ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К ТОВАРИЩАМ, ГОСПОДА!
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Местное самоуправление , Проблемы регионов
Дата: 07.04.2006

Государственная Дума сама же начинает наступление на права местного самоуправления. На те права, которые собственноручно передала им 131-м законом во имя муниципальной реформы. Приблизив ненадолго граждан к осуществлению власти, теперь ее отдаляют.

Законопроект о существенном сокращении полномочий глав муниципалитетов вот-вот будет представлен к первому чтению в парламенте. В свою очередь только вошедшие во вкус управления мэры и избранные руководители собираются просить Владимира Путина наложить на закон вето. На то, что депутаты одумаются, по мнению градоначальников, надежды нет. Интересно, что поправки в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предлагают внести именно парламентарии-единороссы. Между прочим, идея внешнего управления теми, "кто не справляется с обязанностями", как раз была более популярна в исполнительной власти, достаточно вспомнить намерения ввести его в северокавказских регионах. Теперь, видимо, та же идея распространилась и в федеральном парламенте. Так что против появления такого закона выступает сейчас лишь подписанная Россией в 1998-м Европейская хартия о местном самоуправлении.

Разумеется, после введения фактической назначаемости глав регионов долго муссировались слухи о скором переходе и к назначаемости мэров. Не угадали только с оформлением такого принципа. Согласно законопроекту, администрациям субъектов федерации разрешается "временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, в целях обеспечения единства их систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры". Конечно, ЧП случаются не часто, а за несколько лет при грамотном управлении их вообще может не быть. Однако главная проблема коренится в сложных межбюджетных отношениях между городами, районами и регионами-субъектами. Продолжая мысль, главы муниципалитетов опасаются, "что это вопрос политический: теперь губернатор может прижать неугодного мэра за один день - забрать у него полномочия и деньги, например, в разгар подготовки к отопительному сезону".

Законопроект предусматривает, что на период временного лишения глав административных центров ряда полномочий исполнять их будут уполномоченные региональным законом органы.

Неужели депутаты "Единой России", которые написали этот законопроект, действительно надеются лишь таким образом получить рычаг воздействия на несговорчивых мэров богатых городов-доноров, которые нередко вступают в открытый конфликт с главами субъектов федерации? Пока же в рамках действующего законодательства ввести в муниципалитете временное государственное управление можно только при стихийном бедствии, в случае наступления просроченной задолженности муниципалитета размером больше 30 процентов собственных доходов, либо обнаружении нецелевого расходования государственных субвенций.

В любом случае, пока еще муниципальная реформа только набирает ход в ряде регионов России, а где-то она еще и не начиналась благодаря данной законом отсрочке до 2009 года. И "перетягивание одеяла" на разных уровнях власти в той или иной форме будет продолжаться. Нынешние поправки к законодательству, которое еще не дало никакого практического опыта, равно как и отрицательного эффекта, явно тяготеют к продлению пресловутой вертикали власти. Между прочим, накануне масштабных избирательных кампаний 2007-2008 годов в стране.

Руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин считает подобные процессы в ближайшем будущем неизбежными.

- Региональные элиты полностью освоили электоральные технологии. Феномен управляемого голосования составляет, если считать по численности избирателей в регионах "с особой электоральной культурой", до 15 процентов голосов. И этот своеобразный "миноритарный пакет акций" принадлежит не избирателям, а местным властям, - подчеркивает Дмитрий Борисович. - Куда они сочтут нужным положить эти голоса, туда и склонится чаша весов, что на федеральном уровне очень существенно. Естественно, Кремль очень озабочен тем, чтобы эти зоны управляемого электората и голосования были подконтрольны. Именно в связи с этим и была отстроена назначаемая вертикаль. Крупные же города ведут себя как достаточно независимые в электоральном смысле объекты, голосуя свободнее, чем, допустим, село. Что явно выделялось на фоне отмены выборов глав регионов и выборов по одномандатным округам. Видно, что все больше ресурсов электорального управления переходит в руки элитных групп.

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 07 апреля 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики