ИМПЕРИЮ ГУБИТ НАЦИОНАЛИЗМ
Автор: Панин Алексей
Регион: Пенза
Тема:  Исследования
Дата: 24.03.2006

Что такое империя? Что отличает ее от деспотии? Почему Советский Союз не был империей и станет ли когда-нибудь ею современная Россия?

Сегодня в гостях на «Политкухне» - профессор, член редколлегии журнала «Вопросы философии» Владимир Карлович Кантор.

Владимир Кантор дает свое определение империи: «Империя - это борьба цивилизации с варварскими смыслами внутри своей культуры, с варварскими окраинами. Она несет просвещение и устанавливает общую, наднациональную цель».Он считает, что империя в России рухнула лишь однажды, в 1917 году, и разрушил ее национализм. Второй раз, при советской власти, была построенная на национализме псевдо-империя. Кантор считает, что империя, где все нации равны, - это единственный выход для сегодняшней России, но власти, похоже, упускают шанс.

Существует путаница в понятиях: что такое империя? Империями называют и великую Орду, и разнообразные восточные деспотии, и, вместе с тем, Рим и Британскую империю.

Есть два понятия. Первое - восточная деспотия, которая живет по принципу военного и тотального подавления. Второе - империя, которая предполагает некоторую самодеятельность личности и известную ее правовую защищенность, более того, - некую заботу об общем благе подданных, которые включены в империю. Эта забота для империи - наднациональная общая идея. Для Петра Великого, например, этой идеей был европеизм, для США – демократия.

Петровская империя по римскому образцу

Русь начиналась на Балтике – с Новгорода, Пскова, Старой Ладоги. Именно там формировалась, структурировалась Россия. Русские князья были европейскими правителями - только посмотрите, какие браки они заключали: Англия, Франция, Норвегия, Швеция, Германия. Петр I не открыл Европу для России – он вернул Россию в Европу.

Петр начал править страной, которая переросла национальные границы, но алгоритмы новой жизни еще не нашла. И Петр решил построить империю европейского образца, которая объединяла бы народы, по образцу Римской Империи.

Дело в том, что империя, которую создал Рим, в отличие от восточных деспотий, где один народ был господином, а другие – рабами, была империей всепримиримости народов. И Петр в России стремится к этой всепримиримости: не проводя никакой насильственной русификации среди покоренных народов, Петр пытался создать некую общую, русско-имперскую нацию. К сожалению, это получилось лишь на уровне дворянства – в дворянских родах были и татары, и немцы, и литовцы, и шведы, и итальянцы - и, отчасти, купечества.

Римское гражданство, которое разработала Римская империя, не знает национальностей и веры – оно было универсально, как, скажем, сейчас универсально американское гражданство. Иудей апостол Павел был римским гражданином. Поэтому, когда его арестовали, его не могли пытать.

Такое же равенство народов и религий перед законом пытался установить и Петр. Он разрешил ставить в России католические костелы и протестантские кирхи. Петр заключил договор со старообрядцами, и их перестали преследовать.

Петр Великий впервые в России провозгласил равенство всех перед законом, в том числе и императора: «Когда государь повинуется закону, то не дерзнет никто противиться оному. Он сам ставит себя под закон». Этим и отличается император от самодержца.

От наднациональной империи - к националистической деспотии

Националистический, московский пафос, не умиравшее в народе и в русских царях самодержавие приводят к слому имперского сознания в России. Империя как таковая продержалась до Александра Первого. Второй раз она возродилась при Александре Втором. Николай Первый, Александр Третий, Николай Второй были, в относительной степени, губителями Русской Империи.

Первую антипетровскую контрреформу совершил Николай Первый. Тогда была сформулирована знаменитая триада: православие, самодержавие, народность. А какая народность может быть в многонациональной империи? Какое православие – в многоконфессиональной империи? А что мы с остальными будем делать? Почему самодержавие, когда у нас во главе государства - император? А император – это нечто другое, это не самодержец.

О том, что Россия повернулась против петровской реформы, заговорили сразу после прихода к власти Николая Первого. Интересно, что в этой триаде православие стоит на первом месте. В многоконфессиональной стране – это мощный подрыв. Эта идея расшатывала имперский принцип.

Что касается народности, то русский народ – так называемое национальное ядро империи - находился в рабском состоянии. Русский народ был по большей части крепостным. Что с этим делать – было непонятно. Дать свободу тогда побоялись. Попытались заменить реальное введение народа в нацию идеей национализма. Именем русского народа начали громить империю.

Когда Александр Второй, действительно русский император в полном смысле слова, освободил русский народ, тут началось странное, дикое столкновение народа с обществом. Интересно, что Александра Второго воспринимали как врага. Его убили. И к власти пришел Александр Третий, которого назвали миротворцем. Первое, что он сделал - выгнал из России евреев и ввел тотальную русификацию в Польше, Финляндии и т.д. Известный Деникин, которого недавно так торжественно перезахоронили, - наполовину поляк. У него отец - русский офицер, а мать - полька. Он учился в Польше. Его воспоминания стоит почитать, он говорит, что полякам запрещалось даже говорить по-польски.

Не менее идиотическим было правление Николая Второго. При нем произошло бездарное и безвкусное переименование Петербурга Петра и Пушкина в националистический Петроград только потому, что шла война с Германией.

Для русских солдат в Первую Мировую войну Николай Второй предлагал сделать «богатырки» – особые шлемы. Спустя некоторое время прямо со складов Красная армия забирала их, лепила звезды, и богатырки тут же становились буденновками.

Во время Первой мировой войны национализм стал официальной позицией императорской фамилии. Был призван русский мужик с нарочито русской фамилией - Гришка Распутин - человек, который стал управлять троном. А поднимавшийся народ обвинял Распутина в том, что он продался Германии. Поднималась националистическая революция.

Возврат к допетровской Руси привел к тому, чего никогда не было при императорах, - к восстанию армии против царя. Поразительным образом немцы с помощью большевиков и националистической революции Российскую империю свергли.

СССР как националистическая деспотия

У большевиков была идея, казалось бы, интернационалистическая. Это им помогало в имперской России. Потому что она как бы включала народ в эту имперскую, интернациональную идею. Но очень быстро после революции произошло чисто деспотическое подавление Украины, Закавказья, убийство и уничтожение голодом миллионов украинцев, высылка крымских татар, поволжских немцев – в Казахстан, евреев - в Биробиджан, в Сибирь. Ведь что такое страшный голод, «жатва скорби» на Украине? Это попытка уничтожить Украину, которую Сталин боялся. Три миллиона он уничтожил голодом! С ума сойти!

Интернационализм был подменен идеей националистической.

Россия стала деспотией. Помните советский анекдот? «С кем граничит Советский Союз?» - «С кем захочет, с тем и граничит». Это подавление всего окружающего мира стало принципом новой организации. Ее называли «империей Кремля», «империей зла». Новый советский человек не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет божий из московского царства, слегка приобретя марксистский лоск. То есть, установилось снова Московское царство. Победа национализма над империей стала, к сожалению, реальным фактом.

Империя защищает каждого

В сегодняшней России - с указами вместо законов, с лозунгами «православие, самодержавие, народность» – черты деспотии налицо. Это - путь достаточно бесперспективный, ведущий, скорее всего, к ситуации взлета национализма, который уже сейчас очевиден в стране. Он говорит о слабости власти, о том, что она не хочет с этим бороться. Наоборот, власть продуцирует национализм.

А выход в многонациональной стране – именно империя, которая защищает эти народы друг от друга, от самих себя, пытается дать им некую общую цель.

Когда вы видите в нью-йоркской подземке сидящих рядом 20 национальностей, которые друг другу вежливо улыбаются, вы понимаете, что вы в империи, что вы в Риме, где все народы, все приезжие – нубийцы, евреи, германцы и прочие – они все рядом, и все американские или римские граждане. А что сейчас происходит в Европе? Мучительно, с проблемами, но создается европейская нация. Европа принесла в мир в ХХ веке самые страшные войны, которые были за все время, - это войны, вызванные противоречиями между национальными государствами. И пережив это в течение века, утопив в крови самих себя и всех своих соседей, эти самые цивилизованные европейцы отказались от концепции национальных государств и идут к понятию «гражданская нация», сложившейся на сегодняшний день только в Соединенных Штатах. Сумеет ли Россия создать такую гражданскую нацию?

Можно это назвать гражданским обществом, можно назвать имперским гражданством, российским гражданством - Необязательно называть это империей. Но структура должна быть всеобъемлющая, которая принимает под свою опеку все народы. И дает всем равные права. И защищает эти права. Когда права каждого будут защищены - вот тогда можно будет сказать, что Россия – демократическая, или какая угодно, империя.

  

Алексей ПАНИН г. Пенза. Газета «Пензенская губернская Биржевая газета», № 4, 23 января 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики