РЕГИОНЫ ПОВЯЖУТ ИЛИ ТЕСТ НА ОТКЛИК ПЕРЕД ЗАПУСКОМ ПРОЕКТА
Автор: Панин Алексей
Регион: Пенза
Тема:  Проблемы регионов , Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 23.12.2004

В то время как лучшие пензенские журналисты мучили московского эксперта по геополитике с вопросом кого к кому и когда будут присоединять, остальная часть жителей читала Российскую газету.

Федеральные журналисты обеспокоены предстоящей реформой не меньше нас.

И если эксперт с мировым именем Наталья Зубаревич, отвечавшая сегодня на вопросы пензенских журналистов утверждает, что чем меньше будет регионов, тем больше чиновников, то журналист Российской газеты заявляет в заголовке своей статьи: "Чем меньше регионов, тем сильнее страна".

Российская газета: "Сегодня более половины областей и республик России имеют население примерно 800-900 тысяч человек, а некоторые и того меньше. Может ли такой субъект Федерации не просто значиться на карте страны, но и быть полноценным системообразующим фрагментом государства? На мой взгляд, не может и не должен быть. Чем крупнее регион, тем выше концентрация его ресурсов - демографических, природных, интеллектуальных, трудовых. Региональные элиты не размываются по небольшим субъектам, а стягиваются к крупному центру, проходят более жесткий отбор, "мужают" на сложных и масштабных задачах, им открывается еще больший простор для самореализации. Столицы таких регионов приобретают характер мегаполисов, что делает их привлекательными для инвестиций и бизнеса. При всем моем уважении к таким областным центрам, как, например, Кызыл, Майкоп, Черкесск, Биробиджан, Благовещенск или Псков, их потенциал, к сожалению, тянет лишь на города губернского подчинения, но никак не на столицы субъектов Федерации".

Понятно, что и у газет федерального уровня есть инвесторы, понятно, что позиция журналистов зачастую совпадает с позицией инвестора, может быть, поэтому зачастую материалы, замаскированные под аналитику, показывают только одну сторону проблемы.

Российская газета пишет о том, что мелкие регионы не тянут на столицы субъектов Федерации. Но почему-то автор забывает упомянуть, что чем больше таких вот регионов, каждый из которых - потенциальная точка роста, тем больше возможности у России сохранить в дальнейшем статус государства.

Регионы не виноваты в том, что не имеют возможности развиваться. Виновата неэффективная система. Следствие этой системы: миграция в сторону центральной части России и освобождение огромных пространств.

Поможет ли опустевшая Сибирь государству стать сильным? Поможет ли будущая реформа уменьшению миграции? На эти вопросы Российская газета почему-то не отвечает.

"Кому же пришла в голову мысль, достойная книги рекордов Гиннесса, создать в России более восьмидесяти регионов? Действительно, если сегодня от Енисея до Тихоокеанского побережья у нас осталось проживать всего около 7 миллионов человек, то зачем иметь здесь почти 10 субъектов Федерации? Пусть останется один, ну, два, но могущественных, способных решать проблемы организации местной жизни", - пишет журналист, забывая уточнить, почему он решил, что регионы вдруг станут могущественными. Да, на бумаге это будет красиво: численность жителей увеличится. А если взглянуть на карту? Бедным жителям, чтобы добраться до своего губернатора, придется нанимать самолет.

Проявление абсолютной демократии - референдум. Каждый житель государства может повлиять на решение какой-то проблемы. Но когда государству не выгодно, чтобы народ сам распоряжался своей судьбой, оно создает условия для того, чтобы отдалиться.

Предстоящая реформа, хоть и сделает более комфортным пребывание московских чиновников в своих креслах, но сильно ограничит возможности тех же пензенцев в отстаивании своих интересов.

"Создание этих регионов позволит разделить страну на цельные экономические части. В их основе будут находиться территориально-производственные комплексы с определенным сочетанием отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства и сферы услуг. Их объединят и общее экономико-географическое положение, и историческое прошлое. Все вместе это обеспечит каждой губернии свою специализацию в экономике России",- продолжает журналист и снова заблуждается.

Государство, с четко-разбитыми региональными и экономическими границами подобно плитке шоколада: так же хорошо ломается. Единственный вариант сохранения целостности России - разделение не географическое, а структурное на округа разной величины. Например, когда структура налоговых органов разбита на ячейки, включающие в себя по 3 города, а структура правоохранительных органов по 4 города. Министерства тоже должны быть расположенными в разных городах.

Российская газета: "Кроме того, такое новое административное деление позволит в 8-10 раз сократить аппарат чиновников субъектов Федерации (с учетом упразднения федеральных округов, надобность в которых отпадет). Это даст огромную экономию бюджетных средств. Бюджет сэкономит и на выборах в различные органы власти, которые будут проводиться только в 12 регионах".

И снова наивное заблуждение. Чтобы сокращать количество чиновников, нужно создавать систему сдержек и противовесов, когда две ветви власти контролируют третью. То, что было понятно 200 лет назад любому выпускнику гимназии, почему-то не понятно сегодняшнему правительству и уважаемому журналисту "РГ". Существующая политическая система, где принцип разделения властей просто не действует, обречена на то, чтобы разрасталась исполнительная ветвь власти, а все остальные медленно умирали. Достаточно посмотреть статистику. Российское чиновничество неуклонно растет с самого развала СССР.

"Сегодня страна буквально нашпигована взрывоопасной картечью неадекватных суверенных амбиций великого множества территориально-национальных автономий",- продолжает журналист. Конечно, после предстоящей реформы национальные автономии будет легче "мочить в сортире". Сопротивления, подобного чеченскому, удастся избежать. И это серьезный аргумент для реформаторов.  

Алексей ПАНИН, Пенза. Информационный портал "Penza-online", 09 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики