"Электронная Россия" создает единое информационное пространство
Минэкономразвития РФ и Правительство Республики Башкортостан в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" создали в республике информационно-аналитическую систему поддержки принятия решений на региональном уровне.
Как сообщили в пресс-службе Минэкономразвития РФ, проект "Создание и внедрение системы поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Республики Башкортостан" стартовал в прошлом году. Финансирование работ осуществляется по принципу софинансирования за счет средств федерального и республиканского бюджетов. "Создание информационно-аналитической системы направлено на повышение оперативности решения управленческих задач за счет создания аналитической базы данных социальноэкономических показателей, а также обеспечение органов государственной власти Республики Башкортостан оперативной, актуальной, аналитической и прогнозной информацией для обоснования управленческих решений по текущему и перспективному планированию и регулированию социально-экономических процессов в республике", - говорится в сообщении.
В результате реализации проекта органы государственной власти Башкортостана получили эффективный инструмент проведения мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития республики, все данные которого представляются в табличном, графическом и картографическом виде и распространяются через сеть Интернет. Система призвана обеспечить централизованный сбор, хранение, обновление, структуризацию, систематизацию, интеграцию, обработку и консолидированный анализ многообразных данных социально-экономических показателей республики. В сообщении также отмечаются результаты, полученные от внедрения системы, в частности, сформирован централизованный информационный ресурс социально-экономических показателей республики, повысилась скорость реагирования руководства на проблемы республики, усилился контроль изменений социальноэкономической обстановки в регионе, а также значительно повысилась эффективность процесса принятия решений за счет сокращения времени на получение необходимых и достоверных данных. "По итогам внедрения подобных информационноаналитических систем в ряде регионов России планируется, используя полученный опыт, разработать типовую версию системы в целях дальнейшего тиражирования в субъектах РФ", - считают в Минэкономразвития РФ.
Об этой программе шла речь и на одном из семинаров Клуба региональной журналистики "Из первых уст", организованном Региональной общественной организацией "Открытая Россия". О ходе реализации положений программы журналистам рассказал первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов.
По словам Андрея Владимировича, Программа, стартовавшая в 2001 году, предназначена для повышения эффективности государственного сектора, но с применением информационно-коммуникационных технологий. "Программа направлена на то, чтобы государство стало более эффективным, как поставщик услуг обществу и бизнесу, за что общество и бизнес платят в виде налогов. То есть в основу программы положено технологичное отношение к государству, - говорит он. - Это попытка изменить характер нашей экономики, источники роста. То есть найти эти источники не в индустрии, а в так называемой новой экономике, основанной на знаниях, которая и растет быстрым образом, и увеличивает свою долю в ВВП. Мы считаем, что перспективы России надо искать не в промышленной политике, а в новой экономике, основанной на знаниях. Это реальная альтернатива сырьевому будущему, сырьевому настоящему и прошлому страны".
Еще серьезная новация: граждане не только получают информацию через информационно-коммуникационные технологии, но и узнают о конкретных функциях того или иного министерства или ведомства. Такие, как, например, заполнение декларации - то, что мы можем сделать, не сходя со своего рабочего места или от домашнего компьютера.
Элементы первого этапа реализации "Электронной России" - это анализ и инвентаризация. "Весь 2002 год мы (разработчики программы) занимались тем, чтобы понять, что мы из себя представляем, и где мы находимся с точки зрения применения этих средств, - говорит Андрей Владимирович. - Результаты не впечатляют: политика разрозненна, каждый проводит какую-то свою программу, которая плохо скоординирована или вообще нескоординирована с другими ведомствами. К тому же, 95 процентов всех информационных ресурсов, которые создаются за счет бюджетных средств, недоступны не только гражданам и бизнесу. Они недоступны даже соседнему ведомству, которое тоже находится в этом правительстве и занимается сходными задачами".
Что касается развития инфраструктуры доступа, то пока недостаточно вычислительной техники и сетей, по которым можно попасть в Интернет, получив доступ ко всей мировой базе данных. В этой связи становится актуальным создание так называемых общественных пунктов доступа, которые базируются на почте, в библиотеках, образовательных учреждениях.
"Мы рассматриваем "Электронную Россию" как инструмент для реформ, которые сейчас находятся в разной стадии своей реализации, - говорит Андрей Шаронов. - Очевидно, что "Электронная Россия" имеет важное технологическое значение для решения этой проблемы. Пенсионная реформа, введение адресной пенсионной системы будут проходить через объединённые государственно-информационные ресурсы. Очень часто граждане не получают то, на что они имеют полное право, просто в результате элементарного незнания гражданином своих прав. С другой стороны, бывают ситуации, когда семья умершего пенсионера ещё несколько лет получает его пенсию. Только по Москве это "выливается" за год в десятки миллиардов рублей. А ведь эти деньги смогли бы в целом увеличить пенсии по России, если их собрать. Реформа образования и такая вещь, как единый экзамен и дистанционное образование совершенно очевидно должны тоже опираться на нормальную инфраструктуру доступа на базы данных, на открытость этих баз данных. И вот "Электронная Россия"-то как раз и должна создать единое информационное пространство".
Андрей Шаронов определил четыре приоритета, которые намечены на ближайшие годы реализации программы: электронное правительство, подготовка кадров, публичные и электронные ресурсы и развитие инфраструктуры доступа. В развитии инфраструктуры доступа речь идет о последней миле, о том проводе, который подключит населенный пункт или даже отдельный дом к магистральной сети, через которую можно будет выходить в Интернет.
Публичные электронные ресурсы - это объединенные государственно-информационные ресурсы, электронно-административные регламенты.
Подготовка кадров подразумевает обучение и пользователей, и "системщиков", то есть тех, кто работает с системой.
Электронное правительство - это и информация о правительстве, и услуги, которые правительство предоставляет бизнесу и гражданам. "Пока всего 10 процентов населения имеет доступ в Интернет, - говорит Шаронов. - Существует критическая цифра, после преодоления которой процессы начинают спонтанно самовоспроизводиться. Если количество пользователей Интернета превысит 18 процентов, то потом развитие пойдёт совсем по другой траектории, более высокой и более крутой. Инфраструктура доступа пока неполноценна. И мы должны его компенсировать пунктами общественного доступа, пунктами доступа в образовательных учреждениях, где часть нашего населения находится постоянно. Для того, чтобы приблизиться к этой цифре - 18 процентов, темп подключения должен быть не менее 20 тысяч точек в год в целом по России. В 2002 году было открыто чуть более 1000 пунктов общественного доступа. Если говорить о деньгах, то в том же 2002 году было израсходовано 600 миллионов рублей, а в 2003 было запланировано 1,430 миллиарда рублей. Причем львиная доля всегда будет идти на коммуникации, на провода. Со следующего годы мы планируем поддерживать расходы порядка шести-восьми миллиардов рублей в год. А рассчитана эта программа до 2010 года".
О необходимости дальнейшей информатизации говорил и Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, обращаясь со своим ежегодным посланием к народу и парламенту республики. "Башкортостан включен в пилотную зону по реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия", говорится в этом программном документе. Однако по темпам информатизации республика отстает от ряда соседних регионов. Предстоит обеспечить выполнение намеченных на этот год мероприятий республиканской Программы информатизации органов государственной власти на 2003-2010 годы. Правительству республики необходимо предусмотреть их бюджетное финансирование, рассмотреть вопрос о создании в системе исполнительной власти структуры с соответствующими функциями". 
Елена МАКУШИНА, Уфа. ИА "Башинформ", 23.04.2004.

|