ИСЛАМ - ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
Автор: Вяткина Елена
Регион: Озерск (Челябинская обл.)
Тема:  Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 14.03.2005

Терроризм стал для современности угрозой №1. Было бы преувеличением сказать, что все мы пребываем в постоянном страхе, но каждый из нас время от времени испытывает тревогу за себя и своих близких.

Мы живем на территории, где расположен один из крупнейших ядерных объектов в России. Вопросы безопасности для нашего региона не просто слова. Глупо было бы утешать себя праздной надеждой на то, что "Маяк" не привлечет к себе внимание экстремистов, что они не сделают попыток подобраться к нему в том числе и через многочисленных представителей мусульманского населения близлежащих районов: Кунашакского, Аргаяшского и так далее, сыграв на национальных или региональных чувствах.

Что скрывать: большинство россиян связывают возможную угрозу терроризма именно с исламом и людьми, его исповедующими. Каковы настроения мусульман, живущих в непосредственной близости к Озерску. Насколько стабильно национальное равновесие в регионе? Об этом мы беседуем начальником Отдела Управления ФСБ РФ по Челябинской области в Озерске Александром Алексеевичем Калининым:

1) Известны ли вам попытки влияния, воздействия или проникновения в ближайшую к Озерску мусульманскую среду представителей экстремистских исламских течений? Существуют ли угроза распространения экстремистских взглядов среди мусульманского населения - наших соседей из Кунашакского и Аргаяшского районов?

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденции к эскалации международного терроризма, агрессивного национализма и сепаратизма, а также политического и религиозного экстремизма. Международные экстремистские центры продолжают вынашивать планы по дестабилизации социально-политической и экономической обстановки на территории России. В качестве одного из основных методов для этого используется продвижение в общество идей религиозного экстремизма.

В связи с этим, следует конкретизировать понятия "экстремизм" "экстремистская деятельность". Помимо Конституции, основополагающими законами, определяющими базовые понятия и закрепляющими принципы, в соответствии с которыми, не территории РФ, реализуются права граждан на свободу совести и вероисповедания, на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, а также полномочия государства по обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации, являются законы "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26.09.1997г. № 125-ФЗ и "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002г. № 114-ФЗ.

Именно в последнем из этих нормативных актов законодатель определяет экстремистскую деятельность (экстремизм) как деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо иных лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики и символики, сходных с нацистской до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, а также финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

В районах Российской Федерации, где среди населения традиционно высок процент приверженцев ислама, фиксируются попытки представителей таких радикальных мусульманских организаций, как "Хизб-ут-Тахрир" (известна как "Партия освобождения"), что называется, "закрепиться на территории". Эмиссары указанной радикальной религиозной организации прилагают усилия к распространению среди верующих идей ваххабизма, религиозного экстремизма и нетерпимости к представителям других конфессий. Эта деятельность, осуществляемая, как правило, на фоне неблагоприятной экономической обстановки, ведет к созданию в регионах очагов этноконфессиальной напряженности, способствуя центробежным процессам.

Вышесказанное в полной мере применимо и к ситуации, сложившейся в Челябинской области в целом, а также на территории граничащего с Озерским городским округом Кунашакского района. Летом 2004 года там была выявлена группа молодых людей, прибывших в Челябинскую область из Татарстана и занимавшихся распространением литературы ваххбитского толка, изданной в типографии одной из арабских стран. И это не единичный случай. В последнее время не территории нашей области и соседнего Башкортостана участились случаи выявления печатной продукции "Хизб-ут-Тахрир", деятельность которой официально запрещена во многих странах, как религиозной организации, проповедующей радикальные идеи агрессивного национализма и сепаратизма, а также политического и религиозного экстремизма. Помимо этого "Хизб-ут-Тахрир" активно сотрудничает и получает финансовую помощь от Аль-Каеды.

2) Что можно противопоставлять (и уже противопоставляется) этой опасности?

На Урале, где всегда исповедовался традиционный ислам, проникновение и распространение в обществе идей религиозного экстремизма, и ваххбизма, в частности, создает реальную угрозу вытеснения других конфессий и подмены основополагающих понятий ислама, на которых воспитывается многие поколения приверженцев в этой религии. С нашей точки зрения, для того чтобы избежать этого, необходима консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, и, конечно же, религиозных конфессий и общественных организаций. Их совместная деятельность должна быть в первую очередь направлена на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на дискредитацию самих идей агрессивного национализма и сепаратизма, политического и религиозного экстремизма. Не следует забывать и то, что наше государство отделено от религии. Поэтому каждый из участников этого процесса должен действовать строго в пределах структуры, особенно на местном уровне, просто обязаны заниматься поиском форм и методов поддержки представителей традиционных религиозных конфессий. При этом эти помощь и поддержка должны оказываться и распределяться между ними равномерно.

3) Есть ли предпосылки для противостояния на национальной или религиозной почве в нашем регионе? Были ли выявлены проявления национальной и религиозной розни в последнее время?

Конкретных фактов проявления агрессивного национализма и сепаратизма, а также конфликтов на почве расовой, национальной, религиозной и социальной розни в г. Озерске, ближайшем окружении на территории граничащего с Озерским городским округом Кунашакского района, не выявлено. Наряду с этим вызывают озабоченность и тревогу отрицательная динамика уровня жизни населения, проживающего в местах, где традиционно высок процент приверженцев ислама. Не везде эффективно работают сельскохозяйственные предприятия, являющиеся основными источниками выплаты заработной платы людям, живущим на этих территориях. Там отмечается и некоторый рост нелегальной миграции из стран Центрально-азиатского региона, а также прибытие на постоянное жительство российских граждан с Северного Кавказа. Нередко вышеуказанные лица, так или иначе, связаны с преступными группировками, специализирующимися на торговле наркотиками, что, безусловно, создает потенциальные и реальные угрозы проникновения и распространения на территории Челябинской области деструктивных идей агрессивного национализма и сепаратизма, а также политического и религиозного экстремизма, так как именно доходы наркобизнеса являются одним из основных источников финансирования радикальных мусульманских организаций.

4) В Озерске 20 процентов населения - представители татаро-башкирских народностей.

Насколько мощную и влиятельную силу они представляют, стремятся ли они к объединению и сплочению (почему мы слышим голоса о необходимости строительства православного храма, но никто не заикается о мечети)?

Если национальное самосознание озерских мусульман не получит достойных возможностей для развития, не будет ли попыток проникновения экстремистов и в эту среду?

Ислам - это одна из наиболее терпимых и демократичных мировых решений, считаем Мирский - один из ведущих ученых - исламистов нашей страны, которого мне довелось слушать на заседании региональной журналистики "Открытая Россия" в Москве. В ней нет внутренней иерархии, предполагающей подчинение одних чинов другим. Мулла - это всего-навсего наиболее уважаемый человек, равный среди равных. История ислама не знает европейских погромов или войны с еретиками Представители других мировых религий, хоть и считаешь людьми второго сорта, но всегда жили в безопасности, в исламских странах.

Ваххабизм или фундаменлизм - это своего рода раковая опухоль на теле ислама. Фундаменталисты считают, что многие люди (в том числе и в исламском мире) отошли от фундамента - основ ислама, пошли неправильным путем, погрязли в грехах и разврате. Помимо отдельных отступников и предателей сути мусульманства, ваххабиты выделяют три общих врага. Прежде всего, это Америка, которая самим своим образом жизни систему мусульманских ценностей. Америка - самый страшный враг, и не потому что фактом своего существования и процветания, она растаптывает ислам изнутри. Если два противника фундаметалистов Израиль и Россия. Израиль из-за Палестины (на территории Израиля оказались вторые после Мекки святые для мусульман места), а Россия из-за Чечни, а также из-за того, что она, когда-то противостоявшая Америке и Израилю, теперь с ними заодно.

В своей борьбе с отступниками ваххбиты используют шахидов. (Мы часто слышим это слово) Шахид в буквальном смысле означает "свидетель", то есть человек своей жизнью свидетельствующий саллаху о служении ему, погибшему на поле боя. Традиционный ислам отрицает и осуждает самоубийство. Но фундаменталисты внушают так называемым смертникам, что погибнуть, взорвав себя и унести при этом жизни врагов не означает покончить жизнь самоубийством.

Фундаментализм также опасен для исламского мира, как и для всего мира в целом. Ваххабиты пытаются повернуть время вспять и при этом дискредитируют ислам как религию. Противостоять экстремизму и терроризму, безусловно, необходимо, но одного "хирургического" вмешательства извне для исцеления недостаточно.

Исламский мир "может выздороветь", избавиться от опухоли только ценой внутренних усилий, только через очищение всего организма. Что имеется в виду? Большая разъяснительная воспитательная работа мусульман с мусульманами, объединение здоровых сил, поиска совместных решений с немусульманским миром. Только в этом рецепт противостояния экстремизму.  

Елена ВЯТКИНА, Озерск. Газета "Озерский вестник", № 10, 08 февраля 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики