- Я так полагаю, что где-то на даче Владимир Владимирович Путин должен поставить памятник своему другу Джорджу Бушу, потому что это он обеспечивает подъем российской экономики в последнее время, - сказал научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, выступая на апрельском форуме Клуба региональной журналистики "Из первых уст". И тут же добавил: - Складывается впечатление, что он наш агент.
С моей же точки зрения, памятник американскому президенту должен поставить не только российский президент, но и совместно губернаторы "большого" Красноярского края Александр Хлопонин, Олег Бударгин и Борис Золотарев. Причем неважно где: может быть, на Земле Франца Иосифа или на берегу географического центра России - озера Виви. Главное - увековечить усилия американских властей по решению задачи удвоения ВРП Красноярья к 2010 году.
БЫЛИ У АМЕРИКИ ПЛАНЫ...
Предложение воздвигнуть памятник Джорджу Бушу возникло не случайно. Ведь не секрет, что усиленный рост российской экономики и доходов федерального бюджета в прошлом году во многом вызван высокими ценами на нефть. А главная причина их стремительного подъема, по мнению не только Евгения Ясина, но и других экономистов и политиков, - современная война в Ираке, развязанная по инициативе, прежде всего, США.
Мне повезло. За месяц с небольшим до того, как началась война в Ираке, в феврале 2003 года я побывал в составе делегации российских и зарубежных журналистов в этой стране.
Нам довелось встречаться со многими иракскими руководителями той поры. Все они напрочь отметали версию о том, что Америка пытается развязать войну потому, что Ирак втайне от мирового сообщества производит оружие массового уничтожения. Нам без особых проблем показывали оборонные объекты, где, по мнению госсекретаря США Колина Пауэла, производилось запрещенное к производству в Ираке оружие. Иракские лидеры с абсолютной убежденностью говорили, что причины грядущей войны кроются в иракской нефти, в желании руководства США взять под свой контроль этот важнейший стратегический природный ресурс. Зачем? Вот как это объяснил на пресс-конференции в Багдаде, состоявшейся 3 февраля 2003 года, председатель Организации солидарности, дружбы, мира и сотрудничества Ирака с зарубежными странами, доктор Абдул Разак Аль-Хашими:
- Цель США - сменить режим в Ираке, а затем захватить контроль над иракской нефтью, а также нефтью всего Персидского залива. На первой стадии американские монополии попытаются опустить цены на нефть до 10 долларов за баррель, чтобы разрушить мировую нефтяную экономику, в том числе и российскую. После, через посредство Всемирного банка они планируют предоставлять кредиты этим нефтяным странам. С помощью такой политики Всемирный банк подчинит себе их нефтяные богатства. А дальше - второй этап - цены на нефть поднимаются до 100-150 долларов за баррель для того, чтобы установить американский контроль над Европой.
История сыграла злую шутку над этими планами. Мужественный иракский народ преподносит день за днем все новые и новые уроки американским оккупантам. А высокие, во многом благодаря этому, мировые цены на нефть стали важным слагаемым экономических успехов не только России в целом, но и Красноярского края в особенности.
УДВОЕНИЕ ВРП - НЕ ЗАДАЧА
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений, что будущее экономики края будет прирастать нефтью. Скажем, не так давно губернатор края Александр Хлопонин подписал соглашение с "Роснефтью" о начале реализации проекта разработки Ванкорского нефтегазового месторождения, который предусматривает, что в 2007 - 2008 годах на месторождении начнется промышленная добыча нефти. Ожидаемые налоговые поступления от реализации этого проекта в бюджеты разных уровней - порядка 1 млрд. долларов в год, то есть сумма, сопоставимая с платежами главного бюджетообразующего предприятия края "Норильского никеля". В 2008 году, в соответствии с планами нефтяной компании "ЮКОС", должен быть построен нефтепровод от Юрубченского нефтегазового месторождения до станции Карабула, что послужит толчком к опытно-промышленной, а затем и промышленной эксплуатации нефтегазовых месторождений Эвенкии. Как ожидается, налоговые отчисления в бюджетную систему от реализации этого проекта будут близки по объемам с поступлениями от Ванкора.
На деле это означает, что задача удвоения ВРП Красноярского края к 2010 году, если цены на нефть будут стабильно высокими, просто не может быть не решена. А цены на нефть не должны "подвести". В соответствии с имеющимися прогнозами, среднесуточная добыча нефти в России поднимется с 8,4 млн. баррелей в 2003 году до 10,5 млн. баррелей в 2010 году. Но при этом, как сообщил на состоявшемся в марте расширенном правлении "ЮКОСа" председатель правления этой компании Семен Кукес, возможный дефицит потребления нефти в мире будет составлять 0,4%. А это не может не способствовать поддержанию высоких цен на углеводородное сырье.
НАШ ЛОЗУНГ - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
По мнению Евгения Ясина, при существующих ценах на нефть задачу удвоения ВВП Россия сможет выполнить за 15 лет. Сократить этот период, как он считает, возможно лишь при проведении серьезных структурных реформ, нацеленных на повышение конкурентоспособности отечественной экономики. Красноярского края сказанное не касается. Он способен удвоить ВРП к 2010 году только за счет нефти. Если же учесть, что в последнее время появились предпосылки к тому, чтобы наконец-то тронулся с места очень серьезный "локомотивный" для разных отраслей экономики проект по окончанию сооружения Богучанской ГЭС, то становится ясно, что нашему региону нужны более амбициозные планы. Например, лозунг повышения конкурентоспособности производимых в крае товаров и услуг.
С этой точки зрения, нельзя не приветствовать инициативу краевых властей по проведению в Красноярске Инвестиционного форума регионального развития и созданию Корпорации развития Красноярского края. Как я считаю, Александр Хлопонин в своем докладе на названном форуме совершенно внятно и четко поставил задачу выстраивания новой региональной политики России, ориентированной преимущественно не на регионы-реципиенты, а на регионы-локомотивы, способные стать точками экономического роста. Однако совершенно казенное и в интеллектуальном плане достаточно примитивное выступление представителя Министерства экономического развития и торговли РФ на форуме, как мне думается, показало, что Федеральный центр пока не готов к серьезной ревизии российской региональной политики. Ему проще действовать по-старому: обирать сильных и одарять слабых.
Поэтому совершенно ясно, что новые веяния в региональной экономической политике, инициированные командой Александра Хлопонина, будут с большими трудностями пробивать себе дорогу.
На Инвестиционном форуме регионального развития было высказано немало новаторских и перспективных идей. И нет никакого сомнения, что он удался. Мне импонирует высказанная на форуме Александром Хлопониным мысль о необходимости проведения федеральных конкурсов региональных инвестиционных проектов повышения конкурентоспособности.
В соответствии с замыслом, проекты, победившие в конкурсе, должны получать финансирование из средств Федерального фонда регионального развития. Однако, по моему мнению, в крае далеко не все делается для повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей. Мало создать хорошую правовую среду для привлечения инвестиций в край. Мало создать Корпорацию развития Красноярского края, призванную стать своеобразным стержнем инвестиционной активности в крае (подробный анализ этого проекта см. в материале Дмитрия Малькова "Корпорация преимущества, или как использовать потенциал края" в № 6 нашей газеты за этот год).
ТАРИФЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Совершенно очевидно, что повышение конкурентоспособности, то есть способности производить и продавать по нормальной цене товары и услуги, невозможно без повышения конкуренции. А вот здесь и есть проблемы. Одна и них - тарифы естественных и искусственных монополий. Увы, краевые власти не полномочны регулировать тарифы общероссийских естественных монополий. Поэтому несколько слов о монополиях местного масштаба. Как известно, министр Минэкономразвития Герман Греф не смог присутствовать на Красноярском форуме. Однако за две недели до него он выступил на организованной Высшей школой экономики международной конференции, посвященной вопросам повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Приведу небольшую цитату из этого нашумевшего выступления (Герман Греф прошелся тогда и по вице-премьеру Александру Жукову, и советнику президента Андрею Илларионову, и министру финансов Алексею Кудрину): "Правительству предстоит... обратить пристальное внимание на местные монополии... что касается местных монополий, то там никаких естественных монополий на самом деле нет, есть искусственные монополии, зачастую сработанные чиновниками муниципальных и региональных властей для того, чтобы снимать монопольную ренту себе в карман".
Что отнес Греф к местным монополиям? Прежде всего, предприятия ЖКХ. Вроде бы в крае по этой части все в порядке. В докладе Александра Хлопонина на форуме было сказано, что в жилищно-коммунальном секторе края созданы условия для частной конкуренции и частных инвестиций. Может быть, так оно и есть. Но известно, что за счет изменения системы оплаты услуг ЖКХ (по существу ее повышения для тех, кто может платить, и снижения для малоимущих) в прошлом году доходы предприятий ЖКХ выросли на 60%. Не знаю, как у кого, но у меня сразу возникло подозрение, что тарифы на услуги ЖКХ подняли так, что ремешки на поясах пришлось затягивать многим. И не факт, что при этом предприятия ЖКХ не начали получать монопольную сверхприбыль.
Или взять "Красноярскэнерго" - эту естественную, но практически местную монополию. Ведь из года в год возникают скандалы, что для тех или иных потребителей РЭК, то есть государство, почему-то устанавливает тарифы, необоснованно завышенные. Вообще, куда ни кинь, там, где какие-то властные органы устанавливают или утверждают местные тарифы на те или иные услуги (будь то услуги по канализации, водоснабжению, телефонной связи и др.), - повсюду слышатся голоса: с ценами на услуги не все в порядке.
ЕЩЕ ОДИН ПАМЯТНИК
Впрочем, не все так плохо. Косвенно конкурентоспособность той или иной отечественной продукции можно определить по доле ее импорта в реализуемых товарных ресурсах. Так вот, по официальным данным, в 2003 году доля импорта в товарных ресурсах мяса птицы в целом по России составила 57%. По краю соответствующих официальных данных мне не удалось найти ни в краевой администрации, ни в крайгоскомстате. Пришлось обратиться к эксперту. Вице-президент ассоциации "Сибирская губерния" Евгений Харьков сказал, что в крае доля продаж импортного мяса птицы (а это, как все мы знаем, почти на 100% американские куриные окорочка) составляет всего лишь 20-25%. Основных причин, почему красноярцы выбирают не "ножки Буша", а продукцию птицеводческих предприятий нашего региона, две. Первая - птицеводство у нас не только сравнительно неплохо развито, но и представлено довольно развитыми дистрибьютерскими сетями. Вторая же причина заключается в том, что уровень жизни населения в регионе все же выше, чем в среднем по стране. А поэтому красноярцы могут себе позволить обойтись без дешевых, но не очень качественных американских окорочков.
Интересно и другое. Есть устойчивая тенденция к снижению потребления американских окорочков в крае. За это, видимо, тоже следует поставить памятник Джорджу Бушу. 
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ, Красноярск. "Экономика и жизнь - Сибирь", 18.05.2004.

|