РУССКИЕ И РУССКИЕ
Автор: Мельников Алексей
Регион: Калуга
Тема:  Гуманитарные вопросы
Дата: 11.11.2005

Альфред Кох рассказал региональным журналистам, чем отличаются одни от других.

Первых - меньше, вторых - больше. Первые - скорее европейцы, вторые - ни то, ни се: ни к Европе не притулились, ни к Азии. Застряли где-то посередине. Первых не надо путать с элитой - с "яблочниками" там всякими или "эспэсовцами". Равно как и вторых не стоит отождествлять с так называемыми "простыми" людьми. И в тех русских и в этих полно как представителей рафинированной интеллигенции, так и абсолютно нерафинированного пролетариата. И главный водораздел "русский-русский" проходит не по признаку элитности или отсутствия таковой, а в более ментальной плоскости. Можно сказать - в самой ментальной из всех плоскостей, а именно: в плоскости - это один народ, а это совершенно другой. Хотя - тоже, живущий в России и говорящий на чистом русском языке. Короче, в России нынче сосуществует, как минимум, два народа.

С этого могучего тезиса, собственно, и началась на днях дискуссия в Клубе региональной журналистики с одним из самых модных и неоднозначных российских философов... Альфредом Кохом. Да, да тем самым "великим и ужасным" Кохом, что "продал" вместе с Чубайсом чуть ли не полстраны, устроил правительственный кризис из-за нашумевшего "дела писателей", вдрызг провалил предвыборную компанию СПС, успел поскандалить на НТВ, поруководить паевыми фондами, чем-то еще, пуститься в литературу, потом - в журналистику (конкретно - угодить в редакционный совет ЗАО "Новый медведь"), после чего написать в соавторстве с бывшим калужским журналистом Игорем Свинаренко пухлый двухтомник философского трепа "за жизнь" (см., например, "Калужские Губернские Ведомости" №38,39 за 2002 год), попутно - зачем-то обругать латышей (именно - латышей, а не поляков, как это сейчас модно), после них - чеченцев... Наконец - настолько переполошить терпеливо поджидавшую его неделю назад в столичном отеле "Татьяна" провинциальную прессу слухами о своей невероятной капризности, что когда Альфред Рейнгольдович, наконец, предстал пред журналистские очи, то в зале на секунду повисла странная тишина...

Очевидно, именно так в России и должны начинаться все более-менее великие дискуссии - с гнетущего безмолвия. Впрочем, и заканчиваться тоже - абсолютной тишиной. Но так бывает только в начале и конце разговора о судьбах России. По середине же происходит примерно следующее...

- Я лично считаю, - заверил публику Альфред Кох, - что Россия - европейская страна и должна иметь европейский вектор развития.

При этом, сколько бы я ни видел современную осмысленную полемику на эту тему или какие-то выступления, практически все сходятся на "европейскости", но при этом ссылаются на каких-то мифических людей, которые где-то существуют и считают иначе. Ни разу, нигде люди, которые считают Россию азиатской страной, предъявлены не были, и, более того, никаких конкретных утверждений на эту тему не было озвучено. При этом они через запятую перечисляются, как некие мифические оппоненты тем, кто считает, что Россия - европейская страна.

Мне кажется, что имитация полемики относительно "европейскости" или "азиатскости" России при фактическом отсутствии такой полемики - это явление крайне нездоровое. Потому что: либо надо перестать говорить, что такая полемика существует, и признать, что это - национальный консенсус, либо предъявить людей, которые придерживаются противоположной точки зрения. Поскольку я таковых не нашёл, мне пришла в голову идея стать таковым самому. Не скажу, что у меня это хорошо получается, потому что я так не думаю. Но, поскольку мне обидно, что про некоторых людей говорят, а предъявить их не могут, давайте попробуем смоделировать человека, который так считает. Я думаю, можно употребить термин "российская нация", хотя мы всё время говорим о мультинациональности, но, тем не менее, какие-то общие черты за столько лет совместной жизни выработались - общность советского народа.

Этот человек ставит под сомнение очевидность тезиса о европейском векторе русской ментальности. Таким образом, я попробую пополемизировать с этим тезисом, с тем чтобы показать, что "европейскость" России - отнюдь не аксиома, а раз это так, то все дальнейшие национальные стратегии, которые используют, не очень подходят...

О чем, то бишь, он? О том, что Россия непременно должна быть европейскою страной, но таковой далеко не для всех является. Вот серьезные аргументы против ее "европейскости". Их честно выложил на стол сам Альфред Рейнгольдович. Первый - нас не считают европейцами сами же европейцы. Турция для ЕС ближе, чем Россия. И это - прискорбный факт. Второй довод против - явно преувеличенная христианизация страны. Тяга к Христу, безусловно, сильно возвышает нас в глазах цивилизованной Европы, да беда в том, что тяга эта на поверку оказалась дутой.

- Не может христианин, вышедший из народа, - поясняет очередной "антиевропейский" тезис Альфред Кох, - буквально через несколько лет после того, как отменили официальное православие, расстреливать священников и топором рубить иконы. Это невозможно, однако русский народ это легко сделал. Это означает, что после тысячелетия христианства на Руси оно не пустило корни и не стало элементом национальной ментальности. Не было массовых народных восстаний по защите батюшек. Народ наоборот с интересом на это смотрел. И это - тоже факт...

Следующий довод Коха в пользу "антиевропейскости" России - наш способ воевать. Тотальный, скифский, не армиями, а народами. Так в Европе никто кроме немцев не воюет. Полное неумение проигрывать и подчиняться чужеземцам. Далее - мы не по-европейски не мобильны. Шахтеры в Кузбассе месяцами стучали касками об асфальт вместо того, чтобы отправиться в заброшенные деревни и спокойно растить кур с поросятами. "Я в детстве с отцом так и делал, - признался Кох, - у нас было несколько коров, свиньи и куры. И мы не единого дня не голодали". Далее - верим, как никто в хорошего царя. В Ельцина, Путина, Фрадкова... Словом - не европейская мы нация. В большинстве своем не европейская, - делает принципиальное уточнение Альфред Кох. Правда, и не азиатская - тоже. Мы - страна двунациональная. Вот главное зерно нового исторического учения, которому, видимо, суждено будет войти в учебники под не совсем благозвучным наименованием - "кохизм".

Итак, есть большой народ в России и есть малый. Русский и русский (никакой не еврейский, украинский или таймырский). У одного приоритет - государство, ее территориальная целостность. У другого - личность, права человека, жизнь, в конце концов. Именно так: два совершенно разных народа внутри одной нации. "Как бывшие чехословаки, например, - уточняет Кох, - или развалившиеся югославы..." У двух таких народов нет ничего общего, кроме языка. Хотя на самом деле и язык у двух русских народов разный - одни и те же слова они понимают по-разному. Патриотизм, государство, приоритет...

И никак не хотят соединяться эти две разновеликие половинки. Никак...

- Что характерно, - продолжает Кох, - европейцев и неевропейцев очень трудно отделить, сепарировать по какому-то определенному принципу - по имущественно-образовательному цензу, по цвету глаз и т.д. Потому что внутри каждой социальной группы есть и те и другие. Я это утверждаю. Поэтому решение поиска национального консенсуса в России путем физического уничтожения меньшинства невозможно - этих людей невозможно идентифицировать. Более того, у значительной части нации в одном человеке сидят и те, и другие. Нужно каким-то мирным путем помирить две нации в рамках одного российского государства. И тот, кто решит эту проблему, то спасет Россию...

Спасет ли ее сам автор нового исторического учения - вопрос, как выяснилось, не по теме. И спасет ли кто-нибудь вообще - тоже. Альфред Кох только сформулировал "русскую теорему", однако доказательств ее истинности не привел. Более того, заявил под конец выступления, что она недоказуема в принципе. То есть, найдена стратегия спасения России, однако реализовать ее никому не удастся. Как тот загадочный Ферма, уж несколько веков к ряду терзающий пытливые умы математиков недоказуемостью всего лишь одной малюсенькой теоремки. Закон вроде бы открыт, а воспользоваться им никто не может.

- Что делать? Что делать?.. - хмыкал в зал Кох. - Да как мы можем знать, что делать, если толком не понимаем, что происходит вокруг... В России наблюдается большой дефицит общественной науки... Россия - левая страна, нуждающаяся в правых реформах... Надо возрождать мещанские ценности... Причем здесь протестантская этика? Все это уже было у нас, здесь, в православной стране... Да, у меня есть большая ненависть ко всем тем, кто беспричинно ненавидит других... За 70 лет русский народ сотворил с собой суицид. Как в тюрьме, когда вскрывают себе вены. И получился народ, который получился... Путин - это естественная реакция усталого народа. Просто нация хочет возложить на кого-то ответственность и пожить так...

Бросив в очередной раз нетерпеливый взгляд на часы, Кох наполуслове прервал речь и со словами "ну, все ребята, пока, мне некогда" исчез также загадочно, как и появился...

  

Алексей МЕЛЬНИКОВ, г. Калуга. Газета "Деловая провинция", № 35, 11 ноября 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики