ОСТАНУТСЯ ЛИ В ГОРОДЕ ДЕНЬГИ?
Автор: Губанов Андрей
Регион: Екатеринбург
Тема:  Исследования
Дата: 10.11.2002

Подарком Екатеринбургу к его 280-летию станет поддельный чек на миллиард рублей. Примерно так городские дума и администрация оценивают принятие в первом чтении бюджета Свердловской области. Излишне оптимистичные расчеты Минфина могут стать причиной свертывания целого ряда социальных программ в Екатеринбурге.

Областная дума приняла в первом чтении бюджет свердловской области на 2003 год. Соответственно и Екатеринбургу пора делать прогнозы о своем финансовом положении в недалеком будущем.

Напомним, что бюджет нынешнего года был принят с максимально возможным дефицитом - 517 млн. По закону, пока дефицит не будет погашен, город не может тратить сверхплановые доходы по своему усмотрению. Это стало одной из причин того, что город не рассчитался вовремя с энергетиками и фактически сорвал вход в зиму. Вряд ли городской бюджет 2003 года будет более благополучным…

Дмитрий Волков, председатель комиссии по бюджету и экономической политике городской думы:

- При составлении проекта областного бюджета использовалась методика, предложенная Минфином области, которая почему-то предусматривает в 2003 году 42-процентный рост сборов по налогу на доходы физических лиц. Правительство области считает, что зарплаты на Среднем Урале в следующем году вырастут без малого в полтора раза. По нашим же данным, рост не превысит 20 процентов. В результате город только по этому налогу недополучит около 345 млн. рублей. Завышены объемы поступлений и по ряду других налогов. В результате, из шести миллиардов в доходной части бюджета города на 2003 год - один миллиард может оказаться "дутым".

Олег Смирнов, заместитель председателя комитета по анализу социально-экономического развития города:

- Доходная часть городского бюджета в следующем году увеличится на 8-10 процентов. Что ниже ожидаемого 12-процентного уровня инфляции. Возможно в этом году город, как и раньше, перевыполнит план по сбору налогов. Но нет гарантий, что тоже произойдет и в следующем году. Сейчас областные власти оставляют городу 54 процента средств, собранных в виде подоходного налога, а в будущем году будут оставлять только 51 процент. Стоимость разницы - 170 млн. рублей. Похожая ситуация и с другими налогами.

Беда не только Екатеринбурга, но и всех территорий-доноров в том, что помимо них существует остальная нищая Россия, с которой приходится делиться бюджетными доходами.

Владимир Дубов, председатель подкомитета по налогообложению Госдумы РФ (на заседании Клуба региональной журналистики "Из первых уст"):

- Когда ЦК КПСС принимал решение где-то что-то строить, то он не исходил из задач равномерного развития страны. В итоге мы имеем очень разные по экономическому потенциалу города и территории. К примеру бюджетное обеспечение одного жителя Ханты-Мансийский автономный округ в 30 раз больше чем жителя Чувашии. Одна страна в таких условиях долго существовать не может. Она развалится. Поэтому необходим механизм перераспределения доходов между территориями, чтобы необходимый минимум средств был в каждом городе. Это вопрос не столько экономики, сколько политики.

Обидно даже не то, что Екатеринбургу приходится делиться деньгами, а то, что каждый год меняется процент налоговых поступлений, который город вправе оставить себе. Это начисто лишает Екатеринбург возможности планировать свое развитие.

Марина Либоракина, исполнительный директор фонда "Институт экономики города" (на заседании Клуба "Из первых уст"):

- Есть несколько схем распределения налоговых поступлений между разными уровнями бюджетов. Сегодня в России наиболее распространена самая неудобная - долевая. Мы же предлагаем, чтобы налоги стали совместными. Тогда к жестко фиксированной ставке федерального или областного налога муниципалитет сможет прибавлять процент, величину которого город определяет сам. Второй вариант - государство может отказаться от части налогов (на землю, на имущество) в пользу муниципалитетов, а так же разрешить городам вводить свои эксклюзивные налоги; на кошек, например. Все это позволит городам нормально развиваться.

Возможно, через год ситуация с формированием городских бюджетов все же улучшится. В конце октября Госсовет начал обсуждение новой редакции закона "Об общих принципах местного самоуправления". Она предусматривает установление жестких долговременных нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня.

О том, какие социальные программы могут пострадать из-за скудного бюджета Екатеринбурга в 2003 году, вы можете узнать, позвонив на автоинформатор 76-19-58.  

Опубликовано в еженедельнике "Наша Газета" №45 (365) 08.11.02

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики