой потребителя, я много разбирался в 90-е годы с финансовыми пирамидами, то должен сказать, что это удивительно талантливые сооружения. Ни одна финансовая пирамида не была похожа на другую. Ведь нужно было каждый раз придумать что-нибудь новенькое, чтобы околпачить народ. Столько выдумки в это дело вложено! В этом смысле комбинаторика как часть предпринимательства уже работает в экономике. Давайте не будем видеть в этом только дурное. Один из наших великих промышленников говорит: "Да я днем с огнем ищу этих людей, которые в 90-е годы строили финансовые пирамиды. Потому что я их хочу видеть на своих промышленных предприятиях, зажав определенной средой и контролем, посадить придумывать экономические схемы". Наверное, немножко странный ответ про интеллектуальный потенциал. Опять, страдаем от богатства. Горе от ума.
Три года назад, когда мы образовывали народную ассамблею, мы сказали, что у нас есть три приоритета. Три приоритета на весь обозримый промежуток времени. Во-первых, местные сообщества. Не местное самоуправление, как власть мэра, а местные сообщества. Во-вторых, доступ к информации. Потому, что доступ к информации, это не вопрос журналиста. Это всеобщий вопрос, это конституционный вопрос. Третье, это, конечно, школы. Не университеты, в которых мы преподаем, а школы. К сожалению, в университете поздновато формировать будущее страны. Здесь можно формировать будущего специалиста. А будущее страны надо формировать в школе.
Что мы сделали? Мы объединили, прежде всего, те системы, которые у нас работали в школе. Конфедерация потребителей, например, работает с огромным количеством школ. Что значит "с огромным количеством"? Ну, две-три тысячи школ. В российском масштабе это пустяки. Мы сделали учебник. Не по закону о защите прав потребителей, а о потребительском поведении. Там и психология, и экономика, и прочее. Он признан министерством образования. Подобная сеть есть у экологов, у "Мемориала". Мы стали их объединять, потому что людей надо учить не отдельно истории, отдельно экономике и географии, отдельно праву. Их надо учить чему-то другому. Их надо учить некоторому гражданскому поведению не в высоком литературном смысле, а в смысле технологических навыков. Я вообще считаю, что школа должна прививать навыки, может быть, больше, чем знания. Этими навыками человек себе добудет знания. Но он должен иметь навыки и как заключить трудовой договор, и как принять участие в политическом процессе, и как отстоять свои права без суда. Нужно понимать, что такое досудебное урегулирование. Конечно, все урегулирования должны быть досудебными. Суд, это крайняя штука.
Мы стали развивать эти сети, реализовали довольно большие школьные проекты. Совместные. В истринском лагере мы рядом с "Новой цивилизацией" сделали другую страну, где тоже по конкурсу отобраны ребята. По экологическому, правозащитному, потребительскому конкурсу. Знаете, чем различались страны? В модели "Новой цивилизации" идет обучение демократии, но там заданы правила. А в нашей игре нет правил. Эти правила нужно создать. Я был потрясен, насколько быстро ребята договорились о базовых правилах. В этом году у них получилась конституционная монархия. Это было конституционное решение.
Я теперь все время повторяю своим: "После того, что происходит в большой России, я все больше хочу на остров, к нашим ребятам". Ребята-то, оказывается, умеют договариваться о базовых правилах. В отличие от федеральной власти, большого бизнеса и прочих участников процесса. 
Юрий ХОЛОПОВ, Кинель-Черкассы, газета "Образ мысли", № 1(7), 30.01.2004.

|