КАЖДЫЙ В ОТВЕТЕ ЗА СВОЙ УЧАСТОК
Автор: Арзамасова Людмила
Регион: Чебоксары
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 29.12.2005

Давно правительство страны собиралось дать больше прав главам местных самоуправлений. И вот два года назад появился Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к которому долго приглядывались на разных уровнях государственной власти, размышляя, как поделить собственность и как формировать бюджет. В конце концов реформирование местного самоуправления было отдано на откуп регионов. Они сами решают — в полном объеме исполнять этот закон с 2006 года или подождать до января 2009-го, то есть когда пройдут президентские выборы. А пока жить по «закону переходного периода» — такое тоже предусмотрено.

В нашей республике до выхода реформы местного самоуправления на старт осталось столько же дней, сколько до Нового года. Представителей районных и городских администраций, отвечающих за жилищное и дорожное строительство, ЖКХ, транспорт, а также глав сельских и городских поселений собирали на трехдневные курсы. А недавно Минстрой Чувашии провел для них семинар-совещание на тему: как по-новому организовать местное самоуправление. Министра В. Филатова прежде всего заботило, чтобы специалисты, обязанные продвигать реформу на местах, были обеспечены необходимым методическим материалом. Но не все с должной благодарностью восприняли эту заботу. «Не учите меня жить, лучше помогите материально», — шепнул один из сидящих в зале районных представителей своему коллеге, когда В. Филатов в очередной раз поинтересовался, хватило ли всем раздаточного материала. Процитировавший крылатую фразу Ильфа и Петрова не одинок в своем мнении. Вот что сказала о реформе местного самоуправления Н. Косарева, президент фонда «Институт экономики города», выступая в Москве на одном из семинаров клуба региональной журналистики «Из первых уст»: «Сначала территорию поделили, потом функции. А как бюджет начали делить — поняли, что денег-то не хватает. И «одеяло» все равно оттянули на себя федерация и регионы. А муниципалитетам опять денег не осталось. Тогда придумали систему трансфертов в разные уровни. Не только сверху вниз решили выравнивать поселения, но и снизу вверх. У тех городских округов, у которых бюджет большой, они хорошо работают, — у них отбирают в виде отрицательных трансфертов этот бюджет и перераспределяют его. И получается, собственных источников у поселения — с гулькин нос, максимум 10-15 проц., а все остальное — трансферты межбюджетные».

То есть с нового года администрация городского поселения переведет часть своих полномочий администрациям муниципального района и заодно поделится средствами из своего бюджета. Некоторые, в частности, глава Ядринского городского поселения С. Бандурин, не без оснований решили подстраховаться на сей счет, предложив прежде разделить поселения по категориям — на городские (районные центры), поселения с развитой инфраструктурой, со среднеразвитой и, наконец, с малоразвитой структурой. Такое деление с его точки зрения позволит, в зависимости от категории, увеличить или изменить перечень полномочий, передаваемых по соглашению муниципальным районам. Возможно, так оно и случилось бы, но в федеральном законе эта градация не предусмотрена.

Министр В. Филатов сообщил, что на уровне Президента Чувашии обсуждалось — может, пока по-старому оставить решение жилищного вопроса за районными администрациями, не обременяя сельские поселения строительством? Но и тут, видимо, будем действовать строго по закону, который обязывает со следующего года даже небольшое сельское поселение в 500-600 человек формировать собственную программу по обеспечению квартирами конкретных Петровых, Ивановых, Сидоровых. Заместитель главы администрации Красноармейского района Б. Иванов говорил, что это окажется очень сложно: бюджеты поселений будут невелики, вряд ли везде хватит денег на строительство. Да и с кадрами проблема — 22 совершенно новых вопроса местного значения свалятся с будущего года на головы 3-4 специалистов, работающих в сельских поселениях. А. Васильев, глава Урмарского сельского поселения, заметил, что специалистов, готовых работать на селе, найти можно, но опять же фонд зарплаты им не предусмотрен.

Когда на семинаре в Москве коллега из Чувашии задал Н. Косаревой вопрос о том, будут ли трудности у тех регионов, которые заявляют о своей готовности к реформе, она ответила: «Первое, что должна сделать Чувашия, если она возьмется за реформу с будущего года, — это помочь подготовить поселениям бюджеты. Очень много сложностей с определением доходных источников. Ведь с 1 января 2006 года вводится новая база по земельному налогу, для чего нужна кадастровая оценка земли». Хорошо, что в нашей республике эта оценка уже готова.

А еще Н. Косарева предрекала большие проблемы с имуществом. Вот как поделить теплоэлектроцентраль, обслуживающую два или три поселения, между ними? Резать трубу? В управлении ЖКХ и жилищной реформы Минстроя ЧР ответили, что это действительно непросто, понадобится масса соглашений между собственниками ТЭЦ и поселениями, да и самими поселениями друг с другом. Или, предположим, в каком-то здании находится служба, переходящая, как требует реформа местного самоуправления, в ведение региона. Муниципалитет не хочет это здание отдавать, к тому же это противоречит Конституции, которая защищает муниципальную собственность так же, как частную и государственную. Муниципалитет, может, захочет там свою службу ЖКХ разместить. Что теперь — бежать в суд?

На семинаре-совещании В. Филатову очень хотелось услышать мнение глав небольших сельских поселений. Но «мэров» такого ранга среди присутствующих не оказалось. «Им даже не на чем сюда приехать, служебных машин нет. И себя нечем кормить, малые поселения реформу не осилят», — раздавались голоса из зала.

Поэтому сотрудники министерства решили сами накануне реформы почаще «выходить в люди». Недавно вот побывали в Красноармейском районе, встречались с главами администраций сельских поселений. Проблем немало, все в растерянности — с какой стороны подступиться к реформе? Первый квартал следующего года уйдет на то, чтобы разобраться с механизмом реформирования местного самоуправления, — предположил кто-то из присутствующих на том семинаре-совещании. «Я думаю, что гораздо больше», — ответил на это В. Филатов.

К сказанному добавим: это совещание прошло еще до оглашения Послания Президента Н. Федорова Госсовету Чувашии. Теперь, проанализировав Послание, многие государственные и муниципальные начальники смогут найти ответы на волнующие их вопросы.

  

Людмила АРЗАМАСОВА, г. Чебоксары. Газета «Советская Чувашия», 29 декабря 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики