МИХАИЛ ЗАДОРНОВ ПОДЕЛИЛСЯ НОВОГОДНИМ НАСТРОЕНИЕМ
Автор: Москалев Донат
Регион: Магнитогорск
Тема:  Бюджет
Дата: 24.09.2004

Хотя до праздников еще далеко, заместитель председателя Комитета по налогам и сборам Государственной Думы уже заговорил о правительственных подарках для населения в 2005 году.

Приближающийся год, как заявил Задорнов, с точки зрения бюджетной и налоговой политики будет годом очень необычным — в стране «намечается титанический сдвиг». Направление этого «сдвига» сам «титан» обозначил в своем докладе, подкрепив его нижеприведенными экономическими выкладками.

И, забегая вперед, следует отметить, что смысл готовящихся преобразований сводится к следующему — осуществление серии кардинальных изменений, которые сломают привычную систему взаимоотношений в бюджетных, а также смежных с ними отраслями экономики. Причем, подобных изменений, по словам докладчика, не было в стране в течение последнего десятилетия. И этот революционный процесс принял необратимый характер. О чем и проинформировал Михаил Михайлович журналистов региональных СМИ во время встречи, состоявшейся в Москве: «реальная подготовка к этим изменениям на федеральном уровне началась!»

Задорнов о льготах

— Замена льгот денежными компенсациями касается не только миллионов людей. Она касается транспортных организаций, которые имели убытки при перевозе этих категорий людей и обязаны, соответственно, определиться с тарифами. Организации должны выдать проездные документы, то есть просчитать свою экономику в новых условиях. Я хочу сказать, что сама по себе замена льгот денежными компенсациями влечёт для транспортных организаций и организаций связи существенную организационную и экономическую работу. То есть теперь эти деньги будут поступать в соответствующие инстанции. Это важно для муниципалитетов, потому что для них тоже меняется ситуация существенно. Например, для Москвы. Москва покрывает убытки льготных категориям только на городской транспорт в размере10 миллиардов рублей.

Будут ли снижаться, ввиду отмены льгот, тарифы в частности на транспорт? По хорошему счёту, они должны быть снижены. Вы знаете, что городские транспортники прибегают к нескольким способам: они либо не возят льготников или пускают автобус раз в три часа, который ждут все льготники. Возможен другой вариант: они увеличивают тариф для всех, чем покрывают выплату льготным категориям, или просто относят это в убытки.

Теперь появляются большие деньги, потому что городской транспорт для всех становится платным. По идее транспортники они должны пересчитать тарифы, немного или существенно их понизить и распространить на всех. Сделают ли они это? Вы знаете, что с этого года мы снизили налог с продаж и с НДС, то есть все товары стали на 7% дешевле. И было клятвенное обязательство розничных сетей снизить цены на эти 5%. Никто цены не снизил. Хотя если бы государство хотело и добивалось этого, то заставить организованно снизить эти цены, можно элементарно.

Почему тема денежной компенсации в России не работает как нужно, по сравнению с другими странами? В нашей стране этот вопрос нужно решать с учетом особенностей национального характера. Частично эти деньги пропьют. Потратят не на детей. У бабки отберут. Поэтому этот вопрос лучше смотреть на каждой конкретной территории, определяя механизм выплаты.

Задорнов о налогах

— Правительство и парламент хотят завершить в 2005-2006 году работу над Налоговым кодексом. Основное нововведение сводится к следующему — разделить каждый из налогов и закрепить на соответствующем уровнем бюджета. Всего будет 16 налогов: 10 федеральных, по 3 региональных и 3 местных. Соответственно, часть федеральных налогов будет поступать в бюджет субъектов РФ. Все эти 16 налогов будут разделены между 3 уровнями субъектов и закреплены на среднесрочную перспективу.

Что предстоит сделать и что уже делается сейчас для завершения этого Налогового кодекса? Уже принят единый социальный налог. Его ставка, которую платит предприятие, средняя по стране, снижается примерно с 30% (сегодня) до 24% (в следующем году). В основном это уменьшение приходится на бюджетные предприятия и на отрасли с низкой зарплатой. Для таких предприятий это очень существенная экономия. Бюджетная сфера и предприятия высвобождают определённый объём средств. Они могут этими деньгами распорядиться. Оборотная сторона в том, что эту потерю для бюджета, они будут замещать определённым сокращением социальных обязательств государства по пенсионному фонду и фонду медицинского страхования. Пенсионный фонд сбрасывает с себя обязательства по накопительной части пенсии для поколения 53 — 66 г.р. включительно, и отодвигает увеличение накопительной части для более молодых. Поскольку со следующего года должны были начислять уже 6% к вашему накопительному счёту, если вы моложе 66 г.р. А увеличение на 6% будет только в 2008 году — оно отодвигается на несколько лет. Это обеспечивает экономию пенсионному фонду.

Мы ведём работу над главами о земельном налоге, о водном налоге — т.е. о специфических главах налогового кодекса, касающихся отдельных видов налогов и сборов. В следующем году мы рассчитываем принять новую уточнённую главу на добавленную стоимость, по которому сделать иную ставку НДС — видимо, в районе 15%-16%, одновременно с изменением механизмом администрирования (сбором налога). После этого останется отдельное уточнение, касающееся небольших глав о налоге на наследование и дарение, а также налоге на имущество физических лиц. Мы считаем, что в 2006 году Налоговый кодекс будет работать целиком.

При этом со следующего года происходит его закрепление за регионами местного самоуправления и федеральных бюджетов в виде соответствующих налогов. В основном ситуация выглядит так, что налог на добавленную стоимость будет федеральным. Так же как и таможенные пошлины, как и налог на добычу природных ресурсов, акцизы на табак и таможенные пошлины.

Подоходный налог будет делиться так: 50% поступает региональным бюджетам, 30% поступают в муниципальные бюджеты и 20% подоходного налога поступают в региональные бюджеты. Сейчас это динамично растущий налоговый источник, поступления от которого будут распределяться следующим образом: 2/3 — регионам, а 1/3 — федерации. Такая норма будет закреплена надолго.

У региональных бюджетов остается следующие налоги: на имущество предприятия, транспортный. Таким образом, они составят основной объём доходов региональных бюджетов. Муниципалитеты будут иметь отчисление от подоходного налога, земельное напряжение и налог на имущество физических лиц. То есть это то, что составит базу для муниципальных бюджетов. Такая структура, примерно соответствующая сегодняшнему распределению, будет закреплена на среднесрочную перспективу и ежегодно меняться не будет.

Сейчас идут разговоры о том, что придется платить налоги на имущество по рыночной стоимости. Действительно есть такой проект закона, который был подготовлен, обсуждается и даже в первом чтении был принят Госдумой. Но, во-первых, его реальное вступление в силу произойдет не раньше, чем в 2007 году — в регионах отсутствует кадастровая оценка земли, которая является неотъемлемым условием введения в силу данного налога. Во-вторых, прямо скажем, что ни правительство, ни мы пока не определились, что такое рыночная стоимость. Поэтому при принятии этого закона мы будем очень тщательно оценивать последствия для большинства населения. Тем более, сегодня пенсионеры и инвалиды не платят налог на имущество, они от него освобождены по закону. Ясно, что мы внимательно будем смотреть на эти категории на примере крупных городов.

Будет снижен и единый социальный налог. Дело в том, что его уменьшение (за него проголосовала Дума и поддержал Совет Федерации), влечёт за собой существенные изменения в расходной части социальных фондов. В частности образуется достаточно большой дефицит у пенсионного фонда. Фонд обязательного медицинского страхования в большей степени централизуется на федеральном уровне. Сейчас централизуется только 0,2 процента от ставки единого социального налога, а будут дифференцировано 0,8 процента. И федеральный фонд медицинского страхования будет вынужден обусловить какие-либо выплаты регионам одним жёстким правилом: регион должен платить за своё неработающее население. То есть примерно 450 рублей в год за каждого пенсионера в стране, который не вносит средств в фонд обязательного страхования. В масштабах России эта сумма составляет около 40 миллиардов рублей. И это меняет все отношения внутри регионов не только в системе медицинского страхования, но и в системе здравоохранения.

Кроме этого, снижение социального налога влечёт за собой следующие изменения, по фонду социального страхования. Первое: три начальных дня больничного будут платить не бюджет, а работодатель. То есть не фонд социального страхования, а то предприятие, где вы работаете. Это достаточно существенная сумма по стране и для предприятий. Второе: из фонда соцстраха будут сняты финансирование детского отдыха и санаторно-курортного лечения ветеранов войны. Что так же меняет систему финансирования здесь. И ещё важно, что спортивная детско-юношеская школа, которая сейчас тоже финансируется из фонда соцстраха, так же будут с него сняты.

Задорнов об ипотеке

— Второй блок законодательства, над которым сейчас идет работа, это ипотечный или жилищный пакет. Туда много чего намешано. Цель изменений — всячески облегчить сделки по привлечению ипотечных кредитов. Законодательная база состоит из нескольких частей. Там есть полтора десятка законов, которые касаются собственно ипотеки, а также 7 налоговых законов, которые облегчают людям пользование ипотекой. Например, отменяется 1,5% сбора нотариального за нотариальное удостоверение договора ипотеки. То есть вы не должны будете заверять его у нотариуса. Во-вторых, увеличиваются все вычеты из подоходного налога в пользу того, кто берёт ипотечный кредит — от процентов освобождаетесь, если предприятие даёт вам кредит. Сейчас это облагается подоходным налогом как материальная выгода. Со следующего года ситуация изменится.

Также сегодня, если вы берёте кредит ниже ставки рефинансирования, то опять-таки это облагается сегодня налогом как материальная выгода. Этого тоже не будет со следующего года. Резюмируя можно сказать, что практически по всем моментам, налоговая нагрузка на человека, берущего ипотечный кредит, будет снижена. Не будет взиматься НДС на все сделки с недвижимость и земельными участками. Это вот так сказать налоговая часть этого жилищного пакета.

Вторая часть касается самой ипотеки и сводится к уточнению закона об ипотечных ценных бумагах. Создается, так называемое, бюро кредитных историй. Будет произведен ряд изменений, которые позволяют банку в установленной законом процедуре проверять заёмщика и самому выпускать ценные бумаги, которые обеспечены залогом в виде жилья.

Третья составная часть ипотечного пакета – это существенные изменения норм гражданского кодекса, облегчающие выселение того, кто не платит за жильё. Там два основных изменения, одно из которых направлено на то, чтобы снять ограничения в жилищном кодексе, касающиеся детей и нетрудоспособных членов семьи. К примеру, сейчас, если, ребёнок прописан, то без согласия опекунского совета соответствующего муниципалитета, вы не имеете права выселить эту семью из квартиры, даже если она задолжала по кредиту коммерческому банку. После планируемых изменений такое право фактически появляется, равно, как если живут в этой квартире недееспособные члены семьи. Это серьёзная и непростая мера, но мы ко второму чтению будем её корректировать. Цель такого изменения в гражданском кодексе — чтобы предмет залога был юридически чист с точки зрения возможности его реализации в случае неуплаты ипотечного кредита.

Одновременно в новом пакете есть ещё два таких фундаментальных документа – это Жилищный и Градостроительный кодексы. Последний определяет все отношения, связанные со стройкой, то есть с выделением участка, правами застройщика, а также отношение муниципалитета, строителей и заказчика этого строительства в ходе подготовки и ведения строительства. Жилищный кодекс – это документ, который вместе с законом о мотивации льгот меняет сложившуюся систему отношения с жильем. Он фактически заменяет основу жилищной системы, действующей сегодня, не менявшейся в течении последних 10 лет.

Теперь есть одна общая очередь, где критерий существует единый – это средний душевой доход семьи и соотнесение его с тем уровнем, который установит город для жителей муниципалитета. То есть, если у вас есть определённые права, но ваш доход на члена семьи превышает норму, которая будет установлена, вы не имеете права на получение жилья.

Таким образом, все существующие в законодательстве права отменяются жилищным кодексом. Для ряда категорий это заменится, так называемой накопительной системой, они получат из бюджета соответствующего уровня (если мы говорим о федеральном бюджете), определённую сумму денег и будут иметь право вступить в какую-то ипотечную схему с какого-то момента. Второй существенный момент жилищного кодекса – это то, что там определяются и расписываются все ваши отношения по найму жилья — в какие отношения вы вступаете с сособственником жилья, с государством или частным. Также правительство предполагает ограничить срок приватизации жилья 2007 годом. То есть два года ещё есть в запасе. А всё жильё, которое не было приватизировано, оно останется в государственном фонде, который будет предоставляться только по социальному найму

Задорнов о труде, бюджетниках и образовании.

— С 2005 года меняется вся система оплаты труда в стране. Сегодня есть минимальный размер оплаты труда – 600 рублей, есть 18-ти разрядная тарифная сетка, которая распространяется на всех бюджетиков. Со следующего года этот закон предполагает отмену МРОТ, отмену привязки этого понятия к прожиточному минимуму в стране. Единая тарифная сетка остаётся только для федеральных бюджетников в стране — а их примерно 1,5-2 миллиона. Регионы будут полностью устанавливают для своих бюджетников систему оплаты труда, сетку, надбавки. Это полностью ответственность региона, никакой единой системы на территории страны закон не предполагает. А это очень существенное изменение всей системы сложившейся в стране.

Детские пособия одновременно передаются с федерального уровня на региональный. Очень значительные поправки вносятся в закон об образовании и здравоохранении. Школьное образование передаётся на региональный уровень. На федеральном уровне Закона об образовании убираются огромное количество норм, которые в нём были. К примеру, сейчас учителя имеют доплату за проверку тетрадей — это убирается. Доплата школьникам на питание 3-5 рулей — тоже убирается. Доплата сельским врачам и учителям в размере 25% — убирается. Право ученых заведений сдавать в аренду свои помещения — ликвидируются. Что касается налоговых льгот для образовательных учреждений – там 60 поправок, которые серьезно меняют всю систему закона об образовании.

Задорнов о местном самоуправлении.

— Хочу развеять возникшие сомнения о том, что, вроде получается так, что федерация с себя снимает весь тот негатив, который пойдёт на уровень региональной власти — кому нужно местное самоуправление, не обеспеченное финансами?

Во-первых, местное самоуправление финансами обеспечено будет. Дело в том, что за местным самоуправлением, как я уже сказал, закрепляются местные источники и подоходный налог. Здесь есть проблема в том, что регионы сами не очень-то хотят, чтобы закон о местном самоуправлении сработал в полном объеме, ссылаясь опять же на те самые проблемы. Во многом этот процесс формирования новых поселений и муниципалитетов будет проходить трудно, потому что регионы по большому счёту не заинтересованы в том, чтобы местное самоуправление получило достаточно ресурсов для развития.

С другой стороны, они сами, находясь в финансово-острых ограничениях, постараются себя обеспечить как федерация и осложнить положение муниципалитетов. Но они не смогут сделать это в полном объёме. Потому что все нормативы будут закреплены налоговой. Это значит, что манёвра у субъектов федерации здесь почти не будет — все финансовые разграничения будут заданы федеральным законодательством.

К тому же всегда надо быть объективным — очень часто регионы сами искусственно завышают собственные материальные потребности, идя на хитрости. Если регион находит деньги доплачивать тем службам, которые являются федеральными по существу, то уверяю вас, что у них есть на это определенные средства. Федерация могла поступить самым простым образом – разграничить полномочия и сказать, что по каждому виду льгот выбирать самим территории. Москва будет 100% финансировать, у неё есть деньги. Каждый губернатор оказывается со своими льготниками практически лицом к лицу и должен принимать сам это решение. Поэтому, принимая законы о разграничении полномочий, федеральное правительство на самом деле берет на себя основной удар.

Задорнов о вступлении в ВТО

— России, для вступления в ВТО, требуется пописать ряд докладов и перевести переговоры со 160 членами сегодняшнего ВТО по каждой группе товаров и услуг. А обсуждается сейчас одновременно огромное количество вопросов. Например, вступление в ВТО позволяет металлургам активно вести свою политику, не опасаясь антидемпинговых расследований, на которых металлурги теряют 200-300 миллиардов долларов в год. Для нефтяных и газовых регионов это не имеет никакого значения, потому что никто не собирается из наших стран-потребителей вводить какие-то ограничения или пошлины на наши товары. У нас, если мы возьмём топливно-энергетические корпорации или металлургию, то, это, наверное, сегодня 70% нашего экспорта. Для отдельных предприятий это уже предмет конкретных переговоров. Которые начнутся после вступления России в ВТО — не раньше 2007 года. После 7-летнего периода экспортные пошлины будут снижены в 2 раза. Мои мысли сводятся к тому, что это не окажет какого-то существенного влияния, за исключением отдельных отраслей. Оно будет заметным только после переходного периода, то есть после 2013-2014 года. К этому моменту это не будет решающим фактором экономического или политического положения нашей страны.  

Донат Москалев. Магнитогорск-Москва, 28.08.2004.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики