ОТ "ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ" - К "ВЕРТИКАЛИ ВЕРЫ"?
Автор: Топорков Роман
Регион: Свердловская область, пос. Рефтинский
Тема:  Гуманитарные вопросы
Дата: 06.12.2004

"Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса, кто ни во что не верит, даже в чёрта, назло всем…". И опять оказался прав Владимир Высоцкий. Сколько людей - столько и мнений, взглядов, убеждений. Потому что сердцу невозможно приказать: кого любить, кого ненавидеть, во что верить, от чего отвращаться. Современные технологии внушения и "промывания мозгов" позволяют контролировать действия, характер, образ мышления человека. "Объект воздействия" можно принудить ко многому: как поступать в том или ином случае, как одеваться, как мыслить, как голосовать… Причём - вполне легальными методами (психотронные генераторы пока оставим в покое). Лишь одно ещё недоступно властителям - заставить человека верить. Или не верить.

Есть старый дембельский анекдот. Мол, в армии следует опасаться "трёх ВВ": взрывчатых веществ, военных водителей и военных врачей. Совсем недавно довелось услышать эту шутку в новой интерпретации. Мол, в наши дни тоже следует опасаться "трёх ВВ": Владимира Владимировича, вертикали власти и вертикали веры.

Шутка эта стала отголоском мнения некоторых депутатов Госдумы о том, что, выстраивая вертикаль во власти, неплохо бы позаботиться и об аналогичном "выстраивании" религиозных отношений. Запестрели такие словесные комбинации, как "традиционная" и "нетрадиционная" религия, "основные" и "неосновные" религиозные объединения и так далее. Все мы прекрасно понимаем, что подразумевается под этими терминами. Как в классической империи: есть "титульная нация", пользующаяся всей полнотой прав и привилегий, а рядом - различные "малые народы", "нацменьшинства", ущемляемые и теснимые "большим братом". Только ведь империя - дело светское, а тут пытаются привнести тот же характер отношений в духовную жизнь. Как можно?!

Хотя, если общий вектор развития государства сейчас нацелен на авторитаризм, ничему удивляться уже не приходится. И в данной ситуации настоящим откровением прозвучали слова священника Православной церкви - ОТЦА ГЕОРГИЯ (Чистякова), который принял участие в семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст".

Отец Георгий весьма здраво оценивает духовное состояние наших современников в его историческом развитии. То, чего так и не могут понять многие сегодняшние поборники тотальной "охоты на сектантов". Он говорит:

"Если 200 лет назад люди становились католиками, лютеранами, или православными, или кальвинистами просто потому, что их родители принадлежали к этой деноминации, то на сегодняшний день конфессия становится индивидуальным выбором человека. (На эту тему есть хороший афоризм: если ласточка родилась под кровлей конюшни, вовсе не значит, что её автоматически следует считать лошадью! - примеч. Р.Т.)

В общем-то, примерно такая же ситуация и в России, потому что одни становятся православными людьми, другие становятся протестантами, баптистами или в какие-то новые деноминации входят, третьи становятся католиками и т.д. Понятно, что традиционное для России Православие привлекает значительно больше людей, хотя, в общем, тоже здесь не надо обольщаться. С точки зрения недавно закончившегося в Москве Архиерейского Собора русской Православной Церкви, почти все жители России православные. На самом деле, опыт показывает, что да, действительно, по социологическим опросам до 60-70% россиян заявляют о том, что они православные. При этом, только 50% говорят о том, что они верят в Бога, и лишь около 2% (!) посещают богослужения… Опыт показывает, что из тех, кто крестит детей, венчается в храмах и отпевает своих покойников, далеко не все ходят в Церковь в остальные дни. Есть люди, которые приходят в Церковь 3-4 раза в жизни и при этом считают себя православными".

Казалось бы, в духе времени и в силу своего статуса, Отец Георгий должен почём зря ругать и предавать анафеме "бесов-сектантов". Он же - на удивление - весьма лояльно относится к так называемым "неосновным" религиозным конфессиям: "В настоящее время в России существует какая-то такая точка зрения, что все неправославные христиане - это сектанты. Разумеется, это абсолютно неграмотное утверждение… Вот у меня нет никаких претензий к католикам, к баптистам, к пятидесятникам, к адвентистам седьмого дня. Ну, что ж поделаешь, мы разные, мы разные".

Что же, в таком случае, следует считать "сектой"? Отец Георгий даёт исчерпывающий критерий: "Сектой становится религиозное объединение тогда, когда оно начинает отрицать духовные пути всех остальных. Вот когда я говорю: только я прав, только на моей стороне истина, только я эту истину пропагандирую и отстаиваю, все остальные не правы - вот тогда я становлюсь сектантом, когда я перехожу на позиции эксклюзивности истины, которая только в моих руках… Лютеранин всегда признает и православного, и католика. И баптист всегда признает и адвентиста, и православного. И пятидесятник всегда признает и католика, и лютеранина. На сегодняшний день христиане разных исповеданий как-то находят общий язык. Например, 15 лет назад было воссоздано Российское Библейское Общество, в которое вошли христиане всех исповеданий, и православные, и католики, и лютеране, и баптисты, и пятидесятники, и адвентисты седьмого дня. И задача Библейского Общества - издание Священного Писания, которое одно для всех христиан, издание Его для России, распространение по России. И вот когда есть возможность делать что-то вместе, тогда мы уже не отрицаем друг друга".

"На руку" агрессивным псевдо-патриотам играют и некоторые родители. Стоит их подросшему "чаду" - юноше или девушке - начать посещение собраний какой-нибудь религиозной конфессии (да ещё - "неосновной"!), как они в ярости кидаются наставлять своё (уже почти взрослое) дитя на "праведный" (с их точки зрения) путь. Достаётся и властям, и православной церкви: мол, куда смотрят, пораспустили тут всяких сектантов! Ещё немного - и с губ взбешённых родителей готовы сорваться слова, хорошо знакомые нам по чёрным страницам истории: "Расстрелять, как бешеных собак!".

Ошибку таких родителей популярно разъясняет Отец Георгий: "А не всё ли равно, к какой вере примкнула Ваша дочка, если Вы сами никакой веры ей передать не могли? Кто-то передал своим детям православную веру, у кого-то из баптистских семей дети стали баптистами, у кого-то из пятидесятнических семей дети стали пятидесятниками, и так далее. Но у Вас-то нет никакой традиции в семье, поэтому на кого теперь пенять?".

Адвентисты седьмого дня, пятидесятники, другие христианские конфессии протестантского направления часто вызывают зависть у людей (особенно, у атеистов или у тех, кто верует без убеждений, "для галочки"), потому что в этих деноминациях собираются наиболее экономически активные члены общества. Отец Георгий даёт объяснение и этому феномену: "Сами протестантские страны действительно наиболее экономически развиты. Северная Европа, Скандинавия, Германия, Соединённые Штаты - вот протестантские страны. Об этом ещё писал Макс Вебер в своих исследованиях христианства, что протестантизм, который перекладывает ответственность Церкви на каждого конкретного человека, его отношения с Богом, его ответственность перед Богом, делает человека активным.

Но то же самое было в России - только не с протестантами, которых было мало, а со старообрядцами. Почему в России почти все миллионеры были старообрядцы? Это и Рябушинский, и Морозовы, это и Мамонтовы, это и Третьяковы, это и Оловенишниковы, это и Солдатенковы. Все большие капиталистические проекты дореволюционной России связаны со старообрядцами. Потому что старообрядцы были противопоставлены власти, и они вынуждены были держаться на плаву только с помощью личной инициативы, не надеясь на поддержку власти. Сама их религия была почти антигосударственной, потому что старообрядчество родилось как сопротивление некоторой части православных людей государственному православию. Поэтому старообрядцы были самыми активными в экономическом плане. Им надо было каким-то образом зарабатывать на жизнь и зарабатывать на место под солнцем. И то же самое происходит с протестантами".

Главный вывод, который делает на основе своих рассуждений Отец Георгий, таков: "Общество не совсем готово понять, что свобода совести - это необходимое установление для любого демократического общества, потому что насиловать внутренний мир человека абсолютно невозможно… Религия - это личный выбор человека. Люди выбирают, люди собираются вместе, и люди начинают исповедовать эту религию. И, конечно, конституционная норма - равенство перед законом всех религий - это чрезвычайно важное завоевание последних 15 лет".

Демократия характеризуется уважением прав меньшинства. Большинство - оно "подавляющее", оно и так своё возьмёт, просто в силу своей численности. А вот умение услышать и учесть интересы малых групп, пусть мыслящих или верующих иначе, чем утверждено официальными позициями - это и есть апофеоз демократии. Так что, пока в Православной церкви есть такие священники, как Отец Георгий, псевдо-патриотам и их подражателям едва ли удастся выстроить "вертикаль веры", чтобы "железной рукой" загнать всех россиян в одну "истинную религию". И, слава Богу!  

Роман ТОПОРКОВ, пос. Рефтинский. Газета "Новый Рефт. Факты", 24 ноября 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики