ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОДНОЖКИ ИНВЕСТИРОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Автор: Котова Анастасия
Регион: Ижевск
Тема:  Экономика
Дата: 15.12.2005

Кто к нам с деньгами придет…

На прошлой неделе Правительство Российской Федерации окончательно приняло бюджет страны на будущий год. В основе бюджета-2006, который окрестили бюджетом развития, лежит инвестиционный фонд (прочащий вклад бюджетных средств в строительство дорог, фундаментальную науку, самолетостроение, геологоразведку, нефтянку), национальные проекты развития образования, здравоохранения, села в целом и строительство жилья. Между тем, решая российскую судьбу, никто из государственных мужей не забыл о роли в ней и внешнего инвестора, точнее, о желании повысить таки инвестиционную привлекательность страны, о чем так много и громко говорится в последнее время.

Однако, как национальные проекты, так и способность нашей Родины обратить на себя особое внимание иностранного капитала, с последующим предложением руки и сердца (точнее, толстого кошелька), российские эксперты оценивают по-разному.

Госфинансирование, коррупция, иностранные вливания – несовместимые компоненты

По мнению Евгения Гавриленкова, исполнительного вице-президента компании “Тройка-Диалог”, озвученного еще до принятия отечественного бюджета в первом чтении, в числе основных идей российской экономики на ближайшее будущее должен быть один национальный проект – образование. “Ничего другого я бы не выделял. Если мозги в порядке (государство обеспечивает достаточно высокий уровень образования) народ сам придумает, что делать. А какие-то искусственные проекты, как, например, строительство дорог, в наших реалиях, боюсь, невозможны. Недавно “Transparency International” опубликовала свой очередной рейтинг уровня коррупции, где Россия успешно продолжила путь вниз – она на 126 позиции против 90. Серьезно говорить в таких условиях о каких-либо общегосударственных проектах финансирования того или иного сегмента я бы поостерегся... Боюсь, что уровень решений, которые будет принимать государство, будет не на должном уровне.

Понятно, что и медицину нужно как-то поддерживать. Но исследования показывают, что чем выше уровень образования, тем здоровее нация”.

Да, увы, коррупция. И это помимо массы негативных для любого бизнеса российских заморочек, большинство из которых имеют статус либо являются частью закона. Причем о коррупции не то, чтобы знают, о ней все говорят, даже на недавнем Всемирном экономическом форуме, где глава МЭРТ Герман Греф заявил, что Россия должна бороться с коррупцией для повышения инвестиционной привлекательности. "Это сегодня очень важный компонент для развития экономики. Если не преодолеем коррупцию, то вряд ли можно надеяться на серьезное улучшение инвестиционной привлекательности страны", - сказал министр. Правда, он уверен, что первые лица государства этим недугом не страдают, а искать коррупционеров следует ниже, на других уровнях власти.

“Самое главное, что даже правительство этого не скрывает, - говорит Сергей Алексашенко, директор независимого исследовательского центра “Развитие”. - “У нас коррупция, ну и что?” Мол, “кому не нравится, пусть здесь не работает”. У нас абсолютно запутанные правила ведения бизнеса. У нас “налоговый терроризм”, с которым никто всерьез не хочет бороться”. Речь, в частности, идет о поправках к Налоговому кодексу, согласно которым с 2006 года ни один экспортер не сможет вернуть себе НДС. Депутаты, правда, планировали пересмотреть эти изменения, но такие разговоры велись не один месяц, новый год наступит через две недели, а воз и ныне там.

Разумеется, это новшество станет еще одним отталкивающим фактом для тех импортеров, которые хотя бы планировали разместить в нашей стране свое производство. “Тойота” хочет построить завод под Петербургом, производить “Тойоту-Камрия”, - рассказывает Алексашенко. - В отличие от “Ford”, который производит автомобиль для внутреннего потребления, “Тойота” с машиной “Камрия” будет выходить на европейский рынок потому, что у нас в стране в таком количестве эти автомобили продать невозможно. А раз они будут продавать их в Европе, значит, нужно будет возвращать НДС. Представляете, а наши налоговики скажут: “А чего это мы вам возвращать будем?” В итоге, “Тойоту” поставят в очередь на возврат НДС, который будет возвращаться года чрез два, через суды, через иски. Разве после этого “Тойота” захочет расширять этот завод или она его закроет? Иногда выгоднее закрыть эти заводы, чем наращивать долги, которые государство по закону обязано вернуть, а на практике не возвращает. Вот это все связано с инвестиционной непривлекательностью. И такие моменты, к сожалению, можно продолжать”.

… Здесь нельзя не упомянуть о российском рынке околотаможенных услуг. Большинству из компаний-инвесторов, которые столкнулись с реалиями российской таможенной системы, она снится в страшных снах. Недавнее обновление таможенного законодательства совпало с проведением административной реформы, которая очень сильно повлияла на администрирование и регулирование таможенной сферы. Незавершенность административной реформы, непоследовательная передача полномочий от ФТС (ГТК) в МЭРТ, проблемы управленческой ответственности в связи с подчинением таможенной службы министерствам и замедление процесса принятия решений – все это пока не позволяет полностью ощутить преимущества, заложенные в новом Кодексе, в которых пытаются убедить нас законодатели.

Говоря о национализации нефтяной отрасли, даже советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов использует приставку “квази”. “Называть то, что происходит в нефтяной отрасли, “национализацией” было бы неверно. Национализацией является процесс перевода в госсобственность посредством актов правительства либо парламента, когда компания становится государственной. А мы наблюдаем приобретение достаточно непрозрачными госкомпаниями частных компаний. Это “квазинационализация” нефтяной промышленности: назначение председателем правительства и администрацией совета директоров компании с государственным участием (что, согласно общепринятой мировой практике, является абсолютно недопустимым, дабы не возникали искушения у госчиновников от работы в советах директоров компаний, участвующих в бизнесе); усиление государственного регулирования, точнее, будет ужесточение государственного регулирования частного бизнеса; появление так называемых стратегических отраслей, секторов, компаний, месторождений; факт введения фактических запретов на участие в них иностранных инвесторов, а также даже ряда российских инвесторов”.

Что это, патриотизм?

Мигранты. Вот еще одна фобия российского государства, которое, с одной стороны, взывает к стимулированию инвестиционной привлекательности, а с другой, ужесточает правила иммиграции и выхода иностранцев на российский трудовой рынок. Как заявил советник президента, это касается не только представителей таких стран, как Вьетнам, Китай или Таджикистан, но, прежде всего, среднего и высшего управленческого персонала, профессионалов, работающих на различных должностях во многих отраслях нашей экономики, представителей европейских стран, США, Канады и так далее. Между тем, сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания, - будут инвестиции, будет подъем.

По мнению Сергея Алексашенко негативное отношение к приходу иностранцев активно насаждается у нас и в политической элите. “Но иностранцы, иностранный капитал – это, в первую очередь, не деньги. Проблема не в том, что они нам дают деньги. Денег у нас, слава богу, в стране хватает. Они дают нам технологии, рабочие навыки, оборудование. То есть, это то, без чего российская экономика точно не сможет развиваться. Потому что мы не производим оборудование, мы не производим технологии, наши менеджеры не знают, как использовать современное оборудование. Нам нужно это все импортировать из-за границы”.

Возвращаясь к “черному золоту”, справедливости ради все же отметим, что те, кто вложился в нефтянку, об этом и не жалеют, хотя русскими экономическими заморочками сыты по горло. Но это та самая инвестиционно привлекательная сфера – экспорт сырья, природных ресурсов, в которой можно сделать прибыльный бизнес (почему, собственно, государство туда мало кого пускает). А была бы какая-нибудь промышленность, они б давно уже локти кусали.

Псевдоинвестирование

Зная всю эту экономическую подноготную лучше, чем кто-либо, способный на серьезное инвестирование российский бизнес предпочитает вкладывать свои деньги за пределами любимой родины. В итоге, русские предприниматели едва ли не чаще вкладывают свои средства за границей, нежели иностранцы в нашу страну. Однако основной поток инвестиций, озвученный Госкомстатом, Минфином и Центробанком – это так называемые финансовые инвестиции. “Они все краткосрочные, - поясняет Сергей Алексашенко. - Это кредиты, покупка облигаций, покупка акций российских компаний. Это не те инвестиции, которые необходимы - не инвестиции в строительство новых производственных мощностей. А проблема каждого кредита состоит в том, что его рано или поздно нужно возвращать. А чтобы вернуть кредит через два года, вы еще раз займете через полтора. Но в какой-то момент пирамида заканчивается”.

Итак, инвестиционную привлекательность определяет внешний инвестор, государство же выступает в качестве менеджера, осуществляющего предпродажную подготовку “отрасли”. Но, анализируя все сказанное выше о финансовых вложениях, как российских, так и зарубежных, получается, что нашим верховным менеджерам еще учиться и учиться, точнее, переучиваться и ломать стереотипы. Иначе дальнейшее развитие российской экономики и ее эффективность будут поставлены под большое сомнение, а вместе с тем и все планы об удвоении ВВП.

  

Анастасия КОТОВА, г. Ижевск. Газета «Инфо-Панорама», 15 декабря 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики