АНДРЕЙ КЛЕПАЧ: «ПРОИСХОДИТ ПОВОРОТ ГОСУДАРСТВА»
Автор: Сирота Наталья
Регион: Воронеж
Тема:  Экономика
Дата: 30.03.2006

На очередном семинаре клуба региональных журналистов «Из первых уст» перед представителями российских СМИ выступил руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития и торговли РФ Андрей Клепач. Он рассказал о перспективах развития экономики в 2006 году.

Сегодня всех интересует вопрос о том, что будет меняться в этом году в экономической политике. Если говорить о динамике развития, то предполагается, что рост экономики в ближайшие три года будет от 5,7% до 5,9%, что, в общем, является неплохим результатом.

За счет чего предполагается решать задачи развития? У нас сейчас активно обсуждается антиинфляционный пакет, который очень неоднороден. Он связан с тремя ключевыми направлениями.

Первое – это регулирование тарифов на услуги ЖКХ. Если мы посмотрим на то, что происходит с инфляцией, то примерно 20 % потребительской корзины составляют услуги. Из них почти половина приходится на долю ЖКХ. В 2005 году общая инфляция составила где-то 11-11,2 %, при этом стоимость услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве в среднем 34-35%. При такой динамике услуг на низкую динамику инфляции страна никогда не сможет выйти. Поэтому впервые правительство установило следующую задачу на 2006 год: в жилищном хозяйстве государство оплату не регулирует, более того, по новому распределению полномочий между центром и регионами мы не имеем права регулировать и коммунальные тарифы.

Готовятся поправки в 210 федеральный закон, по которому федеральная власть через федеральную службу по тарифам получает право устанавливать предельную планку тарифов по коммунальным услугам. Речь идет о тарифах на газ, электроэнергию, воду. Предлагается система контроля и мониторинга этой ситуации через региональные комиссии по тарифам. Фактически мы начинаем выступать по отношению к ЖКХ так же, как к естественным монополистам федерального уровня – РАО ЕЭС, РЖД, Газпром, где предельный уровень повышения тарифов утверждается, задается правительством и регулируется через федеральную службу по тарифам. Тем самым мы ограничиваем и приток финансовых ресурсов в этот сектор, что требует либо дополнительных субсидий, либо, действительно, существенных мер по его реформированию. Поэтому, я бы сказал, что это наиболее существенный и главный антиинфляционный инструмент, который сейчас пытаются задействовать. Следующий блок – это меры, направленные на повышение конкуренции на рынке нефтепродуктов, отчасти на рынке продовольствия. Второй блок решений связан с теми ориентирами денежной и бюджетной политики, которые согласованы, и предполагают жесткую бюджетную политику: сохранение профицита на высоком уровне и существенное замедление темпов роста денежного предложения. Потому что, в конечном счете, цены зависят от того количества денег, которое есть в экономике. Платежный баланс, который прогнозируем мы и ЦБ, позволяет существенно снизить, особенно в 2007-2008 годах, темпы денежного предложения. Мы считаем, что это реалистичная задача, как это ни кажется сейчас странным – в 2007-2008 году выйти на уровень инфляции не выше 6%, если, действительно, конструкция станет примерно такой, какой она сейчас видится, и не будет волны ни популистских расходов, ни других каких-то форс-мажорных обстоятельств.

Третий блок – это предложения по поводу того, что все следует все загнать в стабфонд и по максимуму ограничить рост расходов. На наш взгляд, они не приемлемы, поскольку придется за это расплачиваться отказом от ряда социальных проектов и торможением экономического роста.

Что еще очень важно, это то, что в стране начала формироваться система проектного подхода. Это проекты, связанные с развитием авиации, транспортной инфраструктуры. В бюджете этого года появился так называемый инвестиционный фонд. Это тот же счет в бюджете, как и любой другой счет (например, счет финансирования здравоохранения), откуда идут потом деньги и на зарплаты, и на все остальное. Но режим его использования другой. Потому что за ним стоит другая модель управления бюджетными средствами. То есть, если деньги вы не потратили в течение года, остался какой-то кусочек, то по бюджетным правилам они должны уходить в стабфонд, или они оказываются на остатках в бюджете. Распорядитель этих денег (Минздрав, Минобороны), фактически, теряет на них право. Здесь ситуация другая. Если вы что-то не израсходовали, эти деньги остаются в фонде, и будут тратиться на следующий год. Это позволяет выстроить более долгосрочную политику расходования средств.

Самое главное в инвестфонде не его размеры – на следующий год это 69 млрд. руб., дальше чуть больше – а именно другой подход, другая модель работы государства и бизнеса. Так или иначе, происходит поворот государства, медленный, тяжелый, но происходит от того, чтобы решать сиюминутные задачи, к задачам развития. Инвестфонд и новые федеральные программы, и те же национальные проекты (здравоохранение, образование, жилье и животноводство) – это примеры такого программно-проектного подхода.

Визитка

КЛЕПАЧ Андрей Николаевич

Директор Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России, бывший руководитель лаборатории Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, бывший заместитель руководителя Центра развития.

Родился в 1959 году.

В 1981 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова. С 1981 г. В 1984 году окончил аспирантуру кафедры политической экономии экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Кандидат экономических наук (1987).

С 1984 по 1991 год - ассистент, старший преподаватель кафедры политической экономии экономического факультета МГУ.

  

Наталья СИРОТА, г. Воронеж. Журнал "Финансы. Экономика. Стратегия. (ФЭС)", январь 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики