КУДА ИДЕМ МЫ С ПЕТУШКОМ? ИЛИ КАК МЫ ИСКАЛИ ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР 2005 ГОДА
Автор: Мельников Алексей
Регион: Калуга
Тема:  Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 12.01.2005

Наступивший 2005 год по восточному гороскопу пройдет под знаком Петуха. Петух, утверждает гороскоп, - гордое, голосистое, ярко-пестрое, жизнерадостное создание. Он - символ начала нового, предрассветного. Он первый устремляется навстречу новому дню и громко извещает нас об этом. А в русском фольклоре петух - образ вразумления, толчок к совершению необходимых действий: когда "жареный петух клюнет", тогда человек освобождается от лени, нерешительности, страха и совершает здравый и разумный поступок.

Рассеет ли петушиный крик сгущающуюся над Россией тьму? Пробудит ли к новой жизни дремлющие в русском народе силы? Клюнет ли, наконец, чтобы вразумить и освободить от равнодушия к собственной судьбе и дремотной лени?

Куда пойдем мы под знаком Петуха в новом году? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, откуда стартуем, куда пришли в 2004-м. Чем был знаменателен в жизни страны, области, города, села, в судьбах отдельных людей прошедший год? Куда привели нас события, свершившиеся в ушедшем году? К прогрессу или возврату в прошлое? К разрешению проблем или обострению их? К спокойной жизни в достатке и довольстве или к новому витку роста нищеты и тревоги? К добру или к худу?

Каждый имеет на это свою точку зрения. Мы представляем некоторый спектр мнений по этому вопросу.

БЕЗ ВОЛИ, ГОЛОСА, БЕЗ ВЕРЫ

Игорь Куроедов, политолог:

- Политику уходящего года следует оценивать на двух уровнях: поверхностном и содержательном. На первом уровне принципиальных изменений не произошло. Путин продолжает вести свой прежний курс, который условно можно назвать курсом "золотой середины". Наиболее значимые его проявления: левоцентристская политика отхода от олигархического капитализма. В России теперь олигархов не осталось. Есть только богатые и очень богатые люди, которые смотрят в рот власти: что бы нам еще для вас сделать, чтобы не оказаться в компании с Ходорковским? Этот вектор активно и единодушно приветствуется народом.

Одновременно осуществляется праволиберальная политика, зримо проявившаяся, например, в монетизации льгот. В отношении к этому народ тоже единодушен - не приветствует: опять обманут.

На втором уровне, содержательном, глубинном, можно зафиксировать серьезные изменения. Об этом можно судить по прошедшим выборам. Суть дела в следующем. Политика сама по себе складывается из двух составляющих: первая - осмысление проблем общества и разработка проекта общего будущего, вторая - реализация этого проекта. То есть из стратегии политического развития и политической технологии осуществления этого развития. Уходящий год знаменателен тем, что политика в России кончается и заменяется политической технологией.

Влияние общества на решения, принимаемые властью, предельно ограничено. Информацию об интересах и ожиданиях общества власти получают не от общественных организаций, не от независимых средств массовой информации, а от узкого круга людей, которые выбраны самой властью. В итоге о стратегии власти известно только одно - удвоение ВВП. Министр Греф на прошлой неделе буквально прокричал на всю страну: этого невозможно сделать в сроки, объявленные президентом! И ничего. Тишина.

Зато как детально разрабатывается технологическая сторона политического процесса: и отмена выборов губернаторов, и изменение закона о партиях, и выборы в Думу только по партийным спискам. А суть этой линии одна - укрепить власть существующей политической элиты.

К концу года российская политика характеризуется следующими чертами: безволие вверху, безгласие внизу и тотальное недоверие: низы не доверяют верхам, а верхи не доверяют низам. Безволие политической элиты проявляется в отсутствии стратегических решений проблем общества. Например, стабилизационный фонд огромен. Власть хвалится, что столько денег не было даже у Брежнева. Но что делать с ними, с деньгами этими, не знает. Инвестировать в развитие высоких технологий? Пустить на социальные реформы? Ни то, ни другое, ни какое-нибудь третье, и деньги стабилизационного фонда лежат мертвым капиталом.

Самая новая тенденция: народ стал бояться этой власти, решений которой не понимает и повлиять на которую не может. Он боится ее не так, как боялся Сталина, которого считал чуть ли не богом, - языческим, священным страхом. Нынешней власти народ опасается, как распоясавшегося пьяного мужика, от которого трудно ожидать, что он выкинет в следующий момент. Пример - недавняя история с заявлением министра Зурабова, публично заявившего, что нынче в россйских больницах пациентов больше пяти дней держать не будут. Путину пришлось по телевидению целый мини-спектакль разыграть, чтобы разъяснить, что же именно имелось в виду.

РОССИЮ ВЫПРУТ ИЗ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Татьяна Котляр, депутат Законодательного собрания Калужской области:

- После каждой революции наступает период реакции, я имею в виду реакционный политический режим. Какова революция - такова и реакция. У нас происходит откат от демократических свобод. В 2004 году впервые за последние 15 лет произошло лишение избирательных прав. А именно: на выборах в Законодательное собрание лишили избирательных прав иногородних студентов, проживающих в общежитиях. Это - первый прецедент в России. Он бы так и остался казусом, если бы областной суд не подтвердил, что все - по закону. Таков в России закон. То есть там, где учатся и живут во время прохождения учебного курса студенты, они не имеют права выбирать ни мэра, ни депутата.

В Калужской области глав муниципальных образований последние десять лет выбирали всем населением. Осенью уходящего года стала проводиться в жизнь идея об отмене всенародных прямых выборов глав местного самоуправления. Областная власть заставляет вносить в уставы муниципальных образований изменения - о выборах или назначении глав местными представительными органами, то есть депутатами. Конечно, по указанию губернатора. При этом давление оказывается на местные органы власти совершенно неприкрытое, а такое могут выдержать далеко не все. В отдельных районах депутатов собирают несколько дней подряд, пока они не проголосуют за предложенные изменения в уставе. Повсюду, кроме Обнинска, это уже сделали. В Обнинске, где выборы должны состояться в марте 2005 года, депутаты отказались принять такое решение.

Кроме того, у нас стараются перекроить систему местного самоуправления таким образом, чтобы города, вроде Балабанова, Кондрова, Малоярославца и прочих, давно имеющие статус городов, все, кроме Обнинска и Калуги, около полутора десятков, вошли в состав районов в качестве городских поселений, утратив все былые преимущества и полномочия. Прошлый состав Законодательного собрания не дал согласия на такие изменения, а нынешний за них проголосовал. Это прямое нарушение закона о местном самоуправлении, который говорит, что если до введения закона город уже обладал статусом муниципального образования, то он становится городским округом. Изменить этот статус можно только с согласия его населения, которое выясняется путем референдума. Так что, я думаю, в 2005 году предстоят судебные процессы. Похоже, дело идет к тому, что Россию в конце концов выпрут из Совета Европы.

И, вообще, 2004 год характеризуется тем, что принят ряд совершенно неразумных законов: например, об отмене льгот ветеранам, новый жилищный кодекс, новый закон об образовании принимается, наезд на изибрательные права, на местное самоуправление. Вектор движения таков: власть стремится к независимости от народа, к все более полной самодостаточности. Что такое глава области или города, которого не выбирают всенародно? Глава города или района зависит от губернатора, тот зависит от президента - и все они в своих белых, серых и желтых домах живут в мире друг с другом независимо от населения, потому что никаких механизмов обратной связи или влияния на них у народа нет.

Когда власть отделяется от народа, то получается очень страшно. "Оранжевая революция" на Украине - это бархатная революция. В России никогда не умели отстаивать свои права по-бархатному. Тут могут пойти окна бить и морды чисто конкретно.

НЕВЗИРАЯ НА ВИСОКОСНОСТЬ

Игорь Дорохин, генеральный директор Калужского опытно-экспериментального завода:

- Я - оптимист, на вопрос "Как дела?" всегда отвечаю: "Хорошо!". Но 2004 год для нашего завода и правда был лучше предыдущего, несмотря на то, что високосный. Мы почувствовали стабильность своего положения. Рост объемов производства достиг почти 20 процентов. Зарплата рабочих повысилась на 30 процентов. Значит, люди стали жить лучше.

Печалиться всегда есть о чем. Огорчает то, что на планете творится - терроризм, войны, стихийные бедствия. В нашей стране не все устраивает. Но в жизни нужно находить хорошее и радоваться этому. Например, в область за год много инвестиций привлечено, больше, чем в других областях Центрального округа. Экономический рост по году должен хороший быть. Правда, цены у нас высокие и тарифы на коммунальное обслуживание.

Выборы в городе прошли. Мэра выбрали молодого, энергичного. Пусть работает. Только хотелось бы, чтобы промышленности побольше внимания уделяли. А то, как Александра Ивановича Леонтьева с должности председателя комитета по экономике перевели главой администрации Московского района, нами, директорами, и интересоваться перестали. Промышленности надо бы уделять внимание, она ведь налоги в городскую казну платит. Без промышленности плохо будет.

ЗАТО ГЕРМАНИЯ ПОРАДОВАЛА

Баба Настя (Анастасия Лаврентьевна Спиридонова, калужанка 80 лет):

- Нет, не к хорошему - к плохому идем. Народ жалко. Совсем недавно еще - в магазин пойдешь, так на десятку и хлеба, и молока немножко купишь. А сегодня с сотней пойдешь - сумка пустая. И на сотню не разгуляешься. Теперь со льготами и компенсациями этими не знаю, как будет. Последнее у стариков отнимут. В собесе народу - тьма тьмущая. Идти туда страшно - все злые, нервные, толкаются. По телевизору начальники выступают: такие полные, гладкие, в галстуках. Все, говорят, хорошо, все для народа делаем. А народ-то все хуже живет. Я ж не только по себе сужу. У меня ведь и подружки есть, и дочь, и внуки. Мы-то уж ладно, свое отжили. Вас жалко и деточек ваших. Вам-то еще жить. А хорошего что было в этом году? Было хорошее. Компенсацию за германский плен получила.

У НАС ПОЯВИЛАСЬ ЧЕТКАЯ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ

Максим Акимов, городской голова Калуги:

- Этот год для города был очень непростым. Готовились существенные преобразования в таких значимых сферах, как социальное обеспечение, муниципальное управление. Сейчас Государственная Дума приняла важнейшие документы: новый жилищный кодекс, новый градостроительный кодекс. Будущий год станет годом реализации закона "Об общих принципах местного самоуправления". Все это коснется каждого жителя города: от получения льгот для проезда на городском транспорте до бесплатных лекарств, от предоставления земельных участков до системы медицинского обеспечения.

Прежде, чем говорить о том, каким будет следующий год, я хотел бы сказать, что несмотря на проблемы и трудности, а их было много... Они были спроецированы на нас новыми федеральными законами. Все- таки я думаю, что этот год нам удалось провести успешно и спокойно. С июня прошлого года нам одновременно пришлось решать сразу несколько трудносовместимых задач. Во-первых, мы сократили управленческий аппарат. Задача эта стояла с весны прошлого года. Во-вторых произошло изменение структуры управления городом. У нас стало меньше заместителей городского головы, меньше чиновников. У нас появилась четкая и понятная вертикаль власти по основным блокам управления: в социальном блоке, в сфере градостроительства, в сфере городского хозяйства, в сфере экономики и финансов.

В будущем году предстоит эту работу завершить. Дело в том, что хотя у нас и сохранятся как территориальные единицы округа, это требование федерального закона, администрации округов войдут в состав городской управы. Это приведет к тому, что у нас не будет ни дублирования функций, ни их пересечения. Четко будут распределены полномочия между каждым человеком, который будет работать в системе городского самоуправления. Сейчас пока этого нет. В самых разных отраслях, возьмем, например, содержание дорог, бывает трудно определить, где кончается ответственность управления городского хозяйства и начинается ответственность администрации округа. Я не говорю о том, что людям в повседневной жизни приходится сталкиваться с тем, что для решения вопроса о получении земельного участка надо предварительное согласование получить в округе, а завершить этот процесс здесь в горуправе. Это неудобно и мне, городскому голове, это неудобно и людям. С этим хаосом компетенций и полномочий, я очень на это рассчитываю, при поддержке городской думы, мы покончим.

Одновременно город успешно подготовился к зиме. Никаких срывов, проблем, а это само по себе - очень крупная задача. А изменения в аппарате управления и подготовка к зиме - это трудно совместимые между собой задачи. Но мы смогли и эту задачу праллельно решить. Третья задача сама по себе могла бы отодвинуть предыдущие две: это проведение выборов городского головы. Но и решение этой задачи никак не повлияло на текущую жизнедеятельность в городе: город спокойно вошел в зиму.

Но накопилось за долгие годы много вопросов и проблем, и, конечно, нельзя за один месяц, прошедший со дня моего вступления в должность, их решить.

КОГДА ШАГНУТ НАВСТРЕЧУ?

Татьяна Розанова, доктор экономических наук, профессор

- Когда задумываешься о том, каким был 2004 год, обуревают противоречивые чувства. С одной стороны, Беслан, теракты, пожары, наводнения. На фоне этого чувствуешь себя беззащитным, а душе появляется страх за близких тебе людей. К этому добавляется крайне нестабильная ситуация в экономике: цены растут, коммунальные услуги дорожают.

С другой стороны, объем доходов федерального бюджета растет, стабилизационный фонд увеличивается, Правительство России разрабатывает стратегию развития страны, будущее начинает обретать свои контуры.

Как в капле воды аналогичные противоречивые процессы происходят и в нашей области. Слава Богу, нас обошли природные катаклизмы, теракты, но лучше жить и увереннее чувствовать себя мы не стали. По-прежнему простых калужан беспокоит вопрос зарплаты, социальные проблемы так и остались нерешенными, выпускники учебных заведений озабочены поиском работы с достойной зарплатой, пенсионеры решают задачу - как прожить на пенсию, а представители власти озабочены организацией выборов, процессом реформирования аппарата.

На мой взгляд, разрыв между властью и населением в нашей области увеличивается. Власть реформируется, народ выживает, но как бы одна и другая сторона ни отдалялись друг от друга, все мы в одной лодке. И если задаться вопросом, куда в 2004 г. повернул вектор развития, то, думаю, он застыл в ожидании встречных шагов власти и населения друг к другу. Это состояние еще подкрепляется и ожиданием монетизации льгот с начала 2005 г. Непродуманные шаги региональных властей могут еще больше увеличить разрыв с народом. Ведь в области большая доля населения - пенсионеры, ветераны труда. Они заслужили многолетним трудом уважение, а не унижение стоянием в очередях в органах социального обеспечения, где подчас пожилому человеку негде присесть, снять с себя тяжелое пальто. Добрые слова в свой адрес они тоже хотели бы слышать не по праздникам , а в повседневной жизни.

Кто-то скажет, все это такая мелочь: внимание, уважение, доброе слово. Улыбка пожилого человека говорит о силе власти.

КАК СДЕРЖАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ?

Егор Гайдар, директор Института экономики переходного периода (г. Москва) отвечал на вопрос в рамках Клуба региональной журналистики:

- Меня сильно беспокоит обозначившаяся в последнее время тенденция - сдержать экономический рост. Зачем это делается - не знаю. Это, я бы сказал, своеобразный вызов. Задача очень непростая. Тут надо сильно постараться. Ведь он же прет и прет. Причем не только у нас, а во всех 28-ми посткоммунистических странах. Когда рост начинается, то остановить его, как показывает опыт, почти невозможно. Скажем, у нас в 98-м году произошел великий финансовый кризис. И что? Он остановил нам рост только на один год. В 99-м году подъем возобновился. Поэтому не стоит думать, что задача остановить постсоциалистическое развитие такая уж и простая. Отнюдь.

Что для этого надо делать? Для того, чтобы остановить экономику. Для этого нужно создать самое тяжелое, что есть для экономического роста - обстановку неопределенности. Если вы думаете, что крупные корпорации не привыкли работать в недемократических режимах, вы ошибаетесь. Привыкли и еще как. Прекрасно работают. Если вы думаете, что крупные корпорации не привыкли инвестировать в страны с коррумпированными режимами, - то только так и инвестируют. Чего они ненавидят хуже горькой редьки, так это, когда они не понимают правила игры и того, как эти правила меняются. Именно это их и губит.

Я имел возможность последние два месяца встречаться с руководителями нескольких крупнейших мировых корпораций, которые советовались со мной, что происходит в России. Они прагматичны и говорят примерно так: вы свое дело ЮКОСа хоть как-то там завершите. Можете так, можете сяк - это ваше дело. Но мы не понимаем, не можем объяснить нашим акционерам, нашим регулирующим органам, что там у вас там такое происходит. По ЮКОСу у них была простая позиция: ничего не вижу, ничего не слышу. Потом началась история с Бритиш Петролеум, потом - с Вымпелкомом. Это все такие сигналы: мол, неприкасаемых в России нет. Правил игры нет. А это хуже всего для экономики. Для ее роста.

Как говорил Сталин, нет таких крепостей, которых бы не взяли большевики. Примерно год после начала всех этих игрищ экономический рост в России шел, хоть дустом его опрыскивай - ничего не действует. Растет себе экономика и хоть бы хны. Инерция. Но все имеет свой предел. То, что происходит с ростом последние четыре месяца, крайне неприятно выглядит. Скажу, что средние темпы роста в базовых отраслях на протяжении полутора лет стандартно колебались между 7 и 9 процентами. А знаете какие они в третьем квартале этого года? 2,8%.

Конечно, из коротких вещей нельзя, опасно делать долгие выводы. Это все могут быть краткосрочные колебания. Но когда у меня, с одной стороны, обстановка неопределенности, а с другой стороны - очевидное улучшение конъюнктуры в промышленности - это навевает некие грустные мысли.

КИСЕЛЬ НОЖОМ РЕЗАТЬ

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок, профессор МГИМО, отвечал на вопрос в рамках Клуба региональной журналистики:

- Я не знаю наиболее вероятного сюжета развития страны. Но я могу вместе с вами на эту тему порассуждать. В свете последних политноваций. Я думаю, что выборы губернаторов, перевод на партийную систему выборов в госдуму, не очень явственно связаны с решением проблемы №1 - борьбой с терроризмом. Также как и укрепление вертикали власти. Понимаете, какая штука: вертикаль власти - это колонна, которую мы отстраиваем и все время делаем ее прочней. Она все выше устремляется и выше, и мы уже не видим ее вершины. И, что характерно - вершина не видит нас.

А террористическая угроза - это горизонтальная сеть. Ее прокалывать вертикалью власти можно сколь угодно долго, только никакой эффективности это не даст. Это все равно, что кисель ножом резать. Разрезал - слилось, разрезал - слилось. Поэтому вертикаль власти это самый неэффективный способ ответа на террористическую угрозу - главный вызов времени.

Что касается выборов губернаторов. Я вообще не люблю когда у меня чего-то отбирают. Когда мне говорят, тебе, парень, еще рано покупать пиво в баре, а то не известно, как ты себя поведешь. Кого ты там себе в губернаторы понавыбираешь. Да очень плохо, когда криминал рвется к власти в регионах. Но все равно надо как-то учиться демократии. Да, это тяжелый труд. Хотя, я могу себе представить, что Президент назначит хороших губернаторов. Только для этого нужно выполнение двух условий. Сначала надо сломать хребет коррупции. Потому что я представляю, сколько будет стоить положить объективку губернатора на стол Президента: мол, вот этот человек хорошо подходит к данному региону.

Во-вторых, Россия очень разная - 89 субъектов федерации. Губернатор Красноярского края должен быть совсем не таким как губернатор, например, Кубани или Ставрополья. Где у Президента та записная книжка хотя бы с 89 фамилиями, каждая из которых соответствует региону? Чтобы, упаси Бог, не перепутать: кого - на чукчей, а кого - на казаков. Где способ, механизм, если все-таки перепутали, чтоб срочно вернуть обратно? Потом я не очень понимаю, что такое возможность снятия губернаторов ввиду утери доверия Президента? Что вот так просто Президент возьмет и скажет: утратил он мое доверие, я думал хороший человек, а оказался "редиска"? Это, на мой взгляд, работать не будет.

Что касается выборов по партийным спискам - это вообще не из той оперы. Террористы, по-моему, так и не узнают, как у нас выбирали госдуму: по партийным спискам или по мажоритарным округам. Сделает ли это Думу более управляемой или более предсказуемой, не знаю. На мой взгляд, управляемость Думы и так уже превосходит все мыслимые возможности, и ничего хорошего из этого не получается. Самое главное - все это сокращает дистанцию между Президентом и ответственностью за то, что происходит вокруг.

Вот раньше можно было сказать, ну олигархи гады не дают, пытаюсь, буду драться дальше, но мешают. Сейчас олигархи отстроены, как взвод. Ясно, что ничему они мешать не будут, не могут, боятся. Раньше можно было сказать, власть на местах вон чего вытворяет. А сейчас это твой губернатор. Ты назначил, он и творит, что ты велел. Между Президентом и ответственностью нет никакого пространства для маневра. Зачем он это себе делает - создает себе такую головную боль - это для меня загадка.

Если мы действительно выберем тотальный путь усиления вертикали - "далее со всеми остановками" - то нас ждет судьба Югославии и Милошевича. Это то самое укрепление вертикали власти и попытка сделать то, что было сделано. Рано или поздно все это хозяйство взрывается. Только в России рвет, к сожалению, всегда в форме российского бунта, "бессмысленного и беспощадного". Это будет страшной проблемой для всего мира. Страна, потерявшая контроль и управление сама над собой, и в которой 20 тысяч ядерных боеголовок, станет всемирной проблемой. А уж нашей проблемой какой станет... Единственное на что я надеюсь, что я до этого все-таки не доживу.

ГДЕ ТЫ, 6-АЯ СТАТЬЯ КОНСТИТУЦИИ?

Анатолий Ковалев, глава муниципального образования "Сухиничский район" Калужской области:

- По 2004 году у нас неплохие наработки. Мы провели мониторинг всей территории в целях размещения новых производств. И результаты кое-какие уже имеем. В частности завершаем переговоры с одной из бельгийских форм по производству металлокорда для автопрома. Готовимся также открыть у себя обувную фабрику. Или идея строительства новой шахты - тоже в значительной мере продвинулась за прошедший год. Произошли положительные сдвиги и в сельском хозяйстве. Только в три колхоза, что взял на себя Завод электроустановочных приборов, было инвестировано 25 млн. руб. Так что настрой на 2005 год - сугубо позитивный.

Много сейчас ведется разговоров о грядущей реформе местного самоуправления. Действительно - задача непростая. Но она меня почему-то не пугает. Я имею ввиду вопрос: как выбирать местных глав - всем миром или только депутатским корпусом? А вспомните, как избирали предисполками 15 лет назад. И что: он не имел при этом самостоятельности? Имел. Но вместе с ней была и подотчетность. С предисполкома можно было спросить. Нет, все-таки в той системе были не только минусы, но и определенные плюсы. Была 6-ая статья Конституции...  

Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга. Газета "Деловая провинция", № 1, 01 января 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики