ЧТО БЫЛО – ТО И ЕСТЬ. ЧТО БУДЕТ?
Автор: Борисова Марина
Регион: Кемерово
Тема:  Экономика
Дата: 30.12.2005

Послезавтра – Новый год. Каким он будет для России? В какую сторону изменится наша жизнь? По какому пути пойдет страна в плане экономики, и что попадет в центр внимания правительства? Какие проблемы нам предстоит решить в ближайшем будущем? Каким образом это возможно и возможно ли вообще, рассуждает генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей БЕЛОУСОВ.

Последние пять лет Россия переживает экономический рост. Если быть точнее, за это время он увеличился на семь процентов (для нас это рост). Сегодня энергетика экономики стремительно затухает, и все усилия правительства направлены на то, чтобы остановиться хотя бы на пяти процентах . Это критический уровень, перешагнув который страна окажется в кризисе. Для того, чтобы это не случилось, необходимо разобраться прежде всего с социальной инфраструктурой, с оборонкой и со всем тем, что находится в стабильно-замершем состоянии с советских времен. Специалисты считают, что перспективы справиться с этим у России крайне туманны.

Инвестиции: маловато будет

Как сегодня формируются доходы государства? Прежде всего, путем замещения: госсектор вытесняет частные компании. В то время как в большинстве стран динамика нормы накоплений частников примерно соответствует валовым сбережениям, у нас все происходит с точностью до наоборот. В первую очередь, из-за состояния банковской системы, которая не позволяет перейти от модели инвестиций (она базируется на средствах компаний) к модели, базирующейся на заемных средствах. А когда собственных средств мало, происходит жесткая селекция инвестиций по отраслям с высокой и низкой рентабельностью. Вообще, говорить о каких-то темпах развития имеет смысл, когда инвестирование в какой-либо сектор составляет не менее четырех-пяти миллиардов долларов. Ниже - это уже инвестиционная неактивность. У нас чемпион среди инвестируемых - легкая промышленность - 0,1%. Деление же происходит по всем видам экономической деятельности, включая транспорт, добычу топливно-энергетических ресурсов, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и так далее.

Уже сегодня можно говорить о том, что следующий год в этом плане продолжит данную тенденцию. Более-менее оптимистичный прогноз Центробанка не распространяется раньше периода 2007 года. Прогресс и удержание ВВП на отметке не ниже пяти процентов возможен в случае увеличения экспорта, роста реальной заработной платы, роста производительности труда, динамики потребительских рынков. Именно на этих факторах и базируются прогнозы Минэкономразвития.

Зато с импортом все в порядке. Почти

Наиболее стабильная ситуация с импортом складывается в пищевой промышленности: как по товарам в целом, так и по некоторым продуктам в отдельности. Министерство сельского хозяйства такое положение дел, естественно, не устраивает. Поэтому в дальнейшем планируется более чем активное импортозамещение. Примерно так же хотят поступить и с непродовольственными товарами: по цветным телевизорам, холодильникам и, говорят, по стиральным машинам мы уже заняли 50% рынка.

Вот с чем у нас плохо, так это с автомобилями: наша автомобильная промышленность нынче сильно скатилась вниз. И здесь перспектив не видно совсем.

Но самая основная сложность по промышленности в том, что никто не может сказать, сколько и чего у нас в реальности производится - слишком высокий теневой оборот. Это везде: в энергомашиностроении, электротехнике, производстве лесодобывающей техники и так далее.

Гораздо лучше с промежуточными товарами: рост импорта очень интенсивный.

С инновациями тоже не очень

Разработка по инновациям ведется уже года два. Здесь также предстоит решать целый ряд вопросов. Едва ли не самый основной - защита прав интеллектуальной собственности. Затем - инфраструктура: фонды, технопарк, материальная база. Кроме этого, необходимо определиться, как реформировать фундаментальную науку, потому что она загнивает со стремительной скоростью. Что делать с отраслевой наукой, которая сегодня не принадлежит ни Минобрнауке, ни Минпромэнерго - этим вообще никто не занимается. Как интегрировать науку и образование? Как, наконец, стимулировать инновационный интерес со стороны крупных компаний?

Отличным примером могла бы послужить деятельность ЮКОСа, который активно занимался большинством этих проблем. Некоторые и сейчас делают то же самое, но с большей осторожностью и меньшей отдачей, которая, соответственно, сказывается на эффективности. Думаю, в течение ближайших лет здесь мало что изменится.

Инфляция. Ну как ее остановишь?

На сегодня ситуация выглядит следующим образом. Россия изо всех сил борется, пытаясь вписаться в тот уровень, который прогнозировался. А тем временем…

Те же административно регулируемые тарифы (ЖКХ, услуги пассажирского транспорта) выросли на 24-25% (при том, что изначально даже 20% рассматривались как запредельная цифра). На 2006 год правительство снова задумало не превышать двадцати процентов. Едва ли это удастся, если продолжатся коллизии с реформами, если останется непрозрачность, если не появятся правовые инструменты действия антимонопольных служб в этих секторах.

Другая группа, где цены растут не по дням, - хлеб, мясо, птица. В данном случае виной всему инфляция издержек. К примеру, за ростом цен на зерно последовало подорожание кормов, выросли цены производителей в сельском хозяйстве, закупочные цены и дальше по цепочке. То же и с мясом. А так как при этом действуют еще и импортные квоты, получается то, что мы имеем сегодня. Аналитики считают, что данная тенденция должна начать постепенно затухать, но реальных причин для этого нет. Тем не менее планируемая инфляция - в пределах 11 - 11,2%.

ВТО - не то, чем кажется

Перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию более чем неопределенны. Даже несмотря на разработанные таможенные тарифы, очень, кстати, неплохие. Если смотреть по тарифам, то мы сейчас живем в суперлиберальном режиме, потому что занижение таможенной стоимости приобрело просто феерические масштабы. Например, таможенная стоимость фотокамеры "Canon", рыночная цена которой пять с половиной тысяч евро, - всего пятьдесят долларов.

А если бы нас прямо сейчас взяли бы в ВТО? У нас нет ни одного терминала, ни одного пропускного пункта, оснащенного современной досмотровой аппаратурой. У нас просто не работает таможенная защита.

Есть и другие проблемы. На Россию пытаются навесить массу неоднозначных условий. Речь об авиации, о связи, о защите интеллектуальной собственности, о сельском хозяйстве. Ни по одной из них дискуссия еще не завершена. Да и сама процедура вступления в ВТО устроена таким образом, что можно договариваться сколько угодно и с кем угодно, очевидного итога все равно не предположить. В самую последнюю минуту может оказаться, что никакие договоренности окончательно не действуют. Так что ВТО в ближайшем будущем - едва ли.

А регионы-то не готовы

Все, что зависело от федерального уровня, уже сделано. Не все нормативные акты по ипотеке приняты, но рано или поздно это случится. А вот как это все перенести в регионы? Дело в том, что там во весь рост встали проблемы неэластичности предложений относительно спроса. Потом, там, где ипотека худо-бедно пошла, резко подскочили цены на жилье. И строительный комплекс не готов.

Сегодня какого-то решения этой проблемы нет. При этом к 2010 году правительство мечтает о миллионах ипотечных кредитов. Лично я в это не верю.

Ничего сверхъестественного не происходило

Теперь по поводу цен на бензин. В России не менее двух десятков нефтеперерабатывающих заводов, в основном принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям. Вот на этом уровне никто не собирался замораживать оптовые цены. Что касается розницы, по разным оценкам, до 75% этого рынка никем вообще не контролируется. И договариваться здесь не с кем. Розничные цены на бензин, по сути, устанавливают местные власти. И, поскольку там крутятся наличные деньги, там же процветает и коррупция. Так что прорваться в этот сектор и начать регулировать его централизованно просто невозможно.

Цены на бензин имеют сезонные особенности. Они четко скоррелированы со спросом на ГСМ со стороны сельского хозяйства. Так что, не будь всех этих договоренностей, стоимость топлива все равно не росла бы сверх положенного.

Почему вообще вокруг бензина возникло столько проблем? Потому что до самого последнего времени крупные нефтяные компании розницей не занимались. Это их попросту не интересовало. Поэтому ее и отдали на откуп мелким продавцам. Основной интерес был в экспорте нефтепродуктов. Как доказывал Ходорковский, при экспорте нефти (если поставлять сырую нефть, а не готовые нефтепродукты) и добавленной стоимости больше, и для страны лучше. Бензин вообще никому не нужен. Отчасти поэтому нефтепереработка находится в таком удручающем, с точки зрения модернизации, состоянии.

Расчеты показывают, что нам достаточно два полноценных НПЗ, чтобы решить проблему с ценами на бензин. Потому что предложение сильно превысит спрос, и ни у кого не будет оснований повышать цены. Однако пока все НПЗ приватизированы. И на месте правительства я бы не о заморозке стоимости договаривался с их владельцами, а о постройке соответствующих колонн крекинга с целью увеличения выхода бензина.

Чего ждать от доллара

Из-за замедления роста американской экономики и заметного оживления в Европе можно предположить, что в 2006 году доллар по отношению к евро ослабнет, а к концу будущего года - до рекордной отметки. Наиболее вероятен курс в диапазоне 1,25 долл. - 1,30 евро.

Что касается перспектив рубля, они более позитивны. В его пользу играет и огромный профицит торгового баланса России, и привлечение внешних займов российскими торговыми компаниями и банками, и последние заявления представителей ЦБ РФ о намерении сдержать инфляцию (в том числе, и за счет укрепления рубля).

Скорее всего, динамика рубля к доллару и евро, как и прежде, будет отражать ситуацию на международных рынках. Примерный прогноз на сегодня - 28 - 28,5 рубля за доллар.

Нестабильность стабильного

Со стабилизационным фондом ситуация следующая. Его формирование тесно связано с ценами на нефть. Если они не будут существенно снижаться, то стабфонд как рос, так и будет расти. Но в случае снижения, будет уменьшаться и он. А сальдо торгового баланса упадет из-за роста импорта. В результате, за год (к 2007-му) мы получим стремительное снижение золотовалютных резервов. Возникнет ситуация, когда изымать деньги из оборота через стабфонд придется больше, чем туда будет вливаться за счет прироста золотовалютных резервов.

В принципе, такой вариант развития не фатален, потому что Центробанк обладает массой инструментов, с помощью которых сможет регулировать ситуацию. Но до известного предела, во-первых. Во-вторых, предвидеть что-то наверняка все равно нельзя.

Пока на первое января 2006 года стабилизационный фонд планируется в сумме 1 триллион 446 миллиардов рублей (около шести процентов ВВП).

Ожидается рост денежного спроса. Он будет увеличиваться пропорционально увеличению сбережений населения. А вот денежное предложение снизится в силу того, что произойдет изъятие денег из оборота (оно, кстати, может доминировать над поступлениями, связанными с приростом золотовалютного резерва).

Денежное предложение, как известно, состоит из наличности и резерва банковской системы. Из-за того, что спрос вырастет, вырастут и обязательства банков перед клиентами. Причем, в первую очередь это будут обязательства перед населением: люди понесут деньги в банки, банкам придется выплачивать проценты. При этом спрос на наличные деньги, предоставленные населением, останется неизменным. Он не зависит от банков. Останется банковский резерв, который в 2006 году снизится до уровня мая-июня 2004 года, когда случился банковский кризис, а к середине 2007 года мы рискуем вернуться в август 1998 года.

Избежать такого варианта возможно при изменении не только денежной политики, но и инструментария, который используется при регулировании монетарных программ, денежного предложения и спроса.

Как видим, проблем много. Одна серьезнее другой. Предстоит работать так, чтобы вписаться в инфляцию, не растянуть ее до невозможных пределов, не допустить обвала банковской системы и прочее, прочее. Однако хорошо уже то, что многие в правительстве отлично представляют, что происходит сейчас и что еще может произойти. Так что есть надежда на то, что, будучи предупрежденными, сумеем вовремя вооружиться.

МНЕНИЕ: Владимир САЛЬНИКОВ, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа:

- В 2006 году я не ожидаю никаких серьезных изменений сложившихся тенденций. Внешнемировая конъюнктура также достаточно устойчива. Так что, я думаю, мы получим очередной, похожий на другие год (по крайней мере, в сфере реального сектора). Правда, можно предполагать небольшой прирост в промышленности, но не более четырех процентов. В структуре прироста выпуска вряд ли стоит надеяться на существенные сдвиги. Как и в нынешнем году, основной вклад внесут производители электрооборудования, пищевых продуктов, металлургическое производство. Вклад прироста добычи топливно-энергетических ресурсов оценивается не более 12% от общего прироста. Наиболее динамичны будут сегменты, связанные с дальнейшим развертыванием сборочных производств, производством комплектующих.

Здравоохранение, образование, ЖКХ продолжают требовать дальнейшего реформирования. Эти сферы все больше становятся факторами, тормозящими социально-экономическое развитие страны. Плюс жилищное строительство.

Кроме того, необходимо как можно скорее найти решение по модернизации нашей индустрии: мы фактически упустили момент, когда пошел процесс ее переноса из развитых в развивающиеся страны. Предстоит искать пути развития производства для быстрорастущего внутреннего рынка на основе кооперации с иностранцами.

При поддержке клуба региональной журналистики "Из первых уст" Фонда "Открытая Россия".

  

Марина БОРИСОВА, г. Кемерово. Газета «Наша газета», № 58, 30 декабря 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики