Существует множество самых различных направлений жизни нашего государства, которых коснулось понятие "реформа". Очень многие преобразования буксуют, какие-то завершаются совсем не тем, чем ожидалось, что-то так и остается на бумаге, а что-то проходит очень быстро и без помех. К таким реформам-"везунчикам" можно смело отнести политическое переустройство, фактически проведенное в России. Напомним, что коснулось оно формирования политических партий и избирательной системы страны.
Для того чтобы понять, что же получилось в итоге и как оно повлияет на нашу жизнь, нужно вспомнить, какие избирательные системы существуют в демократическом мире. Их, в основном, две - мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная система подкупает своей простотой. Здесь при определении результатов используется принцип большинства. Проголосовало большинство за кандидата или список кандидатов, и все понятно. Так формируются стабильное правительство и опорное большинство в парламенте.
В свою очередь, мажоритарная система делится на три типа. Однако, это не суть важно. Важно то, что при подкупающей простоте в ней кроются серьезные недочеты. Во-первых, некрупные политические партии фактически не имеют шансов на прохождение в парламент, а значит, политический спектр во власти представлен куцо. Во-вторых, существует проблема потерянных голосов. В парламенте представлены лишь интересы большинства. А избиратели, голосовавшие, но попавшие в меньшинство, в законодательном органе страны своих представителей не имеют.
Вторая система - пропорциональная. Здесь для определения результатов выборов используется принцип пропорциональности количества поданных по округу голосов тому количеству мандатов, которое предстоит распределить в данном избирательном округе. Здесь, как правило, территория страны поделена на большие многомандатные избирательные округа. Выборы ведутся по партийным спискам, и поэтому в парламенте, если не применяется заградительный барьер, то есть определенный процент проходных голосов, представлена широкая палитра политических сил государства. В этой системе тоже есть ряд существенных недостатков, и потому Россия до сей поры применяла смешанную избирательную систему, где депутаты выбирались и по мажоритарным округам, и по партийным спискам.
Особенность нашей избирательной системы заключается еще и в том, что в отличие от многих стран, ее механизм не прописан в Конституции, и потому внести какие-то изменения сравнительно просто. В России порядок выборов регулируется на уровне законов. Стало быть, достаточно обратиться в парламент с инициативой о поправках, заручиться его поддержкой, и избирательная система приобретет совершенно иной вид. Что, собственно, у нас и происходит.
К сегодняшнему дню в результате реформирования избирательной системы мы имеем право на четыре выборных регистратуры: выборы Президента России, выборы депутатов Государственной Думы по партийным спискам, что уже входит в нашу жизнь, выборы депутатов законодательных собраний субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В то же время утеряно право на выборы депутатов Госдумы по мажоритарным округам, на выборы членов Совета Федерации и губернаторов.
Особняком стоит вопрос об избрании мэров. Каждый из нас слышал, что с этим институтом может произойти то же самое, что и с институтом губернаторов. То есть, кандидатуру главы муниципального образования будет вносить на рассмотрение местного представительского органа назначенный президентом губернатор. А народное голосование уйдет в небытие. Но большинство экспертов, выступавших на семинарах "Клуба региональной журналистики" в Москве считают, что этого не произойдет. Во всяком случае, в ближайшее время.
- Тут нашла коса на камень, - говорит доктор политических наук, профессор Владимир Лысенко, возглавляющий Институт современной политики. - Европейский союз очень взволновался. Специально ради России собрали в Брюсселе Конгресс муниципальных образований, призвали туда наших товарищей и поставили жесткий ультиматум: либо Россия отказывается от своей идеи по назначению мэров, поскольку нигде в Европе их не назначают, а избирают, либо Россию исключают из Конгресса муниципальных образований.
Однако есть еще один вариант, который "обкатан" в Москве Юрием Лужковым. Параллельно с органами местного самоуправления созданы иные структуры, так называемые управы, которым отдано девяносто процентов бюджетов. Соответственно, девяносто процентов функций тоже перешло туда же. Таким образом, выборные органы выполняют функцию свадебных генералов, властвуя, но не правя, потому что реальных рычагов у них для этого нет.
Исходя из вышесказанного, мы видим, что избирательная система страны из смешанной превратилась в пропорциональную, а значит, у нас больше не будет непартийных, независимых депутатов, которые работали бы в округах. Причем дискуссии и протесты против того, чтобы в избирательных партийных списках на первых местах шли "паровозы", то есть известные личности, которые в Думу, как правило, в конечном счете не идут, ни к чему не привели. "Паровозный" принцип сохранен, и на следующих выборах в парламент мы вновь будем голосовать по спискам за одних, а пройдут совсем другие. Кроме того, повышается с пяти до семи процентов и заградительный барьер.
А какие виды имеет политическая реформа? Совсем недавно были приняты поправки к Закону РФ "О политических партиях", которые существенно ужесточили правила регистрации партий. По новым нормам в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти человек. Политические партии, зарегистрированные до вступления этого закона в силу, обязаны привести свою численность в соответствие с новыми требованиями. В противном случае они перестают существовать как политические партии, и переходят в статус общественных объединений. Путь на выборы в парламент им тоже закрывается.
Как отметил в своем выступлении Владимир Николаевич Лысенко, насильственное сокращение политических партий не есть верный путь решения проблемы. Ротация должна быть естественной. Сегодня в России зарегистрировано около сорока партий, но с каждыми выборами количество их уменьшается вдвое. Идя таким путем, от выборов к выборам, мы пришли бы к тому, что спектр политических партий сократился бы до десяти-пятнадцати. В Соединенных Штатах ведь тоже не две партии, а гораздо больше. Но они дают существенную подпитку своим большим "сестрам". Плюс к этому время от времени на выборах появляется кандидат еще от какой-нибудь третьей партии. Приходится признать, что Россия вновь выбрала революционный в этом смысле путь, отказавшись от пути эволюции.
- Тревожит и вот еще какая ситуация, - продолжает Владимир Николаевич, - У нас 89 субъектов. Для того, чтобы победить на выборах, достаточно "отпахать" тридцать крупных субъектов Федерации: города-миллионники и области с огромным населением типа Татарстана, Башкортостана, и все - выборы выигрываются. Поэтому остальные регионы вообще не нужны, для того, чтобы победить в "пропорционалке". Зачем партиям эти автономные округа, отдаленная Бурятия с мизерным населением? Да и не будет, может быть, оттуда никто выдвигаться по партийным спискам. То есть фактически у нас получится, что многие субъекты Федерации вообще останутся даже без своих партийных представителей в парламенте.
А что по этому поводу думают представители политических партий, работающих в Озерске? Как они оценивают ситуацию, складывающуюся в процессе политической и избирательной реформ?
Дмитрий Алявдин, председатель городского отделения партии "Родина":
- К поправкам, внесенным в законодательство, отношусь положительно. Считаю, что государство, наконец, обратило внимание на внутриполитическую сферу и занялось ее организацией вплотную. Новые нормы дадут возможность сформировать реальные политические партии, которые будут представлять интересы действительно широких слоев населения. Сейчас не остается места мелким партиям-однодневкам, что возникают исключительно под выборы. Россия подходит к созданию политической системы, где существуют две-четыре партии, как и принято во всем демократическом мире. За себя, то есть за партию "Родина", мы не беспокоимся. На сегодняшний день в ее рядах уже состоит 43 тысячи человек. Нет сомнения, и об этом говорил лидер нашей партии Дмитрий Рогозин, что к вступлению закона в силу мы наберем в свои ряды необходимое количество членов. То же самое могу сказать и о семипроцентном заградительном барьере, ставящем заслон несерьезным в политическом плане формациям.
Александр Кудрин, председатель городского отделения "СПС":
- К изменениям относительно политических партий отношусь в целом позитивно. Это ведет к укрупнению партий, к их значимости. Мы помним, что ранее, на заре демократических перемен, достаточно было объединиться десятку человек, и они уже назывались партией, имели возможность участвовать в политической жизни страны, баллотироваться в Государственную Думу. Закон же, считаю, оградит нас от влияния политических шарлатанов. Серьезная партия, имеющая значимую программу и цели, вполне способна набрать нужное количество своих сторонников.
Что касается избирательного законодательства, здесь, как я понимаю, все опять-таки направлено на сокращение партий и приведение политической структуры страны к двух-трехпартийной системе, как это и принято в цивилизованном мире. Отмену выборов по мажоритарным округам считаю упущением. Депутаты-одномандатники гораздо ближе к людям, к их интересам, чем те, кто идет по партийным спискам. 
Алексей КОЗЕДУБОВ, Озерск. Газета "Озерский вестник", № 104, 24 декабря 2004 г.

|
|