КУРСЫ КРОЙКИ И ШИТЬЯ. АДМИНИСТРАТИВНУЮ КАРТУ ОБЛАСТИ ВНОВЬ ПЕРЕЛИЦУЮТ
Автор: Мельников Алексей
Регион: Калуга
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 27.12.2004

Реформы, что ремонт в квартире - закончить нельзя, можно только прекратить. Не успели прокатиться по стране административная реформа, а за ней - реформа политсистемы, а за той - монетизации льгот, как в затылок им дышит еще одна, самая, пожалуй, тотальная - местного самоуправления. Федеральный закон №131. Срок сдачи в эксплуатацию - 1 января 2006 года. Хотя до "часа Х" еще год, но готовность к нему проверяется уже сегодня. В том числе - и в Калужской области. Последние крупномасштабные учения на эту тему прошли в обладминистрации 14 декабря. Очередные намечены на 28-е.

Испуганные муниципалы то и дело снуют между своими пенатами и "Белым домом", подробно консультируясь насчет своего ближайшего будущего. Эмиссары "Белого дома" не вылезают с просветительских гастролей, объявляясь с проектом новой нарезки губернии то в одном муниципальном образовании, то в другом. Все усиленно ищут консенсус, а за одно c ним - и смысл затеянного. Азартно штудируется 66-страничный документ. Собираются по этому поводу даже местные сходы. Вдоволь наговорившись и ничего на них не решив, все вновь расходятся. Съезжаются вновь. Наконец, набравшись смелости и взвесив все "за" и "против", приходят к единственно верному заключению: видно, на то - воля божья...

Попробуем вкратце пересказать смысл предстоящей революции. Хотя слово "революция" в данном контексте работники обладминистрации употреблять не любят. Хорошо, пусть будет по ихнему: не революция, а, скажем так, "ответственное мероприятие". Хотя и революционного масштаба. Так вот: смысл мероприятия, описанного 131-м законом, в следующем: пронизать местным самоуправлением все населенные пункты Российской Федерации как один, без остатка. Дабы на карте страны не осталось ни одной деревеньки, ни единого хуторка, не охваченных этим полезным явлением. Так, во всяком случае, следует из документа.

Справедливости ради отметим, что местное самоуправление у нас в России существовало и раньше. Например, в транскрипции старого, 1995 года издания, закона. А также - при царе-батюшке. С тех пор, как Александр II решил отменить крепостное право, а взамен ему учредить земство. Можно, конечно, копнуть и глубже. И обнаружить первые признаки самоуправления в том же Новгородском вече. Или - у древних псковитян. Или - в самостийной Твери накануне штурма ее "федеральными войсками" Ивана Грозного. Но, как бы то ни было, советская власть все это дело отменила. Все было переименовано в советы - этакие филиалы райкомов и обкомов партии. И только в начале 90-х в России вновь вспомнили о самоуправлении. И написали на эту тему отдельный закон. И много по этому закону было дров наломано.

Взять Калугу. После, казалось бы, навеки скроенной из 24-х районов административной карты в ход была пущена новая, сшитая аж из 49 кусочков - малых копий Новгородских вече. Народ сам их понасаздавал, благо тогдашнее руководство области (особенно губернатор В.В.Сударенков) горячо тому потворствовало. Государственная власть, проникавшая в советское время до самой дальней околицы, теперь в растерянности остановилась у дверей обладминистрации, не зная, куда ей ступить дальше - муниципалии, точно, церковь провозгласили свою отдельность от государства и по закону имели полное право дерзить хоть самому губернатору. К счастью, не все из них были с деньгами, а потому только жалобные хождения в "Белый дом" за дотациями смогли хоть как-то дисциплинировать эту публику. И если б не исключительная нищета самоопределенцев, то, как знать: не пришлось бы областному начальству наряду с Калугой брать штурмом еще какой-нибудь непокорный муниципалитет?..

В самом деле, терпеть 49 (потом, правда, их все-таки урезали до 45) разношерстных правителей в одной малюсенькой Калужской губернии до бесконечности было никак невозможно. Даже в царские времена губерния делилась всего-то на 12 уездов. В советское время эти 12 уездов превратились в 24 района, которые затем и породили те самые 49 самостийных МО. Внутри уездов, точно в матрешках сидели 168 волостей. В советской аналогии это что-то вроде укрупненных сельсоветов. Последних, кстати, в области было в разных объемах. В 1940, например, году - аж 684 сельских совета, а в 1970-ом - только 337. Таким образом, перекройка административной карты области велась постоянно. Очевидно, искались наиболее удобные формы управления регионом, а равно с ними - и оптимальные размеры дробления подвассальных территорий. 12 территорий для Калужской губернии оказалось мало. 24 - тоже мало. 49 - ага, уже перебор. 337 - тем более.

В итоге остановились на... 370 самостоятельных единицах, которые, по новому закону о местном самоуправлении, кровь из носу должны получить постоянную прописку на карте Калужской области. Это - абсолютно независимые муниципалитеты. Не административно-государственные образования (вроде советских районов), а именно - поселенческие. Самостийные. Земства, то бишь. Плюс сами районы в старых советских границах, правда, теперь уже без несения какой-либо государственной службы, а существующие лишь в качестве подпорки для, очевидно нежизнеспособных муниципальных мальков. На состоявшемся 14 декабря совете глав муниципальных образований губернатор области Анатолий Артамонов назвал такую систему двухуровневой.

Очевидна вымученность схемы: второй ярус муниципализации будет взгромажден на хилый первый - якобы, таким образом удастся упрочить общую конструкцию постройки. Верит ли кто в это - даже не суть важно. Важно, что по-другому нельзя. 131-й закон строго-настрого предписывает плодить муниципалии в точном соответствии с регламентов. А именно: чтобы любую муниципалию можно было обойти пешком в течение дня. Принцип этот носит название "пешеходной доступности". Принцип, безусловно, архаичный и характеризует лишь одну российскую черту - отсутствие у нас нормального транспортного сообщения. Из-за этого и приходится оторванные от цивилизации поселения окукливать в отдельные муниципалитеты. Коль нет вокруг нормальных дорог и развалены автобусные маршруты, то недоступным для любого жителя любой калужской деревни может стать любая точка на карте, находящаяся за околицей последней деревенской избы.

Повторяем, это не прихоть региональных властей. Сие есть веление свыше. Областные ноу-хау тут практически не видны. Поскольку 131-й закон, в самом деле, довольно бдительно следит за тем, чтобы муниципальное дробление регионов разорвало на куски буквально всех. Единственно, куда можно еще регионам вклиниться, так это - решить вопрос с преданием самостийного статуса городам. Они, согласно революционным новациям, сохраняют за собой право не вступать в муниципальный брак с нищей деревней. Собственно, так оно у нас и было: получивший когда-то богатое газпромовское наследство Малоярославец взял и развелся с бедной малоярославецкой деревней. Некогда совершенно серое и скучное Балабаново, вдруг сделалось самым прогрессивным городом губернии и уже брезговало есть за одним бюджетным столом с остальным боровским людом. И т.д.

Такому муниципальному высокомерию, конечно же, требовалось положить конец. И конец этот был положен. Как договорился 14 декабря губернатор с муниципальными лидерами, только два города в области получат независимость: Калуга и Обнинск. Остальные вернут в лоно старых, советских районов. Смычка города и деревни вновь будет задействована на полную мощь. Но даже она, видимо, не в состоянии будет наладить четкое функционирование новой муниципальной жизни. Когда в кабинете - один губернатор, а у него в приемной - 370 ходатаев за народное счастье. Вместо сегодняшних 45-ти - 370! Что с ними прикажите делать? Даже учитывая их полную лояльность губернатору, почву для которой Анатолий Артамонов подготовил уже сейчас: убедил муниципалов в целесообразности выбора местных глав не всеобщим голосованием, а выдвижением местными закорганами. В точности, как В.Путин разобрался с губернаторами.

Областная власть и здесь нашла свой ход - пошла в народ. Решила учредить в губернии свои наместничества. Своеобразные филиалы "Белого дома" - по одной штуке на 4 района. Первый, как было только что объявлено - под названием "Кондровский административный округ". Это - Медынь с окрестностями, Юхнов, Износки, Мятлево, Кондрово и все, что вокруг. Четыре района, в которых Кондровский филиал и будет олицетворять областную власть. И даже самого губернатора. Территориальное клонирование обладминистрации обещает быть самым щадящим с точки зрения расходования средств на дополнительное чиновничество. Хотя практика функционирования прототипа такого клона - в Дзержинском районе - наводит на другие мысли: размножение бюрократии даже в святых целях сокращения таковой - непременно приобретает неуправляемый характер и прекращается только с полным пресеканием попыток реформирования власти. Таков закон...

Александр Балабаев, глава муниципального образования "г.Людиново":

- Наша позиция была всегда одна: не делиться. Всегда так жили и вроде бы не жаловались. Подтверждали эту позицию и потом: оставаться единым муниципальным образованием. Но закон принят и приходится разделяться. В итоге получилось 5 МО на селе, город Людиново, плюс район. Что касается выбирать главу или назначать, тут есть и свои плюсы, и свои минусы. Я, например, уже трижды избирался. И, тем не менее, ратую за вертикаль власти. Наверное, на сегодняшний день назначение глав более оправданно. Хотя в Брянской области, с которой мы тесно общаемся, все это уже проходили. Я имею виду назначение глав местного самоуправления. И отказались. Вновь вернулись к выборам.

Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области:

- Как же так, говорят иные муниципальные руководители, губернатор будет влиять на наше избрание. А хотя бы и так. Чего тебе волноваться, если ты хорошо работаешь? Вон Ковалев Анатолий Дмитриевич. Да мне все равно: назначать его, избирать - я точно знаю, что он и так день и ночь будет работать. Засуетились как раз те, кто чувствует: плохо дело. А ты работай так, чтоб тебя население 15 раз подряд избирало... Что касается депутатов, пожалуйста, пусть избирает население. А глав - хватит, натерпелись.

Глава одного из муниципальных образований Калужской области, пожелавший остаться неназванным:

- Мое отношение?.. Слушай, не подставляй меня, не надо. Я тебе потом как-нибудь все расскажу.

Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики (г. Москва, Клуб региональной журналистики):

- Итак, мы получили муниципальную реформу. Что было задумано, вы знаете. Более четкое распределение полномочий и ресурсов по уровням бюджетной системы. Создание четвертого уровня муниципальных образований. Чтобы люди пешком могли дойти и решить свои проблемы. Чтобы были ресурсы у этого уровня. Единые для всех стандарты, дабы унифицировать муниципальную власть. Но мы, регионалисты уже тогда чесали затылок и говорили: "Пардон, как это можно сделать одинаково и для Псковской области и для Краснодарского края, и для Чукотки? Страна очень разная. И как можно принимать единые расселенческие стандарты для всех?". Нас не послушали. Мы задали еще один вопрос: "А с четвертым уровнем как быть? Где взять хоть сколько-нибудь квалифицированных управленцев в деревнях? Покажите нам их? Вы их будете долго и плодотворно готовить?". Изначально степень сверхформализации была просто чрезмерной. Все, как один. Хотя понимание, что четвертый уровень далеко не всем нужен, тоже было. Для меня, во всяком случае, ответ не ясен. Как быть, например, регионам, когда у них моментально возникает 530 муниципальных поселений? Что с этим безумием прикажите делать? С одной стороны, вам надо укрупнять все это хозяйство, чтобы хоть как-то с ним управляться, с другой - у вас же пешеходная доступность прописана. В результате: и не пешеходно, и не управляемо финансово. Подождем - как-никак, еще целый год впереди. Пока только нарезка. Но у меня есть сильное ощущение, что будет круто.

Илья Благодатских, глава муниципального образования "Жуковский район":

- Наше отношение к реформе такое: если все это дело предлагает губернатор, значит - хорошо. Чего же мы будем против ветра? Есть, правда, кой-какие неувязки с законом, но работаем. Хорошо, что решили вернуться к старой схеме - районов. А то 45 образований - куда столько? Я говорил тогда Валерию Васильевичу Сударенкову: зря все это. И точно: область зашилась. Что же касается новой административной нарезке, то тут вопрос еще совсем сырой. Обсуждать его слишком рано. Одно желание: не навредить в ходе всех этих перекроек.

Святослав Полудненко, глава правового администрации губернатора Калужской области:

- Создание административных округов никакого отношения к новому закону об общих принципах организации местного самоуправления не имеет. Там - государственная власть, здесь - муниципальная. Это - разные вещи. Создание административных округов предусмотрено уставом области. Цель - освободить муниципальную власть от несвойственных ей государственных функций. Пока она эти функции в ряде случаев выполняет. Получает соответствующее финансирование из облбюджета, содержит штат и т.д. С образованием административных округов мы надеемся даже сократить управленческий штат. По нашим прикидкам, процентов на 20...

Владислав Пауков, глава МО "Износковский район":

- Конечно, реформа всегда лучше революции. И десять последних лет не прошли даром: плохо-бедно, но мы, пусть, в муках, а возродили самоуправление, которые в последние десятилетия у нас в стране было просто задушено. Дальше перестраивать?.. Вот я смотрю на наше сельское хозяйство. Уж сколько в нем было реформ. И где оно, это сельское хозяйство? Все-таки я - сторонник стабильности. Если работает, пусть даже плохо работает, не ломай. Первое, что смущает в новой реформе - неизвестность. А чем, собственно, вся эта затея окончится? Вопрос. Еще одно соображение: похоже, местное самоуправление плохо вписывается в вертикаль власти. И его надо подкорректировать. А то что-то уж больно расшумелись. С другой стороны - будет хоть какая-то управляемость. Хотя бы минимум ее. Мы ведь так устали от того, что ничьи. Независимость, конечно, хорошо. Но какая, скажите, может быть у нас, на селе независимость, когда весь свой потенциал - главным образом человеческий - мы отдали в город? Что теперь нам людей из Узбекистана завозить?.. И все-таки надо исходить из того, что совершенствование системы местного самоуправления необходимо. Мы не возражаем. Но некоторые положения смущают. В частности - более сложная цепочка решения вопросов. Система управления запутывается. Не прописано пока и место районов. Боюсь, что может произойти размытость ответственности. Но главное даже не это. Главное в другом: поможет ли новый закон преодолеть нашу главную боль - вымирание российской деревни? Ее гибель? Ведь ни Москва, ни Петербург, ни Калуга не являются носителем этноса. Корни его именно здесь, на селе. И корни эти все усыхают и усыхают...  

Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга. Газета "Деловая провинция", № 40, 24 декабря 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики