ДВЕРЬ В ЛЕТО
Автор: Ронзина Дарья
Регион: Пермь
Тема:  Энергетика
Дата: 10.04.2006

Анатолий Чубайс: «Программа такого масштаба – это классическая программа-локомотив, которая, в отличие от трубы в Европу, практически вся внутрироссийская, и воздействует на экономический рост в крупнейших секторах народного хозяйства, и неизбежно дает масштабные эффекты по ВВП»

На дворе весна, и как-то уже отошли в прошлое недели сильных морозов. И то, как замирая, все прислушивались к сообщениям от пресс-службы Пермэнерго, в которых говорилось о том, что включены резервные мощности, что аварии на линии вовремя устранены… Сверлила одна неприятная мысль: « А вдруг все отключится?…» Говорят, в те дня на рынке выстраивались очереди за печками-буржуйками…

Все эти наши ежедневные проблемы как-то не очень вяжутся с глобальным понятием «Реформа энергетического комплекса». А между тем, то как мы проживем следующую зиму, и еще зиму…. Продолжать можно долго, все это зависит от успешного проведения реформы. О том, почему реформа необходима, и что делается в настоящий момент, рассказал глава РАО ЕС Анатолий Чубайс, на встрече с журналистами, организованной Клубом региональной журналистики «Из первых уст» РОО «Открытая Россия».

А помнишь, как все начиналось.

Анатолий Чубайс:

- Пять назад в энергетической отрасли началась реформа. Началась она с довольно бурными политическими страстями, противостояниями и спорами, которые прекратились с принятием в 2003 году пяти законов, зафиксировавших суть стратегии преобразований в этой сфере. То, что заложено в этих законах, не является чем-то новым, не является российским изобретением. Есть процесс отраслевых либерализаций в разных секторах мировых экономик. Так случилось, что энергетика во всем мире оказалась последней отраслевой либерализацией. И везде она началась очень поздно – в начале 90-х годов прошлого века. К этому времени машиностроение, металлообработка, почта, железные дороги, телекоммуникации практически везде уже были либерализованы, и с начала 90-х в мире началась либерализация в электроэнергетике.

Итак. В 2003 году был принят комплект законов. Суть их сводится к утверждениям следующего рода. Долгое время считалось, что электроэнергетика – это монопольная сфера. А раз она монопольная, то рынок там невозможен, частная собственность мало осмысленна, там нужно госрегулирование и, скорее всего, государственная собственность. Собственно, именно это представление было преодолено в мире в начале 1990-х годов, а у нас – в 2003 году. Вместо прежнего представления сформировалось другое представление. Внутри электроэнергетики, как технологического комплекса, есть часть, которая является монопольной и достаточно долго будет таковой оставаться, а есть часть, которая не является монопольной. Эта часть по природе своей конкурентная, а поэтому может и должна превращаться в рынок.

Первая, монопольная, часть – сетевой комплекс, а в наших условиях еще и диспетчирование. Вторая, конкурентная часть – генерация, собственно производство электроэнергии. Результат простой. Сети, контролируются государством. У государства – желательно цивилизованная тарифная политика, которая дает ясный ответ, как рассчитываются тарифы за передачу электроэнергии в сетях. А вся генерация – в частных руках, в конкурирующих генерирующих компаниях, которые на прозрачных условиях между собой на рынке конкурируют за доступ к потребителю. Вот такая конструкция там была заложена.

Стратегия и тактика: на ошибках учимся

- Есть такой базовый документ, который называется «Энергетическая стратегия России», принятый в 2003 году. В этом документе по пятилеткам были заложены прогнозы электропотребления. На период 2000-2005 год, там есть пессимистический и оптимистический вариант, самый высокий вариант прироста электропотребления на этот период был равен 53 млрд. кВт-ч. А фактическая цифра оказалась – 75 млрд., то есть в полтора раза выше. Ошибка в прогнозе в полтора раза – серьезный просчет. Тем более что прогноз сделан в 2003 году, а оценка всего на пятилетний период – это серьезный просчет, который был первой серьезной ошибкой в понимании ситуации.

Вторая еще более серьезная ошибка в понимании ситуации состояла в том, что мы жили в цифрах общероссийских, что категорически неправильно. Безусловно, в России вообще, а в энергетике особенно, такой анализ должен быть только по регионам. Когда мы посмотрели региональный срез укрупнено – по федеральным округам, выяснилось, что в стране всего 2 округа, которым дефицит электроэнергии не грозит – это Дальний Восток и Поволжье. Во всех остальных регионах дефицит наступает либо в течение 3-4 лет, либо еще быстрее.

Что такое 3-4 года? Мы говорим о сетевой мощности. Дефицит здесь не закроешь ни за год, ни за два. Ввести новую станцию – это 3-4 года. Такие временные параметры означают, что мы уже находимся в зоне острейшей опасности возникновения дефицита. Это взгляд в целом по округам.

То есть отрыв по потреблению есть, а железо то же самое – те же самые станции, линии электропередач, подстанции, трансформаторы, которые должны обеспечить новое, радикально возросшее потребление в регионах.

Пиковые нагрузки.

- Что такое регион пиковых нагрузок? В регионе пиковых нагрузок происходит, как минимум, три очень болезненных процесса.

Первое: нельзя подключать новых потребителей. Например, у нас есть карта Москвы, которая на 80% закрашена красным пятном. Это красное пятно – зоны в городе, в которых нельзя подключать новых потребителей. Подключать нельзя, но и не подключать нельзя.

Второе: Что происходит зимой? Зимой в регионах пиковых нагрузок имеющихся мощностей, используемых в полном объеме, недостаточно для того, чтобы обеспечить растущую потребность. Так, цифра зимнего максимума по Москве составила 16200 МВт, и оказалась самой высокой не только за последние 15 лет, но и за всю историю существования Москвы. Спрос неизбежно растет, остановить его невозможно. Острейшая ситуация по зимнему максимуму потребовала от нас набора специальных решений.

Есть еще третье свойство регионов пиковых нагрузок, может быть, самое тяжелое и опасное. Дело в том, что когда энергосистема в целом работает в таком предельном режиме – нулевые резервы, что категорически запрещено всеми техническими требованиями, - у вас неизбежно происходит ситуация, когда... Энергосистема – это сложнейший организм со своими узлами, воздушными или кабельными линиями, трансформаторами, конденсаторами, с коммуникационными устройствами. И авария в такой системе, когда нет резервов никаких, неизбежно означает массовое отключение потребителей. Последствия техногенной катастрофы такого масштаба в городе-миллионнике – это предмет для хорошего журналиста описать, что там будет происходить.

Инвестиции жизненно необходимы.

- Что же может помочь решить проблему регионов пиковых нагрузок? На сегодня совокупный объем инвестиций всех видов, из всех тарифных источников в энергетику в целом составляет 6-7 млрд. долларов в год. Мы говорим: «Нужно из 6-7 сделать 20, то есть утроить». Причем утроить нужно за 3 года. Это единственная технология, которая позволяет уйти от регионов пиковых нагрузок.

Как это сделать? В генерирующую часть – частные деньги, в электрические сети – государственные.

Если это будет сделано, что это означает? Это означает, что энергетика консолидировала 20 млрд. – колоссальные деньги. Только она их расходует не на себя. Эти деньги будут означать следующее.

Первое. Энергомашиностроение. Совершенно очевидно, что львиная доля этих инвестиционных средств пойдет на заказ оборудования – паровые турбины, газовые турбины, генераторы, трансформаторы, которые точно способно производить наше машиностроение.

Второе. Электротехническая промышленность. Еще в советские времена Минэлектротехпром было одним из ведущих министерств. У них точно есть задел и по кабельной промышленности, и по малым трансформаторам, и по коммуникационным устройствам. Мы понимаем, где они расположены по стране, где можно создать эти заказы. Понимаем, какой поток может туда пойти.

Третье. Энергостроительный комплекс. Это колоссальный потенциал, который может быть развернут. Нам точно не нужны турецкие строители, мы точно способны разобраться своими силами. Мы точно способны их привлечь, оплатить и выстроить так, как мы сделали на Бурейской ГЭС.

Кроме этого - фундаментальная наука. Неделю назад подписали впервые соглашение с Академией наук, потому что понимаем, что нужен их задел. Дальше – прикладная наука, проектные организации, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро.

Все это означает, что программа такого масштаба – это классическая программа-локомотив, которая, в отличие от трубы в Европу, практически вся внутрироссийская, и воздействует на экономический рост в крупнейших секторах народного хозяйства, и неизбежно дает масштабные эффекты по ВВП, по средней заработной плате, по социальной сфере.

В тему

Как сообщили «Эху» в пресс-службе губернатора, на днях состоялся телефонный разговор Олега Чиркунова с председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом. Глава РАО ЕЭС подтвердил, что завершение строительства четвертого энергоблока Пермской ГРЭС вошло в инвестиционную программу РАО ЕЭС. В ближайшее время начнутся работы по реализации этого проекта. Их стоимость оценивается примерно в 400-450 млн. долларов.

Строительство четвертой парогазовой установки с проектной мощностью 800 МВт началось еще в конце 1980-х. Вложено было 22 млн. долларов, но из-за недостатка средств проект заморозили. Ввод энергоблока позволит увеличить производство относительно дешевой электроэнергии в регионе.

Пермский край, и так являющийся энергоизбыточной территорией, получит возможность продавать еще больше электроэнергии соседним регионам. Это большой шаг на пути становления края как "энергетического сердца" европейской части России, сообщили в пресс-службе краевой администрации.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Клуб региональной журналистики «Из первых уст» РОО «Открытая Россия»

  

Дарья РОНЗИНА, г. Пермь. Газета «Эхо Недели», № 10(24), 10 апреля 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики