По данным Госкомстата, рост российской экономики в ближайшие два-три года составит от пяти с половиной до шести процентов.
Так ли это на самом деле и от чего зависит наша экономика, рассказывает руководитель департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли РФ Андрей КЛЕПАЧ.
- Начнем с того, что планируемые цифры - это очень неплохой для страны показатель. У нас и в предыдущем году был соответствующий рост, который превысил все возможные ожидания. Связан он, прежде всего с высокими ценами на нефть, потому что цены тоже растут быстрее, чем можно предположить. Сейчас мы продаем нефть за 53 доллара за баррель. Это дорого, по сравнению с тем, что планировалось на начало 2005 года: изначально эта цифра не превышала 30-35 долларов. Соответственно, и в бюджет закладывали меньшую сумму. Рассчитывая бюджет 2006 года, взяли цену в сорок долларов за баррель. А она уже, как я отметил, превышает пятьдесят долларов. Причем, на фоне всего этого растет не только наша экономика, но и бюджет.
- Андрей Николаевич, а ведь для бюджета это очень большие незапланированные деньги. Что со всем этим богатством рациональнее делать?
- Да, бюджет и так профицитный. Что-то около двух процентов. А реально мы получим еще и семь процентов роста ВВП. Это примерно триллион с лишним рублей. С одной стороны, их можно потратить. Тем более что тратить есть куда, дефицит везде: необходимо проводить реформу жилищно-коммунального хозяйства, двигать пенсионную реформу. Опять же, зарплаты бюджетников. Но, если мы пойдем по этому пути, то у нас и инфляция будет не 11 прогнозируемых процентов, а гораздо выше. Выход из этого простой - денег не давать никому.
Есть и другая позиция. Все доходы от нефти загнать в стабилизационный фонд, не допустить, чтобы они пошли в экономику и вызвали рост инфляции.
- Тогда не понятно, за счет чего предполагается решать задачи социального развития?
- Сейчас Госдума активно обсуждает антиинфляционный пакет. Связан он с тремя ключевыми направлениями. Во-первых, регулирование тарифов на услуги ЖКХ. Если мы посмотрим на то, что происходит с инфляцией, то процентов двадцать потребительской корзины - это именно услуги. Из них почти половина приходится на коммуналку. В прошлом году общая инфляция была на уровне 11, 2 %. При этом стоимость услуг в ЖКХ 35 %. При такой динамике (если каждый год повышать стоимость жилья, газа, водопровода и так далее) на низкую инфляцию мы не выйдем никогда. Поэтому правительство решило отказать государству в праве регулировать тарифы ЖКХ и отдать полномочия регионам. По сути, мы по отношению к ЖКХ выступаем так же, как давно ведем себя с монополистами федерального уровня - РАО ЕЭС, РЖД, Газпромом, где предельный уровень повышения тарифов утверждается правительством и регулируется через федеральную службу по тарифам. Тем самым ограничивается приток финансовых ресурсов в этот сектор, что требует либо дополнительных субсидий, либо существенных мер по его реформированию. Я бы назвал это наиболее существенным антиинфляционным инструментом.
Следующий блок - это меры, направленные на повышение конкуренции на рынке нефтепродуктов. Здесь есть определенный круг идей, связанный с развитием биржевых механизмов торговли нефтепродуктами, чтобы появилась некая точка отсчета - рыночная цена. Речь идет об определенных налоговых уступках нефтяным компаниям: о дифференциации НДПИ и кое о чем по акцизам. Это может выйти на более качественные нефтепродукты, стимулирует разработку новых месторождений.
Другая идея связана с теми ориентирами денежной и бюджетной политики, которые предполагают более жесткую бюджетную политику: сохранение профицита на высоком уровне и существенное замедление темпов роста денежного предложения. Потому что, в конечном счете, цены зависят от того количества денег, которое есть в экономике. Платежный баланс, прогнозируемый Центробанком, позволяет существенно снизить, особенно в 2007-2008 годах, темпы денежного предложения. Я думаю, что это вполне выполнимая задача и, как это сегодня странно ни звучит, выход на уровень инфляции не больше шести процентов реален. Это, конечно, в том случае, если не случится каких-то форс-мажорных обстоятельств.
Существует еще один блок предложений, которые еще не согласованы, но активно обсуждаются Минфином. Я уже говорил о них: все загнать в стабфонд и по максимуму ограничить рост расходов госбюджета. Однако, на мой взгляд, этот вариант неприемлем, поскольку за него придется расплачиваться отказом от ряда социальных проектов.
- Андрей Николаевич, сегодня уже можно говорить о том, как будет развиваться экономика?
- Это вопрос того, как будет работать российский бизнес, какой инвестиционный климат сложится в стране. А это зависит от массы вещей, в том числе от прокуратуры и налоговых органов. И здесь, если смотреть с точки зрения понимания экономической политики, ее оценки в бизнес-кругах несколько ухудшились. А вот в отношении финансового рынка, наоборот, - увеличились.
На месте государства, чтобы стимулировать экономический рост, я обратил бы внимание на несколько направлений. Прежде всего, на налоговое. Но каких-то крупных налоговых новаций на этот год не предусмотрено. Ставки налогов существенно не изменятся. Но, в то же время, есть такая существенная налоговая льгота, как возмещение НДС по капитальным затратам. К примеру, строите вы жилой дом. Купили кирпич, возвели несколько этажей. Если даже оно еще не сдано в эксплуатацию, люди еще не въехали, вы все равно будете получать возмещение НДС с нынешнего года (потому что затраты с вашей стороны уже произошли). Скорее всего, и сама ставка НДС будет снижена (не с этого года - точно, к 2009-му - возможно). Еще очень важно на уровне государства сформировать систему проектного подхода. Я говорю о проектах, связанных с развитием авиации, транспортной инфраструктуры и прочим.
- Правительство опирается на прогнозы вашего департамента? Что именно оно намерено делать, чтобы скорректировать ситуацию с бюджетом, экономикой, инфляцией на, скажем так, всеобщее благо?
- В бюджете текущего года появился так называемый инвестиционный фонд. В принципе, это тот же счет в бюджете, как и любой другой (например, счет финансирования здравоохранения, образования), откуда потом идут деньги на зарплаты и прочее. Но режим использования этого счета другой. Потому что за ним стоит другая модель управления бюджетными средствами. То есть, если вы не потратили все деньги в течение года, то, по бюджетным правилам, они должны перейти в стабфонд. Здесь ситуация иная. Не израсходованные деньги останутся в инвестиционном фонде и будут потрачены в следующем году. Это позволяет выстроить более долгосрочную политику расходования средств. Управлять инвестиционным фондом доверено госкомиссии под руководством Грефа. В ведении комиссии - рассмотрение проектов, подготовленных бизнесом, и согласование их в различных министерствах. Скажу сразу, это не чисто коммерческие проекты (для них бюджет не нужен). Но это проекты, где требуются, хотя бы частично, государственные деньги. Приведу пример. Сейчас мы строим дороги за счет госбюджета, региональных денег, каких-то частных организаций. Так вот, фактически, инвестиционный фонд направлен на то, чтобы запустить такое частно-государственное партнерство. Возможно, в дальнейшем у него будут другие источники, но сейчас это основной финансовый рычаг.
На этот год инвестфонд равен 69 миллиардам рублей. Но главное в нем не размер, а именно другой подход, новая модель работы государства и бизнеса.
Так или иначе, но мы наблюдаем поворот от того, чтобы решать сиюминутные задачи, к задачам развития. И инвестфонд, и те же национальные проекты - это и есть примеры программно-проектного подхода.
- Могут ли регионы рассчитывать на деньги инвестиционного фонда?
- Естественно. Бизнесмен либо напрямую через министерство (если это авиация, через Минпром), либо с поддержкой регионального правительства представляет этот проект в Минэкономразвития (то есть, в комиссию), уже имея согласование соответствующего ведомства или региона и подтверждение от банка. Дальше проходит конкурс, который проводит комиссия. И по итогам конкурса отбираются проекты.
Из того, что сейчас прорабатывается, есть несколько потенциальных заявок из регионов. Например, из Красноярского края. Там речь идет о формировании территориально-производственного комплекса, связанного с достройкой Богучанской ГЭС, строительством нового алюминиевого завода, реорганизацией лесного комплекса, подводкой новой железной дороги. ЖД, частично водохранилище - за счет государственных денег, остальное - средства компаний и региона.
- Андрей Николаевич, еще года два назад приоритетом работы правительства были разного рода реформы. Сегодня первое место отдается национальным проектам - здравоохранению, образованию, коммунальной сфере. Но по этому поводу, кроме повышения зарплат, как-то больше ни о чем не говорится. Что-то еще в национальные проекты заложено?
- На самом деле, каждый из нацпроектов - это не только повышение зарплат. Да и повышение там очень избирательное: связано либо с отдельными специальностями врачей, либо с системой грантов и премий учителей. Там есть еще и поддержка проектов и технологий, развитие центров предоставления высокотехнологичных медицинских услуг, решения вопросов материальной базы. Ведь, понимаете, реформу в той же медицине можно сколько угодно разрабатывать на бумаге. А люди в это время будут продолжать бежать из профессии: потому что не на чем ездить, нечем лечить. И потом, реформа здравоохранения предполагает стимулирование частных медицинских услуг. Хотя бы за счет того, что в этой сфере наблюдается страшный дисбаланс по зарплате. Если под этим понимать реформу здравоохранения, то она очень даже развивается.
Что касается других областей, недавно в правительстве обсуждалась стратегия научного и инновационного развития. По этому поводу есть много серьезных новаторских идей. В частности, по реорганизации академического сектора науки. До этого был рассмотрен целый пакет документов по реформированию Академии наук и развитию исследовательских институтов. Я призываю не только слушать, сколько раз за определенный срок упоминается та или иная реформа, а смотреть на то, что действительно получается или не получается. Все, о чем мы говорили выше, очень между собой связано. Поэтому обращать внимание нужно не только на ту или иную реформу, а как происходит развитие в целом, как это отражается на росте ВВП и экономики. Сегодня в процессе подготовки и рассмотрения множество решений, с которыми еще предстоит разбираться, а уже потом смотреть на результаты.
При поддержке клуба региональной журналистики "Из первых уст" Фонда "Открытая Россия".

Марина БОРИСОВА, г. Кемерово. Газета «Наша газета», № 4, 27 января 2006 г.

|
|