ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
Автор: Романова Наталья
Регион: Кемерово
Тема:  Гражданское общество
Дата: 10.03.2005

В суде Заводского района города Кемерово рассматривается уголовное дело по факту разжигания национальной вражды. Студент одного их кемеровских вузов (в интересах следствия имя не называем) обвиняется по статье 280 часть 2 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации с использованием средств массовой информации) и статье 282 часть 1 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды).

Внимание на агрессивную деятельность молодого человека в Интернете против лиц другой национальности обратили сотрудники Федеральной службы безопасности. Они же и определили принадлежность студента к так называемому союзу русского народа, куда входит экстремистски настроенная молодежь со всей России.

В суде дело находится второй год. И, по словам судьи Алексея Анатольевича Сазыкина, в ближайшее время следствие продлится. Вновь и вновь у экспертов появляются дополнительные вопросы к подсудимому, и закрытое заседание суда откладывается.

Тем временем в управлении ГУВД по Кемеровской области сообщили, что ни одной драки, грабежа и уж тем более убийства на национальной почве в Кузбассе не зафиксировано. Как правило, все конфликты, похожие на национальные, отражены в сводках как бытовые, либо же их за таковые выдают.

Однако обвинение гражданам в разжигании национальной вражды через средства массовой информации предъявлено не впервые в области.

В прошлом году в Прокопьевске состоялся суд над лицами, причастными к распространению издания "Перун", в котором языковые и изобразительные средства целенаправленно унижали честь и достоинство людей разных национальностей.

По этой же 282 статье часть 1 УК в Белово было возбуждено уголовное дело против 47-летнего Александра Николаенко, который размещал свои публикации националистического характера в местной газете.

На почве расовой и религиозной вражды была закрыта газета "Беловская копейка".

О том, что группы озлобленных по отношению к другим нациям людей все же существуют или, может быть, только формируются, говорят и другие факты. Появление на стенах домов свастики, угрозы в адрес кавказцев, намалеванные краской в подъездах…. Конечно, ни одна конкретная так называемая скинхедская организация в области не зафиксирована. Но разве это значит, что ее нет?

Несколько раз доводилось наблюдать картину, как толпа коротко стриженных подростков, примерно 15-18 лет, собиралась на кемеровских улицах - Ноградской, 50 лет Октября, Весенней. Они ничего бурно не обсуждали, не громили, не ломали. Разве что необычно вели себя рядом со взрослым мужчиной, выделявшимся среди молодежи. Они понимали друг друга без лишних слов и жестов. Как будто по команде, но какой?

Многие подростки сами причисляют себя к скинхедам. Кстати, именно скины начали в центральной России погромы на национальной почве: вопиющий случай с таджикской девочкой, недавнее убийство вьетнамского студента в Санкт-Петербурге, история с избиением в Московском метрополитене двух выходцев с Кавказа. Чего хотят погромщики? Мотивация их проста: чеченцам - место в Чечне, грузинам - в Грузии, китайцам - в Китае. Их решения, как правило, сводятся к одному: "бить или не бить".

На последнем семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст", который проходит в Москве, удалось пообщаться с писателем и президентом фонда "Холокост" Аллой Ефремовной Гербер. Она рассказывала много любопытного о деятельности скинхедов. Еще в начале 2004 года правительство не желало ни знать о них, ни признавать их. А правоохранительные органы не давали никакой информации. Поэтому и не было никаких достоверных сведений об этих группировках.

Фонд "Холокост" первым начал проводить расследования. Здесь составлен мониторинг из разных городов страны: 20 убийств за один год на национальной почве и 70 уголовных дел, из которых только 11 стали достоянием суда.

По данным фонда "Холокост", в стране как минимум 50 тысяч скинхедов. И центр всего этого - Москва.

- Скинхеды не просто бродят по улицам, размахивая железными прутьями, думая на кого бы им сейчас напасть. Ведь убивают не каждый день. Раз в месяц, раз в три недели. Но обязательно. Это рейды устрашения, - считает Алла Ефремовна.

По опросам фонда, до 70 процентов населения страны больны ксенофобией (недоброжелательность или ненависть к чужакам). 48 процентов россиян хотели бы, чтобы национальные меньшинства вообще были лишены тех прав, которые имеет "титульная" нация. Большинство склоняется к тому, чтобы была восстановлена черта оседлости.

Что же случилось за эти 15 лет, в результате чего из-за маленьких маргинальных группок выросло множество партий националистического толка? По мнению специалистов, это вызвано распадом Союза. Двумя чеченскими войнами. Реформами, которые воспринимались народом как форма глобального воровства. Расслоением общества. Виноватыми в этом, как всегда, "назначены" евреи, азербайджанцы, грузины. Появилось стремление к этнической идентичности - "Россия для русских". И движение это настолько сильное и мощное, что захватывает все больше и больше территорий, молодежную среду. Идет поколение, которому 15 лет. Это те, кто родился, когда начались реформы. Среди скинхедов, как правило, 15-18 летние подростки. Те ребята, чаще всего из неустроенных семей, которые выброшены на улицу и не знают что делать. Работы нет, денег нет, а хочется самоутвердиться. Вот и начинают бить. А кого бить? Чужих!

Наша встреча с Любовь Ильиничной Гвоздковой, заместителем начальника департамента культуры и национальной политики Кемеровской области, была долгой. По ее мнению, в Кузбассе относительно спокойная ситуация, но это не повод для бездействия.

Скинхеды активно проявляют себя в соседнем Новосибирске, в Новокузнецке в прошлом году молодежная группа выступала на ноябрьских праздниках. Никаких агрессивных действий подростки не предпринимали, но о себе заявили.

- Сегодня официально скинхедовское движение в области не зафиксировано, - говорит Любовь Гвоздкова. - Но мы видим их на центральных улицах городов, знаем, что такие ребята есть в кемеровских вузах. Пока от них не исходит реальная опасность, но если есть люди, проповедующие идеологию "Россия - для русских", достаточно малейшего повода, чтобы она проявилась. Пока движение не набрало силу и не оформилось, стоит задуматься, во что это может вылиться.

Миграционные процессы неумолимо движутся в направлении Сибири. Центр уже переполнен, интерес к югу страны падает из-за конфликтов. Мигранты стремятся на Урал и за его пределы. С появлением их на нашей территории в условиях неподготовленности общества можно получить ситуацию, подобную той, что есть в центральной России.

- Чтобы этого не произошло, надо правильно понимать, кто нас окружает. А для этого необходимо понять, кто мы сами, - считает Любовь Ильинична. - В ряду сибирских регионов Кузбасс самый своеобразный, и об этом нужно помнить. Наша территория составляет всего 95 тысяч квадратных километров, а живут здесь почти три миллиона жителей. Для сравнения: в соседнем Красноярском крае два миллиона квадратных километров, на которых примерно столько же населения, сколько насчитывается в Кузбассе. До революции в Кемеровской области проживали примерно двести тысяч человек. В 40-е годы уже был миллион кузбассовцев, а в 60-е - около трех миллионов. Возникает закономерный вопрос: откуда? Ответ лежит в истории. В 20-30-е годы в Сибирь ехали на комсомольские стройки, шахты, заводы. Но основная масса - это депортированные народы, раскулаченные крестьяне. В годы войны в Сибирь были вывезены целые заводы с рабочими. А после войны многие рабочие семьи остались жить в Кузбассе. Такое количество людей разных национальностей не было свезено за короткий срок ни в один сибирский регион. Не потому, что здесь было лучше, просто индустриальный край требовал много работников. Вот так и сложилось, что на небольшой территории сейчас проживают 116 народностей - срез всей России.

Сегодня многие говорят: "Нужно закрыть территорию, не впускать приезжих".

- На мой взгляд, - продолжает Любовь Ильинична, - тем самым мы уже нарушаем права человека, привязываем его к одной территории. Безусловно, правовые нормы для въезжающих должны быть, но без нарушения прав и свободы личности.

По ее мнению, тот факт, что к нам приезжают из разных уголков страны и из-за ее пределов, - процесс положительный. Любовь Ильинична опять-таки связывает это с историческим прошлым области.

- Сибирь осваивали тяжело и в основном принудительно. Но еще Ломоносов сказал, что в ней российское могущество. Теперь не секрет, что существовали документы, в которых четко говорилось, какие специалисты для этого требуются. В соответствии с ними шла череда репрессий, арестов и ссылок. Несколько веков народ в Сибирь зазывали. И люди осваивали этот край безвозмездно, потому что плата каждому - свобода, которой лишили.

Кузбассу нельзя терять население. Демографические потери для нас скажутся экономически. Нет рабочих рук, значит, не добыто, недопроизведено и для других регионов. Ведь в 90- е годы прошлого века от нас многие уехали. Население заметно сократилось. Как вернуть сюда теперь рабочую силу?

Возможно, после этих слов мы задумаемся: оправдана ли наша агрессия против "чужих"? Откуда вообще эта агрессия во многих из нас? Конечно, стычки и разногласия случались всегда. Но это были единичные случаи. И можно сколько угодно долго бранить Советский Союз, но идея интернационализма и воспитание нас как одной большой семьи, где все равны, накрепко закреплялась в сознании. С другой стороны, методы при этом применялись скорее "революционные". Национальные проблемы просто "загонялись вглубь". Неудивительно, что теперь наболевшее вырывается наружу с удвоенной силой.

О конфликтах на национальной почве в Кузбассе стараются не говорить. Все случаи рассматриваются в частном порядке. Если мы многие годы заявляли, что у нас нет межнациональной розни, зачем теперь выносить сор из избы? В том, что такая информация не предоставляется обществу, есть свой смысл: не настраивать аудиторию негативно. Воспитывать на доброжелательных отношениях между народами.

Другое дело, что вживить такую тонкую материю, как этническая культура, в людское сознание не так то просто. Сталкиваются разные менталитеты, разные образы жизни, разные реакции. Немало примеров, когда уже ребенок испытывает ненависть к сверстнику другой национальности. За что? Он не знает сам. Просто потому что тот "чужой". Но где ребенку услышать объяснение, что "чужих" нет? Детские сады и школы в большинстве не занимаются решением этой проблемы.

Правда, с ноября прошлого года и до апреля нынешнего департамент культуры и национальной политики готовил необычных лекторов. Молодые ребята, студенты приходили в техникумы и рассказывали о национальных проблемах таким же студентам, как они сами. Работа была скорее точечной и не могла охватить всю молодежь. Сейчас подобные проекты вновь прорабатываются, и обязательно с обратной связью между лектором и юной аудитории.

К вопросу о национальном воспитании. Коллега из Владивостока на семинаре в Москве поинтересовалась у Аллы Гербер: как быть, если другие народы ведут себя некорректно по отношению к русским, на чьей земле они живут? Если за деньги они имеют право делать все, что хотят. Если у них есть "свои" улицы, где русских притесняют. Как объяснить ребенку, что нужно уважать эту нацию?

- К сожалению, у нас много необразованных семей, родителей, - ответила Алла Ефремовна. -- Пришел бы ко мне ребенок и сказал: "Китаец меня обижает". Я бы рассказала, что это за народ, китайцы, какая это культура. А негодяев полно в каждой нации.

Что может повлиять сегодня на воспитание толерантности (терпимость к чужим мнениям и верованиям)? Когда в Швеции только появились первые признаки нацистских организаций, там издали книжку тиражом в два миллиона "Передайте об этом вашим детям". Эту книжку отправляли в каждую семью. Нам трудно пробиться в каждую семью, но можно достучаться до учителей. От учителя, который будет просвещать, зависит многое.

По данным управления миграции Кемеровской области, на сегодняшний день на территории Кузбасса легально проживают и работают 1264 человека - узбеки, киргизы, таджики, китайцы, корейцы, югославы, турки, чехи и даже индийцы. На самом деле их, конечно, гораздо больше (более 20 тысяч). Как сосуществовать вместе, без уважения друг к другу? Плохих народов не бывает. В каждом есть и герои, и подлецы. Нет гарантии, что когда-нибудь судьба не забросит любого из нас на чужбину. Какого отношения к себе мы захотели бы?

Дорогие читатели, эта публикация - повод к размышлению. Национальный вопрос - тема деликатная, многогранная, неоднозначная. Наверняка, каждый из вас задумывался о том, что же с нами все-таки происходит? На наш век пришлось немало трагедий. Мы погрязли в коррупции, криминале, терроризме. Неужели и после этого позволим разгуляться нашим крайностям? Пишите к нам в редакцию.  

Наталья РОМАНОВА, Кемерово. Областная газета "Кузбасс", 06 ноября 2004 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики