После выхода в газете "Ведомости" статьи Михаила Ходорковского "Кризис либерализма в России" ушедшая было в тень тема социальной ответственности бизнеса вновь становится чрезвычайно актуальной. Одно дело, когда молодые политики зарабатывают рейтинг на беспроигрышных лозунгах отнятия природной ренты и реприватизации. И другое - когда тезис "бизнес должен поделиться" выдвигает человек, почти десятилетие являвшийся для российской бизнес-элиты олицетворением капиталистических ценностей, выстроивший компанию, которая в плане социальной ответственности была не просто безупречной, она была образцом.
Если в 90-е годы, в силу незрелости и разобщенности общества, руководитель определял политику предприятия как социально ответственную в основном по двум причинам: по велению души или по велению власти, то теперь на арене появляется еще один мощный игрок - общество и его мнение. И этот игрок будет предъявлять бизнесу свои требования. Да и власть не останется в стороне. Сегодня мы наблюдаем, как государство постепенно избавляется от непосильного социального бремени. Но скинуть пенсии, льготы, образование, медицинское обслуживание в никуда невозможно. Еще более затруднительно проделывать это на фоне заявлений о ликвидации бедности и росте ВВП. Поэтому власть будет всеми возможными способами заставлять или стимулировать к участию в социальных программах тех, у кого для этого имеются ресурсы. Возможен и встречный процесс: бизнес сам будет искать варианты взаимодействия с властью и обществом. Социальная - самая благодатная сфера, вкладывая в которую крупный бизнес может эффективно налаживать свои отношения с народом. Поделиться захотят многие. Вопрос - как? За 10 лет страна столкнулась с такими нездоровыми формами якобы социальной ответственности, что в пору задуматься: как бы от чьей-то прыти не стало хуже. Потому что когда бизнес начинает брать на себя некоторые обязанности государства, то власть, в лице отдельных чиновников или структур, начинает вообще устраняться от решения проблем. По принципу: кто везет, на того и грузят. К сожалению, государство не всегда заинтересовано в технологиях, которые работают на укрепление общественного доверия. Один из уроков, который преподала история с ЮКОСом, - как только власть начинает чувствовать конкуренцию со стороны общества за ресурсы бизнеса, она тут же проявляет недовольство.
А потому на данном этапе большое значение имеет анализ опыта, который уже наработан в России. Сегодня наибольшей научной базой по данной теме обладает "Институт экономики города", который недавно выпустил книгу "Город и бизнес", вобравшую в себя обобщенный опыт регионов.
Марина Либоракина, исполнительный директор фонда "Институт экономики города", выступая на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст", привела несколько примеров эффективных и неэффективных технологий взаимодействия связок "бизнес - общество" и "бизнес - власть", которые могут стать своеобразным пособием в воспитании социальной ответственности как бизнеса, так и власти.
Врезка:
Современная история социальной ответственности началась в конце 60-х годов прошлого века с бунтов чернокожих граждан в Детройте, Вашингтоне и Нью-Йорке. После чего были созданы знаменитые американские коалиции "За городское развитие". В состав коалиций входили топ-менеджеры крупных корпораций, которые начали выделять существенные пожертвования на реконструкцию городских кварталов бедноты. Общественное давление на корпорации - норма поведения в международной практике. Постепенно она приживается и в нашей стране. Результаты исследования ассоциации менеджеров "Общественное ожидание по отношению к бизнесу" свидетельствуют, что большинство российских покупателей не желает покупать продукцию компании, которая имеет плохую социальную репутацию.
Социум строг, но справедлив
Марина Либоракина назвала несколько технологий, работающих на укрепление общественного доверия. Фонды местных бизнес-сообществ, из которых наиболее известным сегодня является тольяттинский фонд, используют технологии социальных инвестиций. Стипендиальными программами занимается фонд Потанина. Несколько саратовских проектов, направленных на создание фондов местных инициатив (продвигает их идеолог ТСЖ и КТОСов Александр Джашитов), получили одобрение "Института экономики города". А "Российские коммунальные системы" пошли по пути создания общественного совета, в который пригласили представителей профсоюза работников ЖКХ, объединения работодателей ЖКХ, экологических организаций, конфедерации потребителей, конгресса муниципальных образований. Раз в полгода за круглым столом руководство компании докладывает членам совета о результатах работы и планах развития компании. Здесь же обсуждаются острые вопросы, которые стоят на повестке дня: кадры, тарифы и вопросы взаимоотношений.
Следующая коммуникативная технология - социальная отчетность. В свое время корпорация "Шелл" сделала себе имя, первой в мире внедрив технологию так называемого тройного итога. Тройной итог - это не только промышленные, но и экологические и социальные программы, упакованные в годовой отчет. В России до сих пор только одна компания выпустила подобный социальный отчет - "Бритиш Американ Табакко". БАТ по определению сложно быть социально ответственной. Поэтому компании постоянно приходится разъяснять свою политику, выражающуюся в том, что, производя табачные изделия, она считает себя ответственной за то, чтобы потребитель мог сделать информированный выбор.
Откуплюсь, чем только пожелаешь
Отношения между бизнесом и властью строятся намного сложнее, чем между бизнесом и обществом, и развиваются в основном по четырем моделям. Первая - добровольно-принудительная благотворительность. Ярчайший символ которой - Храм Христа Спасителя. Население прекрасно понимает, что храм строили не из высоких религиозных соображений, так что это вложение денег не добавило бизнесу народной любви и доверия. Да и власть к бизнесу относилась не как к реальному партнеру, а как к злостному уклонисту, из которого любыми способами нужно было выдавить средства. Пожалуй, такой "памятник" социальной ответственности (регионального или муниципального уровня) есть в каждой области. У нас наглядный пример - реставрация Троицкого собора на Музейной площади. Степень религиозности спонсоров можно оценить, вспомнив их гневные выступления на совещании руководителей строительных организаций с духовными деятелями.
Эта модель, кроме своей вредности в общественно-политическом плане, дает еще и отрицательные экономические последствия. Чаще всего ее продвигают неэффективные чиновники, которые боятся внедрять в социальную сферу новые экономические отношения. Поэтому все время просят у бизнеса денег на затыкание дыр. Дыры на какое-то время затыкаются, но проблемы не решаются. В результате годами поддерживаются умирающие объекты социально-культурной сферы, не проводится оптимизация сети бюджетных учреждений, консервируется неэффективная занятость.
Вторая модель - торг - имела место в истории с прогремевшей на всю страну акцией алмазодобывающей компании "АлРоса", которая передала в качестве безвозмездной финансовой помощи в бюджет Архангельской области 225 миллионов рублей. Из них 30 млн должны были пойти на погашение задолженности по детским пособиям, 75 млн - на строительство больниц и школ. Еще 70 млн - на финансирование программы по модернизации теплоснабжения. Цели вроде общественно-полезные, но акция вызвала большую обеспокоенность в деловом сообществе. Беспрецедентную отзывчивость "АлРоса" ценой в 225 миллионов рублей доходчиво объяснил Анатолий Ефремов, губернатор Архангельской области, в интервью журналу "Эксперт": "Я всем, кто бы к нам ни пришел, говорю, что работать вы будете по российским законам и по нашим правилам. Любое предприятие, которое пришло в область, должно нести социальную нагрузку. А если оно не захочет, то я не подпишу соглашение о сотрудничестве". Получается, взнос "АлРоса" - дополнительный налог, плата за разрешение на вход в область. То есть крупный, дорогостоящий административный барьер, который, по идее, должен бы изменить все расчеты инвестиционной привлекательности разработки данного месторождения.
"АлРоса" поразила откровенным цинизмом, с которым компанию, по выражению одного из депутатов Архангельского законодательного собрания, "выпотрошили". История стала примером того, как бизнес заплатил дорогую цену за неэффективную работу региональных властей. Ведь часть откупа пошла на компенсацию долгов по детским пособиям, а между тем в России не так много регионов, в которых эта тема оставалась бы незакрытой.
Модель торга и вынужденной благотворительности необычайно живучи в России. Марина Либоракина объясняет их устойчивое существование презумпцией виновности бизнеса и распространенным в обществе представлением о том, что бизнес обязательно должен что-то отстегнуть.
Следующая модель - город-комбинат. В России много населенных пунктов, где вся жизнь зависит от одного градообразующего предприятия. И если государство на местном уровне не способно гарантировать защиту собственности, прекратить воровство и навести порядок, то эти функции берет на себя крупный собственник. Он строит свою собственную империю. С жесткой дисциплиной, особыми отношениями с властью. Это создает колоссальную проблему в общественно-политическом плане, поскольку население, проживающее в таком городе, попадает в корпоративное рабство. Но есть и экономический аспект. Детские сади, объекты здравоохранения, "коммуналка", все непрофильные активы запихиваются в себестоимость продукции. И за все это, по большому счету, платит потребитель.
И, наконец, редкая пока в нашей стране модель социального партнерства. В качестве положительного примера Либоракина назвала Пермскую область, где удалось наладить реальное партнерство между бизнесом, администрациями МО и региональной властью. Все начиналось как социальная благотворительная программа. ЗАО "Лукойл Пермь" профинансировало выставку народных промыслов. Ситуация, в принципе, рядовая: сегодня 90% всех выставок проходит при поддержке бизнеса. Но на этом не остановились. Поговорив с участниками, компания выяснила, что речь идет о спасении жизни в вымирающих деревнях Пермской области. Осмыслив ситуацию, ЗАО вместе с администрацией Пермской области и администрациями МО организовали курсы по обучению этим видам ремесла и навыкам малого бизнеса. Следующий шаг - профинансировали ярмарку, на которую съехались представители народных промыслов, туристических компаний, сбытовых сетей. То есть нефтяная компания дала толчок экономическому развитию на местном уровне. Произошел поворот от культурного спонсорства к стимулированию малого предпринимательства.
Какая из этих моделей окажется наиболее адекватной местному бизнес-сообществу, покажет время. "Неделя области" приглашает саратовских бизнесменов к диалогу. Мы будем рады рассказать читателям о том опыте, которым обладают областные предприятия. 
Ольга ПРОТАСОВА, Саратов. "Неделя области", 7.04.2004.

|