ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Автор: Сирота Наталья
Регион: Воронеж
Тема:  Экономика
Дата: 28.03.2006

На семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст» (фонд «Открытая Россия») корреспондент журнала «ФЭС» Наталья Сирота побеседовала с научным руководителем ГУ - Высшей Школы Экономики, профессором, доктором экономических наук Евгением Григорьевичем ЯСИНЫМ.

- Евгений Григорьевич, что в течение последних лет российская экономика приобрела в результате проводимых реформ?

- Последовательная реализация экономических реформ привела к высоким темпам роста российской экономики. Первый максимум пришелся на 2000 год, когда темпы роста достигли 10%. Следующий пик 2003 года составил уже 7,3%, и это тот минимум, который необходим для решения задачи удвоения ВВП к 2012 году. Но с середины 2004 года ситуация изменилась – экономический рост замедлился.

Вообще, оценивая состояние экономики, важно учитывать не только абсолютные макроэкономические показатели, но и рассматривать ситуацию в динамике. Пережив тяжелый период реформ в начале 90-х годов, российская экономика продолжала падать вплоть до кризиса 1998 года. К этому моменту ВВП составлял 60%, а промышленное производство – 45% от уровня 1990 года. По самым оптимистическим оценкам, уровень реальных доходов упал примерно на 35%. С этой нижней кризисной точки началось улучшение, объяснимое целым рядом причин. Среди них на поверхности лежат две.

Во-первых – это девальвация рубля. Фактор, вызванный кризисом 1998 года, стал причиной повышения сравнительной конкурентоспособности российской промышленности и снижения относительных издержек. Начался рост производства, сократился объем поставок импортной продукции. Отечественные предприятия получили шанс не только на внутреннем рынке, поскольку относительное снижение издержек внутри страны означало повышение конкурентоспособности на внешнем рынке (внутренние издержки в рублях, а продукция продается по мировым ценам).

Во-вторых – цены на нефть, рост которых начался со второй половины 1999 года. Напомним, что в августе 1998 года цена на нефть марки Urals снизилась до за баррель. В дальнейшем, нефтяные цены побили все рекорды: так, в прошлом году цены на Лондонской бирже перешли 50-долларовый рубеж. Этот фактор оказался очень важным для России, испытывавшей острый недостаток денег. Правительство боялось увеличить денежную массу из-за высоких инфляционных ожиданий. Но в случае высоких валютных доходов появляется возможность для увеличения валютных резервов. Тогда у прироста денежной массы появляется реальная основа. Это обеспечивает устойчивость валюты, появляется большая надежность. Благодаря высоким ценам на нефть Россия смогла продолжать рассчитываться с долгами и укрепила доверие к себе на рынках. Существенно повысилось денежное предложение и монетизация экономики – отношение денежной массы (количества денег в обращении) к объему ВВП. В идеале, для того, чтобы никакие участки хозяйственного оборота не испытывали недостатка в деньгах, денежная масса должна быть примерно равна годовому ВВП. Но в России в 1998 году монетизация составляла 14%. Повышение цен на нефть способствовало постепенному исправлению этой ситуации.

В России сложились благоприятные условия для роста деловой активности. Быстро росло денежное предложение, увеличивались кредиты банков, кредит становился более доступным и дешевым. Все это позволило предпринимателям нанять дополнительный персонал, увеличить заработную плату, погасить долги перед бюджетом и т.д. Появилась возможность инвестиций в модернизацию и расширение производства. Можно сказать, что механизм подъема российской экономики после кризиса 1998 года состоял в благоприятной для бизнеса обстановке и более свободному доступу к деньгам.

- То есть, в результате, кризис 1998 года стал определенным толчком к подъему российской экономики?

- Кризис стал только переломным моментом. А вот радикальные (и, согласно рраспространенному мнению, неудачные) рыночные реформы 90-х годов после периода стремительного ухудшения впоследствии привели к устойчивому экономическому росту. Психологический феномен реформ заключается в том, что люди склонны оценивать свое положение, сравнивая его с тем, как они жили раньше. Интересно, что такой точкой отсчета для российских граждан является не начало 90-х, а 1984-1985 год, когда казалось, что все еще сравнительно хорошо. Между тем с профессиональной точки зрения ситуация выглядит так. Когда политики или экономисты рассматривают необходимость реформ, они исходят из того, что существующий уровень уже начал понижаться, и это падение будет продолжаться. Улучшить ситуацию возможно, лишь предприняв радикальные шаги, которые приведут к резкому падению, но потом – к быстрому восстановлению. Откладывание или растягивание ре-форм грозит более глубоким падением и затяжным выходом из кризиса.

Согласно статистике, уровень реальных доходов населения сегодня составляет примерно 83-85% от уровня 1991 года. Но формальные расчеты не учитывают того обстоятельства, что в условиях дефицита того времени россияне фактически не имели возможности реализовать собственные средства, купив тот или иной пусть и дешевый товар. Сейчас, даже при высоких ценах товары стали более доступными, и весь образ потребления резко изменился. Приведем простой пример. Большинство протестующих против монетизации льгот и увеличения расходов на транспорт составляют пенсионеры. В то же время, в России на сегодняшний день насчитывается 63 млн. пользователей мобильных телефонов, что в два раза превышает количество стационарных телефонных аппаратов. Несложно предположить, что значительной части городов страны и пенсионеры пользуются этими телефонами.

Если предшествующие три года российская экономика удивляла экономистов и показывала более высокие по сравнению с ожидаемыми результаты, то со второй половины 2004 года ситуация стала ухудшаться.

Сегодня в пяти базовых отраслях – промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте, торговле – наблюдается тенденция уменьшения объема выпуска продукции. Потребление по инерции еще растет, а прирост реальных доходов замедляется. Самая большая неприятность заключается в том, что раньше экономика очень четко реагировала на рост нефтяных цен: повышаются цены на нефть – повышаются темпы роста экономики. Теперь дальнейший рост цен на нефть перестал приносить полезный эффект с точки зрения экономического роста. Кроме того, с середины 2004 года начала расти инфляция. В 2004 году она составила 12%. По сравнению с 90-ми годами это не много, однако, на самом деле это очень высокий показатель. В январе 2005 года инфляция реально составит более 2%. Это значит, что уложиться в запланированные на этот год 8,5% будет практически невозможно.

- Что же произошло, почему наладившийся механизм экономического роста дал сбой?

- Ключевой вопрос – это взаимоотношения бизнеса и власти. Главная причина – в снижении деловой активности вследствие усиления давления государства на бизнес, начавшегося с «драки» за ЮКОС. С началом административной реформы, монетизации льгот, после событий с компанией «Вымпелком» и, особенно, с продажей «Юганскнефтегаза» настроение бизнеса сильно изменилось. А падение деловой активности означает падение спроса на деньги при продолжающемся увеличении денежной массы. В этом заключается и причина того, почему нефтяные цены перестали играть для развития экономики России позитивную роль. Поступающие извне деньги перестали поглощаться экономикой за счет увеличения темпов роста производства, что, в свою очередь, приводит к росту инфляции. А для сравнительно слабой экономики России увеличение инфляции является важнейшим негативным фактором. Причем, проигрывают в этой ситуации простые люди, прежде всего – бюджетники и пенсионеры.

В нормальной ситуации механизм стерилизации – вывод избытка денег из обращения с целью предотвращения инфляции – состоит в том, что деньги уходят на экономический рост. Экономический рост – это самый лучший способ поглощения избыточных денег. Сейчас в России такую роль отчасти выполняет Стабилизационный фонд. Он «вытягивает» из экономики деньги, которые нельзя эффективно вложить в дальнейшее развитие.

Вернемся к уровню монетизации: в России по итогам 2004 года он составил 25% от ВВП. Развитые экономики демонстрируют значительно более высокие показатели: США – 85%, Англия – 110%, Япония – 130%. В то же время в этих государствах низкий уровень инфляции. Увеличение монетизации становится возможным в условиях высокой деловой активности: чем больше увеличивается монетизация, тем больше денег способна переваривать экономика, направляя их на экономический рост. Но, если деловая активность падает, все больше и больше денег необходимо стерилизовать. Так, значительный рост резервов Центрального Банка РФ в последнее время был связан с необходимостью сдерживать рост денежной массы. В настоящий момент на корсчетах банков лежит до 360 млрд. руб., которым нет применения. Эта ситуация была бы иной в условиях более благоприятного делового климата.

- Как Вы оцениваете состояние российской экономики на сегодняшний день?

- Замедление экономического роста с середины 2004 года явилось результатом негативных изменений в экономической политике, в резком торможении реформ при слабых экономических, социальных и политических институтах. Декларируемая в последнее время необходимость повышения роли государства в экономике и возросшее бюрократическое давление на бизнес приводят не только к замедлению роста, но и к снижению его качества. Макроэкономическая политика, как и экономическая политика в целом, стала репрессивной: избыточное накопление резервов властями сдерживает рост капитала в частной финансовой системе и, по сути, мало чем отличается от оттока капитала. Все это, даже при сохранении благоприятных внешних условий, делает невозможными высокие (более 7%) темпы роста российской экономики. Для поддержания высоких темпов роста и повышения его качества необходимы ускорение структурных реформ и возврат к либеральной модели экономики, которая показала свою эффективность в 2003 и начале 2004 года.

ГОСТЬ НОМЕРА: ЯСИН Евгений Григорьевич - научный руководитель Высшей школы экономики, профессор кафедры статистики. В 1957 году окончил Одесский гидротехнический институт, а в 1963 году - экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. В ноябре 1991 года создал Экспертный институт. 1994 год - возглавил Аналитический центр при Президенте РФ. 1994 - назначен Министром экономики РФ. С февраля 2000 года возглавляет фонд "Либеральная миссия".

  

Наталья СИРОТА, г. Воронеж. Журнал «Финансы. Экономика. Стратегия. (ФЭС)», май 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики