ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ
Автор: Богданова Ольга
Регион: Пермь
Тема:  Социальные реформы
Дата: 15.02.2005

Татьяна МАЛЕВА, директор Независимого института социальной политики

Необходимость закона о монетизации льгот возникла очень давно. По сути дела, этот закон пытается изменить проблему социального развития вообще, изменить вектор направления социальной политики.

Сейчас обсуждается вопрос: кто виноват - закон или его "применители"? У закона есть применение на местах. Там могут быть попытки выполнить этот закон, попытки саботировать его и попытки дискредитировать. Но я поддерживаю саму идею реформирования стратегии социального развития. Самым главным мне сейчас представляется разобраться, в чем есть системные ошибки, противоречия, в чем есть краткосрочные, не долгосрочные, проблемы, которые в той или иной степени можно решить.

Когда мы сейчас говорим: "Оставить все в покое, оставить эти льготы так, как были", мы не обращаем внимания на то, кто оплачивает эти льготы 50% российского населения? За счет чего они финансируются? Из бюджетов. А за счет чего формируется бюджет? В конечном итоге, льготы оплачивает российский налогоплательщик. Это экономически активный человек. Давайте зададимся вопросом: кто у нас пользуется общественным транспортом? Богатые? Нет, богатые у нас ездят на своем транспорте. Сегодня одна часть небогатого населения, у которых нет льгот, доплачивает за другую часть небогатого населения, у которого есть льготы.

А льготы на телефон, на ЖКХ! Мы видим, какая здесь возможность манипулирования. Льготу получает ветеран или инвалид, а пользуется ею семья. Здесь как раз происходит перераспределение льгот. Вот почему эта льгота становится таким лакомым кусочком. Достаточно одного инвалида в семье.

В 1995 году в России был принят закон "Об инвалидах". После этого мы дали миру такой феномен - "инвалидизацию" страны. Буквально за один год численность инвалидов у нас возросла с 4 млн. до 6,5 млн. человек. Сейчас у нас уже 11 млн инвалидов! Здоровье нации в этом вопросе ни при чем. Наше социальное законодательство толкает нас на такой путь. 13 млн инвалидов - это как минимум то, что мы получим через год.

Главные проблемы нас ждут впереди, когда возникнет вопрос о монетизации льгот, связанных с лекарствами и здравоохранением.

Даже если бы удалось в полном объеме предоставить денежную компенсацию по льготам, связанным с медициной, у нас культура поведения населения сегодня не рациональна. Как себя поведет пенсионер, если ему представится возможность бесплатно сделать электрокардиограмму? Он этим воспользуется. А когда ему будет предложено сделать это платно, даже если ему компенсируют эти деньги, он не пойдет и не заплатит.

В конце концов, можно было рассмотреть следующий вариант закона. Минимизировать, но оставить льготы тем, кто сейчас находится на пенсии. Повысить пенсию, но чтобы будущее поколение пенсионеров не имело права на натуральный пакет вообще. Ситуация, при которой можно было сохранить натуральный пакет ныне действующим категориям льготополучателей, изменить саму парадигму новым категориям, была бы самой безболезненной, самой разумной и рациональной. Хотя, я уверена, появились бы обходные технологии, потому что в такой ситуации сам переход на новую систему растянулся бы на долгие годы. Но этот вариант закона никто даже не рассматривал.

Сейчас говорят, что "плохие" российские регионы плохо исполнили федеральный закон. Это - ложь! Это противоречие было заложено в законе. Закон обозначил уровень федеральной ответственности, сформировал необходимый федеральный бюджет для реализации той ответственности, которую федеральный центр взял на себя. Остальное он отодвинул на уровень регионов, причем самые неотработанные вопросы, проигнорировав тот факт, что есть регионы, которые могут выполнить этот закон, и есть регионы, которые не могут его выполнить по причине дефицита финансовых и экономических ресурсов. По умолчанию принимался факт, что раньше региональные бюджеты разбирались с этими проблемами, и сейчас разберутся. Мой прогноз: будут хорошие отношения у губернатора с Минфином - он добьется дотаций для своего региона. Плохие - ничего он не получит.

Из выступления на семинаре, организованном Клубом региональной журналистики 19-21 января в Москве.  

Ольга БОГДАНОВА, Пермь. Газета "Новый компаньон", 01 февраля 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики