Я - диверсант. Почти десять лет меня учили находить и уничтожать самые секретные и самые защищенные объекты мира. Я - учитель. Последние десять лет своей профессиональной деятельности я работаю с детьми и молодежью. Я - убежденный сторонник либеральной трансформации России и недопущения возвращения моей Родины к тоталитарной модели управления государством. С этих позиций я и хочу поразмышлять о том, как нам жить и что делать дальше после Беслана.
Данный материал представлен Анатолием ЕРМОЛИНЫМ, депутатом Госдумы России, подполковником запаса (в прошлом начальник оперативно-боевого отделения группы "Вымпел") Клубу региональной журналистики "Открытая Россия", в работе которого принял участие журналист "КС" Сергей Истомин. Мы не считаем точку зрения автора истиной в последней инстанции, но интерес и право на существование она, безусловно, имеет.
Оценка обстановки
В английском языке есть поговорка о том, что "не следует пороть загнанную лошадь". Так вот, как бы мы ни "пороли" наши спецслужбы и несчастных ментов, они не смогут защитить все наши школы, детские садики, храмы, электрички и автобусные остановки. И дело не в коррумпированности. Действующая в России система безопасности не может защитить своих граждан не потому, что там работают плохие или некомпетентные люди. Эта система создавалась для других угроз и абсолютно не подготовлена к защите детских учреждений от профессиональных отрядов вооруженных диверсантов. К этому не подготовлена ни одна система безопасности мира, кроме Израиля.
Судите сами, спецгруппы "Вымпела", одной из которых я в свое время командовал, на оперативно-боевых учениях в период от одной недели до месяца были в состоянии изучить и условно уничтожить практически любой самый секретный, самый охраняемый объект СССР. Заводы по производству ядерных боеприпасов, боевые железнодорожные ракетные комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами, атомные электростанции, химические заводы - вот неполный перечень объектов, возможность полного уничтожения которых была не только доказана, но и смоделирована при самом активном сопротивлении контрразведчиков, агентуры КГБ и привлеченных ресурсов МВД. Тысячи специально обученных и заранее предупрежденных людей охотились за диверсантами "Вымпела" в ходе каждого такого учения. В девяти случаях из десяти спецгруппы выполняли поставленные задачи успешно.
Что мы имеем сейчас? Нас реально атакуют такие же профессионалы, только не понарошку. Они вооружены и обучены не хуже (!!!) нас. И атакуют они гражданские (!!) объекты, каких в России сотни даже в самом маленьком провинциальном городе. Об экипировке, средствах связи и медикаментах, которыми располагают сейчас террористы, мы даже не могли мечтать. Наука организации подполья и ведения партизанской войны элементарно обыгрывает любые физические кордоны силовиков. Для этого существуют такие приемы, как "просачивание", "легендирование", заблаговременное оборудование тайников и схронов, конспиративные способы связи и прочие шпионские премудрости.
Вся наша страна, весь мир могут оказаться сегодня в ситуации рыцаря, закованного в латы, выехавшего на бой со злом в обличье дракона, но погибшего от укусов ядовитых комаров. И средство борьбы с этим новым злом надо искать не в совершенствовании старых средств и методов защиты, а в проектировании новых, как сейчас модно говорить, асимметричных решений. Предлагаю подумать на эту тему.
Принятие решения
Любое решение, доведенное до конца, правильное. Этот принцип очень хорош для спецназа. Не дай Бог, чтобы нас убедили в том, что этот же принцип хорош для политиков. "Бей черных!" - вот какой реакции ждали от России мясники из Беслана, называвшие себя горцами. Правда, "горы" доброй половины из них оказались в пустынях Аравийского полуострова и Ближнего Востока. Как защитить от этих профессиональных киллеров наших детей, понимая, что правоохранительные органы не в состоянии сделать это по вполне понятным, объясненным выше причинам? Как не уползти обратно в пещеры тотального государственного контроля над гражданами? Как мобилизовать нацию, не прибегая к сталинским методам с минимальным ущербом для наших гражданских прав и свобод?
Мне видятся две логики борьбы с угрозой терроризма. Первая - это возложение всей ответственности на государство и оказание ему всяческой помощи вплоть до самоограничения нации в основных правах. Реальный путь, но опасный. Опасный тем, что в боях с терроризмом государство может не захотеть снова менять правила игры, и мы с неизбежностью превратимся в полицейское государство.
Другая логика - это гражданская самооборона всей нации, где населению в противостоянии с терроризмом отводится роль полноправного партнера, а не пассивной людской среды для разворачивания агентурно-оперативной деятельности. Говоря о полноправном партнерстве, я имею в виду не только декларацию прав российского сообщества о контроле за спецслужбами, но и установление (в т.ч. законодательное) процедур участия ответственных российских граждан в осуществлении антитеррористической деятельности. Лозунг "Помни о Беслане!" должен быть записан в наших сердцах и передаваться от поколения к поколению.
Все население России должно быть обучено азам контрразведки и уметь применять эти навыки в своей повседневной деятельности. Антитеррористическая готовность должна стать одним из самых престижных элементов образа жизни у современных подростков и молодежи. Она же должна стать составной частью патриотического воспитания и социализации российских школьников и студентов.
Организация взаимодействия
Так кто же и какими силами может реально противостоять профессиональным убийцам, пришедшим за нашими детьми? Как не на словах, а на деле мобилизовать нацию? Попробую сформулировать главные мысли.
Конечно же, вооруженная борьба с терроризмом - это профессиональный долг федеральной спецслужбы и, следовательно, ФСБ.
Однако когда дело доходит до вооруженной борьбы, бывает уже поздно. Лучшая профилактика терроризма - это бдительность граждан по месту жительства и усиление службы участковых. Любому теракту предшествует проникновение преступников на территорию того или иного города, базирование, т.е. поселение среди нас и подготовка преступления. На любом из этих этапов бандиты оставляют следы. Население должно знать основные разведпризнаки поведения диверсанта на всех этапах его деятельности, для чего должен быть организован общероссийский ликбез по месту жительства на эту тему. Министерство по чрезвычайным ситуациям должно пойти в массы и не просто заниматься просвещением, а создавать внештатные группы спасателей, регулярно проводить их тренировки и обеспечивать их взаимодействие с силовыми структурами. Особое внимание - созданию народных антитеррористических дружин при региональных структурах ФСБ. У таких дружин должна быть только одна сфера ответственности (и только одно полномочие) - профилактические беседы и опрос граждан на предмет выявления признаков подготовки терактов без проверки паспортного режима и регистрации по месту жительства. Пора ставить вопрос о регулярном народном ополчении по месту жительства. Ополченцы должны проходить тщательный отбор и проверку, чтобы туда не попали больные люди и те, кому нельзя давать оружие в руки. Процедура приобретения, хранения и регистрации оружия может оставаться прежней. Группы народного ополчения должны проходить особенно тщательную подготовку, включая тактику действий во время штурма здания, боя в городе, организации фильтрационных мероприятий и т.п. Это нужно не столько для того, чтобы идти на штурмы вместо подразделения спецназа, сколько для того, чтобы не болтаться под ногами и эффективно взаимодействовать с профессионалами, если такая ситуация настанет.
Особая роль должна быть отведена Министерству образования и науки, вузам, школам и учреждениям дополнительного образования. Их роль - не только обучить детей и молодежь определенным навыкам и вооружить специфическими антитеррористическими компетенциями, но, прежде всего, воспитать поколение граждан, способных противостоять терроризму, не бояться этой проблемы и быть в готовности к встрече с ней, активной самообороне и защите окружающих людей. Управление системой национальной самообороны должно быть обязательно общественно-государственным. Гражданские лидеры местных сообществ должны входить в городские штабы противодействия терроризму, отвечать за рекрутинг добровольцев, рекомендовать мужчин, готовых войти в группы народного ополчения, вести сбор средств и активную пропагандистско-просветительскую работу среди населения. Профессиональные сотрудники спецслужб должны подключиться к организации специальной подготовки добровольцев, их оперативного сплачивания и отработки взаимодействия с силовыми структурами. Надо перестраиваться и силовикам: учиться открытости и партнерству с населением. Безусловно, я не имею в виду при этом разглашение сведений, касающихся агентурно-оперативной деятельности и деталей планирования спецмероприятий во время контртеррористических операций. Опыт Беслана показывает, что это возможно. Любая излишняя закрытость, утаивание от населения некоторых обстоятельств и собственных ошибок, мотивированное заботой о "чести мундира", сыграет только на руку террористам и их пропагандистской машине. Все, что может быть показано гражданам, должно быть показано немедленно. И не стоит бояться так называемой психоинформационной волны, она появляется там, где нет полной информации, но есть поле для перетолковывания и интерпретаций. 
Сергей ИСТОМИН, Салехард. Газета "Красный Север", 22.09.2004.

|