ЛЬГОТЫ КАК ПУТЬ К БАНКРОТСТВУ
Автор: Галицкая Варвара
Регион: Сызрань
Тема:  Социальные реформы
Дата: 14.03.2005

Сызранский муниципальный транспорт терпит убытки

Отступные, которые власти всех уровней подарили пенсионерам в феврале, принесут сызранскому муниципальному транспорту убытки в сумме не менее 3 миллионов рублей. В январе МУП УК "Городские перевозки", благодаря начавшейся монетизации, получили доходы на ту же сумму.

В настоящее время предприятие МУП УК "Городские перевозки" обслуживает 18 маршрутов. Два года назад их было 34. Автопарк насчитывает 230 единиц транспортных средств, 38% которых полностью самортизированы и подлежат списанию, 80% - изношены.

Еще 17 маршрутов обслуживают 340 частных автобусов, принадлежащих мелким предпринимателям. Количество немуниципальных маршрутов за последние два года выросло в три раза.

На покрытие расходов МУП УК "Городские перевозки" из бюджета Сызрани в 2004 г. было выделено около 50 миллионов рублей. При этом на сегодняшний день долги предприятия перед поставщиками составляют около 20 миллионов рублей. По мнению Александра Сазонова, заместителя директора "Городских перевозок" по эксплуатации, "муниципальный транспорт в Сызрани начал скатываться к кризисному состоянию 8 лет назад, когда правительство значительно расширило круг получателей льгот". В 2004 году в структуре пассажиро-перевозок доля платных пассажиров составила только 15%. Из 176 тысяч жителей Сызрани 76 тысяч на протяжении последних 10 лет не платили за проезд. Как следствие предприятие стало нерентабельным. Убытки за прошлый год составили 7 миллионов рублей. Сумма скрытых убытков около 15 миллионов.

В январе 2005 Михаил Сорока заявил, что наметился выход из кризиса: предприятие получило прибыль в размере 3 миллионов рублей. В бюджете на 2005 г. на нужды предприятия заложено 17 миллионов 289 тысяч рублей. Сазонов сказал, что "этой суммы хватит для поддержания деятельности предприятия на уровне 2004 года". Точную сумму инвестиций, необходимых для развития предприятия, Сазонов не назвал, сославшись на то, что "рост цен в нашей стране не предсказуем".

В феврале после постановления правительства Самарской области о сохранении льгот на месяц, ситуация опять изменилась в худшую сторону. Предполагаемая сумма убытков от отступных пенсионерам составит не менее 3,5 миллионов рублей. Из городского бюджета будут компенсированы 1,6 миллиона. Еще 1,9 миллиона придется покрывать за счет сокращения других статей расходов. Транспортники надеются, что после возвращения к монетизации ситуация снова будет исправляться.

Научный руководитель московского центра социальных исследований и новаций Евгений Гонтмахер не разделяет его оптимизма. На семинаре клуба региональной журналистики в Москве он заявил, что "муниципальный транспорт сейчас получил передышку. Транспортникам стали поступать дополнительные деньги. Но этот сектор абсолютно не реформирован. Смею вас уверить, что через год-второй все вернется на круги своя. Муниципальный транспорт по всей стране, работает крайне неэффективно. Он не находятся в конкурентной среде. Они начнут повышать тарифы на проезд. Это называется "не в коня корм". Снова возникнет ситуация, когда те же самые местные власти покупать льготникам проездной билет будут не в состоянии. С моей точки зрения, там нужна приватизация. Нужны нормальные товарно-денежные отношения с этим сектором".

По мнению Александра Сазонова, чтобы ликвидировать последствия кризиса, власти должны "ограничить сферу деятельности частных автобусов. Их в нашем городе слишком много. Они имеют доходы благодаря тому, что не платят налоги".

Совладелец сети частных автобусов Карен Геворгян считает, что причина убыточности муниципального транспорта в чрезмерно раздутом управленческом аппарате. "У нас один бухгалтер, один кассир. Все совладельцы одновременно являются водителями. Мы не содержим ни одного лишнего человека. Поэтому есть возможность и зарплату получать, и автобусы своевременно ремонтировать". По словам предпринимателя, после монетизации доходы частников также выросли. "Потому что некоторые пенсионеры стали активнее пользоваться частным транспортом. Наши автобусы ездят чаще, чем муниципальные".

Глава города Виктор Хлыстов также считает систему управления мунициальным транспортом крайне неэффективной. В интервью "СО" он заявил, что "вопрос с муниципальным транспортом прорабатывается. Просчитываются возможные варианты оптимизации системы управления, которые бы позволили увеличить доходность предприятия". Бывший мэр Сызрани Василий Янин летом прошлого года ставил вопрос о приватизации предприятия. Но вопрос не был проработан. По словам председателя комитета имущественных отношений горадминистрации Сергея Карпова, оценка имеющихся фондов так и не было произведена. Хлыстов считает приватизацию "Городских перевозок" возможным, но не единственным вариантом. Председатель Сызранской городской Думы Александр Елистратов заявил, что в настоящее время разрабатывается план вывода предприятия из кризиса.   

Варвара ГАЛИЦКАЯ, Сызрань. Газета "Самарское обозрение", № 7, февраль 2005 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики