СНОВА ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
Автор: Лабунская Анна
Регион: Саратов
Тема:  Бюджет
Дата: 24.08.2004

"Нас ждет необычный год", - считает заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил ЗАДОРНОВ.

Очередная встреча с М. М. Задорновым, уже известным читателям по выступлениям в нашей газете, состоялась в Москве в Клубе региональной журналистики "Из первых уст".

- Михаил Михайлович, какие, на Ваш взгляд, наиболее ключевые моменты предстоящих изменений?

- Это изменения бюджетной и налоговой политики - подобного не было с 1995 года.

Судите сами. С 2005 года в регионах будут разграничены полномочия органов государственной власти по козаковскому закону. Разграничивается колоссальный объем полномочий - это станет титаническим сдвигом!

Второй существенный сдвиг - снижение единого социального налога. Оно влечет за собой существенные изменения в расходной части социальных фондов. В частности, образуется достаточно большой дефицит у пенсионного фонда, а средства фонда обязательного медицинского страхования в большей степени централизуются на федеральном уровне.

Сейчас централизуется только 0,2 процента от ставки единого социального налога, а с 2005 года - 0,8 процента. Федеральный фонд медицинского страхования будет обуславливать какие-либо выплаты регионам одним жестким правилом: регион должен платить за свое неработающее население - примерно 450 рублей в год за каждого пенсионера, который не вносит средств в фонд обязательного страхования. Это изменит все отношения внутри регионов не только в системе ОМС, но и в системе здравоохранения в целом.

Снижение социального налога влечет за собой ряд изменений по фонду социального страхования.

Три первые дня больничного теперь будет оплачивать не фонд социального страхования, а работодатель, то есть предприятие, где вы работаете. Это достаточно существенная сумма.

Фонд соцстраха перестает финансировать детский отдых, санаторно-курортное лечение ветеранов войны и спортивные детско-юношеские школы.

Третье принципиальное изменение - это замена льгот денежными компенсациями. Она касается не только миллионов людей, но и транспортные организации, которые имели убытки при перевозе этих категорий людей и теперь должны определиться с тарифами, внести организационные изменения в свою деятельность.

Коренным образом меняется жилищное законодательство. По существу, со следующего года заканчивается предоставление жилья целому ряду льготных категорий населения, имевших право на бесплатное и первоочередное жилье.

И все это будет происходить одновременно!

Изменяется сложившаяся схема подготовки и утверждения бюджета, полностью меняется бюджетная классификация, а вслед за ней порядок определения и, соответственно, финансирования целого ряда отраслей экономики, науки и т. п.

- На Ваш взгляд, насколько все это действительно нужно? Общество болезненно воспринимает даже единичные нововведения, а нас ждет настоящая "революция"!..

- В этом плане 2005 год будет достаточно сложным. Как известно, реальная подготовка ко всем этим изменениям на федеральном уровне началась совсем недавно, а во многие регионах по сей день толком не представляют, что их ожидает. Так что можно предположить, что последние месяцы этого года и, к сожалению, первый квартал следующего года будут очень "горячими", возникнет много организационных проблем. С моей точки зрения, плохо, что все делается на ходу, но, с другой стороны, хорошо, потому что, по сути, за последние 2-3 года у нас не было никаких существенных изменений в бюджетной сфере, сейчас они пойдут на пользу. Я в этом уверен.

- Проясните ситуацию с Налоговым кодексом: когда работа будет завершена, и каким Вы его видите?

- По Налоговому кодексу у правительства и парламента общая точка зрения: за 2005-2006 годы полностью завершить над ним работу. Закончить начатое, принять несуществующие главы Налогового кодекса, каждый из налогов закрепить на соответствующем уровне бюджета. Всего будет 16 налогов: 10 федеральных, 3 региональных и 3 местных.

Уже принят единый социальный налог, его средняя ставка, которую платят предприятия, снижается. В основном это снижение приходится на бюджетные предприятия и на отрасли с низкой зарплатой. Для таких предприятий это очень существенная экономия. Обратная сторона процесса - свои потери федеральный бюджет будет замещать определенным сокращением социальных обязательств государства по пенсионному фонду, фонду соцстраха и медстраха. Так, пенсионный фонд сбрасывает с себя обязательства по накопительной части пенсии для поколения с 1953 по 1966 годы рождения включительно и отодвигает увеличение накопительной части для более молодых возрастов. Начисление 6% к накопительному счету граждан моложе 1966 года включительно будет происходить не со следующего года, как планировалось, а с 2008 года.

Ведется работа над главами о земельном, водном налогах, над специфическими главами Налогового кодекса, касающихся отдельных видов налогов и сборов. В следующем году мы рассчитываем принять иную ставку НДС, видимо, в районе 15-16% - с изменением механизма администрирования. Ситуация выглядит так, что налог на добавленную стоимость будет федеральным. Так же как и таможенные пошлины, налог на добычу природных ресурсов, акцизы на табак, - все это будет концентрировать федеральный бюджет.

Подоходный налог делится сейчас следующим образом: 50% поступает в региональные бюджеты, 30% - в муниципальные бюджеты и 20% региональные бюджеты обязаны перераспределять по единой формуле между муниципалитетами, грубо говоря, подоходный налог между муниципалитетами и региональными бюджетами делится примерно 50:50. Это динамично растущий налоговый источник.

Налог на прибыль: 2/3 - регионам, 1/3 - Федерации. Такая норма будет закреплена достаточно надолго.

Полностью останутся у региональных бюджетов налоги на имущество предприятий и транспортный налог.

Базу для муниципальных бюджетов составят отчисления от подоходного налога, земельное налогообложение и налог на имущество физических лиц.

Такую структуру, примерно соответствующую сегодняшнему распределению, планируется закрепить на среднесрочную перспективу, и менять каждый год ее уже не будут.

- Есть ли основания у слухов, что населению предстоит платить налог на имущество по его рыночной стоимости?

- Действительно, есть такой проект закона, который был принят Госдумой в первом чтении и продолжает обсуждаться. Но, во-первых, его реальное вступление в силу произойдет не раньше 2007 года, потому что в регионах отсутствует кадастровая оценка земли, которая является неотъемлемым условием введения в силу данного налога. Во-вторых, прямо скажу, что ни правительство, ни мы не определились, что считать рыночной стоимостью, что такое рыночная стоимость вообще. Сначала предполагалось отдать право устанавливать по определнной методике рыночную стоимость земли правительству. Но мы против. Скорее это будет откорректированная стоимость БТИ - примерно в 3-4 раза выше, но никак не стоимость квартиры на вторичном рынке.

При принятии этого закона мы будем очень тщательно оценивать последствия для большинства населения.

- Ваши комментарии по блоку законопроектов, вошедших в "жилищный" пакет…

- Он состоит из нескольких частей. Там есть законы, которые касаются собственно ипотеки, налоговые законы, которые облегчают для людей пользование ипотекой. Например, отменяется 1,5% сбор за нотариальное удостоверение договора ипотеки, то есть вы не должны будете заверять его у нотариуса. Увеличиваются вычеты из подоходного налога в пользу того, кто берет ипотечный кредит и т.д. Не будет браться НДС на все сделки с недвижимостью и земельными участками. Часть законов касаются самой ипотеки.

Другая составная часть этого пакета - существенные изменения норм Гражданского кодекса, облегчающие выселение того, кто не платит за жилье, полученное с помощью ипотечного кредита. Одно из изменений касается того, чтобы снять ограничения в Жилищном кодексе, которые сегодня существуют по детям и нетрудоспособным членам семьи. Сейчас, например, если ребенок прописан в квартире, без согласия опекунского совета соответствующего муниципалитета, никто не имеет права выселить его семью из квартиры, даже если имеется задолженность по кредиту за квартиру в коммерческом банке. После внесения изменений такое право появится, равно как если в этой квартире живут другие недееспособные члены семьи.

Это непростая мера, мы будем ее корректировать, но цель изменения в Гражданском кодексе именно такая, чтобы предмет залога был юридически чист с точки зрения возможности его дальнейшей реализации в случае неуплаты ипотечного кредита.

Новый Жилищный кодекс фактически полностью меняет сложившуюся систему отношений в этой сфере. Назову основные моменты на примере Москвы. В Москве существует 56 категорий льготников по жилью - имеющих право на внеочередное получение, на получение жилья в первоочередном порядке, очередники общей очереди. Кто может вне очереди получать жилье? Это дети-сироты, которые из домов-интернатов выходят в жизнь, инвалиды ВОВ, люди с открытой формой туберкулеза, определенные жертвы политических репрессий, чернобыльцы, семьи с четырьмя или более детьми и т.д. Жилищный кодекс полностью отменяет эту систему: есть одна общая очередь, где существует единый критерий - это средний душевой доход семьи и соотнесение его с тем уровнем, который устанавливается для жителей конкретного муниципалитета. То есть, даже если у вас есть права на получение жилья, но ваш доход на члена семьи превышает установленную норму, жилье предоставлено не будет.

Помимо этого правительство предполагает ограничить срок приватизации жилья 2007 годом. Все жилье, которое не было приватизировано, останется в государственном фонде, который будет предоставляться только по социальному найму. Распоряжаться им на свое усмотрение - продать, заложить и т. д. - проживающие в нем уже не смогут.

***

То, о чем я говорил выше, меняет сложившуюся систему и должно найти отражение в законах о бюджете - федеральном, субъектов РФ и муниципалитетов. Если оставить все как есть, регионы не смогут самостоятельно закрыть те полномочия, которые им предоставляются со следующего года: индексировать заработную плату, детские пособия, но самое главное - у них возникает разрыв по выплатам льготникам, которых они должны финансировать в виде компенсаций в следующем году.   

Анна ЛАБУНСКАЯ, Саратов, еженедельник "СОВФАКС" № 30 (702), 13.08.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики