РЕФОРМА ЖКХ. ЖИТЬ МЫ БУДЕМ... ВЕСЕЛЕЙ
Автор: Лопатко Людмила
Регион: Мурманск
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 22.02.2005

ДРАКОН НАСТУПАЕТ?

Совсем скоро мы получим новый Жилищный кодекс, Госдума может принять его во втором чтении уже в ноябре. Старый, действовавший с 1984 года, войдет в историю как образец эпохи развитого социализма и, надо сказать, не самый худший. Хотя бы потому, что ЖК РСФСР важнейшей государственной задачей провозглашал обеспечение права граждан на жилище, а также невысокую стоимость коммунальных услуг.

Его преемник, Жилищный кодекс РФ, ожидается не столь демократичным, ибо провозглашает несколько иные принципы, и они большинством населения вряд ли будут восприняты спокойно. Недаром его окрестили уже драконовским. К примеру, в обсуждаемом законопроекте вообще не идет речь о праве граждан страны на обеспечение жилищем. Лишь малоимущие получат право на договор социального найма, да и то до той поры, пока их семейный бюджет не повысится. Значит, быть бедным станет выгодно?

Всем остальным жилье предложат приобретать самим на собственные средства. Вопрос в том, где деньги взять? И здесь законодатели предлагают свои варианты: ипотека, кредит в банке и т. д.

КОМУ КРЕДИТ НЕ СТРАШЕН

Как убеждают нас тележурналисты раскрученных передач Центрального ТВ, жизнь в кредит не страшна. И при этом, естественно, ссылаются на прогрессивный Запад. Якобы именно кредит заставляет людей активно работать и жить, а иначе можно лишиться всего: квартиры, машины, мебели...

На примере некоторых знакомых, уехавших за рубеж, знаю: это так. Правда у "них" жилье дают сразу, исходя из твоего статуса и возможностей, и по реальной стоимости, которую семья должна исправно выплачивать на протяжении ряда лет.

У нас же акцент иной. Сначала вносишь определенную сумму в счет стоимости жилья, а она, поверьте, кусается, и затем под немалый процент берешь ссуду в банке.

Один из основных разработчиков Жилищного кодекса директор департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго Сергей Круглик, к примеру, утверждает, что до 40 процентов очередников на жилье при минимальной господдержке готовы вложить собственные средства в приобретение достойного жилья. При этом Сергей Иванович уверен, что новый законопроект в отличие от старого Кодекса "ставит перед государством и населением вполне понятную и решаемую задачу - жить по средствам".

Этой же точки зрения придерживается и президент фонда "Институт экономики города", возглавляющая рабочую группу Центра стратегических разработок при администрации Президента Надежда Косарева. Недавно она провела пресс-конференцию по телефону с мурманскими журналистами. Надежда Борисовна отметила, что задача формирования рынка доступного жилья была поставлена год назад администрацией Президента страны. За это время был сформирован законодательный пакет предложений. Доступное, уточнила Надежда Косарева, это то жилье, которое каждый может приобрести с помощью различных финансовых институтов - кредитов, накопительных систем и т. п. Сейчас тоже можно купить квартиру на рынке, но для этого надо сразу выложить всю сумму, а это способен позволить себе далеко не каждый.

Государство (а также регионы) может принимать участие в поддержке граждан в различных формах: субсидировать первый взнос или процентную ставку при получении кредита - например, для отдельных групп населения, как, допустим, это делается для военнослужащих.

ЧЕРЕЗ 6 ЛЕТ КАЖДОМУ ТРЕТЬЕМУ - КВАРТИРА

Для решения проблемы жилья надо как минимум преодолеть три проблемы: увеличение платежеспособности населения (за счет кредитов), увеличение объемов строительства, создание условий для роста этих объемов. При этом госпожа Косарева обмолвилась, что уже к 2010 году при соблюдении этих условий, а также с принятием пакета соответствующих законов (Градостроительный кодекс, законы о тарифном регулировании, об инвестиционных соглашениях и другие) вполне реально увеличение числа покупателей жилья в три раза. То есть треть населения нашей страны смогут стать владельцами квартир!

- Все эти меры позволят к 2010-му в два раза увеличить объемы жилищного строительства, практически полностью удовлетворять спрос населения на кредиты. То есть рынок заработает, и с его помощью люди смогут полностью удовлетворять свои жилищные потребности, - оптимистично заявила Надежда Борисовна.

Но так как пресса в обещания, и тем более москвичей, стоящих далеко от наших провинциальных проблем, не верит, поэтому журналисты постарались задать собеседнице возможный максимум вопросов. Вот некоторые из них.

- Как, по каким критериям будет определяться понятие "малоимущий" при решении вопроса о бесплатном предоставлении жилья или, как вы говорите, по договору социального найма?

- Уровень их дохода будет определяться органами местного самоуправления. Они же будут предоставлять это жилье.

- Продуманы ли льготы при кредитовании и каким категориям?

- На любом уровне субъекта Федерации, муниципалитета могут быть приняты свои собственные бюджетные решения о субсидировании тех или иных групп населения (молодежи, инвалидов, бюджетников и т. п.). Но, допустим, пенсионерам вряд ли дадут тот же ипотечный кредит, он длительный, рассчитан на 10-20 лет. Пенсионер может не успеть его выплатить, даже если у него высокий доход.

А вот молодежь, наоборот, самая перспективная категория для жилищного кредитования. Правда, у молодых другая проблема - нет денег на первый взнос: накопить не успели, квартиру приватизировали родители... Здесь бы могли помочь местные бюджеты и законодатели.

- Граждане не привыкли доверять структурам, которые накапливают их средства для будущей покупки жилья или других целей. Каким критериям должны соответствовать такие фирмы?

- Вы правы, люди много раз обжигались. Однако здесь иная схема: не вы отдаете банку деньги, а он - вам. Это у вас они могут пропасть, банк рискует. И на сегодняшний день банковские структуры находятся под жестким контролем Центрального банка, отслеживается их состоятельность.

А вот накопительные системы, существующие в форме жилищно-строительных кооперативов или иных форм, работают по другой схеме. В нынешнем виде эти фирмы напоминают "пирамиды", где "кинуть" клиента ничего не стоит. Сейчас разработан законопроект об их деятельности, когда его примут, здесь будет наведен порядок.

- Вы предлагаете населению сначала заплатить взнос, причем немаленький, затем получить жилье. Во многих странах, в том числе в Норвегии, иная, более привлекательная схема: сначала жилье, затем кредит, без всякого первоначального взноса.

- Банки сегодня не могут гарантировать выплату ста процентов на жилье - слишком большой риск. На Западе существует жесткая конкуренция банков, они вынужденно идут на риск. Снизить первоначальный взнос можно через страхование ипотечных рисков, через субсидирование государством.

- Вы строите такие радужные планы на ближайшее десятилетие, но надо признать честно: во многих регионах нет рынка жилья, оно вторично - строительство практически свернуто, и нынешние темпы не смогут удовлетворить потребность в жилье еще многие годы.

- Где нет экономического развития, там нет и рынка жилья. Думаю, в Мурманске такого быть не может, у вас очень перспективный город.

- В последнее время много говорится о введении обязательного страхования жилья. Не получится ли, как с автогражданкой?

- Такого предложения в нашем пакете законопроектов нет, как нет никаких предложений по оплате жилья, коммунальных услуг и т. п. Думаю, что тема страхования преждевременна. В условиях, когда население не оплачивает полностью квартплату, сделать еще одну дополнительную надбавку и продолжать субсидировать 30 процентов содержания жилья, по-моему, нонсенс.

ИНЫЕ ЗАКОНЫ, ИНАЯ ЖИЗНЬ

Конечно, вопросов по поводу нового Жилищного кодекса очень много и жаль, что у нас сейчас не принято публиковать наиболее значимые законопроекты до их принятия, чтобы люди могли высказать свои мнения и предложения. К сожалению, Москва сегодня не желает слышать не только народ, но и его представителей - депутатов, как это было, например, когда спешно принимался закон о монетизации льгот.

Новый Кодекс, надеюсь, принесет и положительные изменения в нашу жизнь. Например, в 91 статье "Выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения" речь идет о тех, кто безобразно относится к жилью или использует его не по назначению, мешает жить соседям.

Ожидаются изменения и в вопросе прав членов семьи собственника жилья. К примеру, сегодня вы не можете без разрешения органов опеки продать жилье, если там прописан ребенок, даже если в случае сделки улучшаются условия жизни ваших детей. И здесь не учитывается, какой вы родитель, плохой или хороший, в чьих интересах действуете.

Случается и другая ситуация. Люди разводятся, разъезжаются даже по разным странам, но остаются зарегистрированными (постоянно) в бывшей квартире, и выписать их, если сами не пожелают, невозможно. Новый ЖК обещает более справедливое решение вопроса. Так, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилья бывшие члены семьи не будут иметь права пользоваться квартирой, если это не зафиксировано каким-то соглашением, например, брачным контрактом.

Так что скоро нам предстоит жить по иным и, наверное, более жестким законам.  

Людмила ЛОПАТКО, Мурманск. Газета "Мурманский вестник", 05 ноября 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики