ЕСТЬ ПРОБЛЕМА. СВОЯ РУБАШКА К БЮДЖЕТУ БЛИЖЕ
Автор: Литвиненко Юлия
Регион: Екатеринбург
Тема:  Таможня
Дата: 17.01.2003

Ради интереса - посчитайте, сколько на вас единиц одежды. А теперь припомните, сколько из них - российского производства. Если вы не в спецодежде, то ставлю один против тысячи, что вещи родного производства на вас нет… По крайней мере, российскую этикетку на своем костюме не найдете. Напрашивается вопрос - неужели у нашей промышленности ума на ракеты и добычу нефти хватает, а на шитье "тряпок" - нет?

Но на самом деле процентов шестьдесят всего "импорта" делают даже не Малой Арнаутской, а на Технической, что рядом с екатеринбургским рынком, что на ул. Бебеля. Мне рассказывали, что в том районе - на Сортировке - невозможно найти портниху, которая бы сшила на заказ какую-нибудь юбку: все портнихи работают на "Таганский ряд" и под маркой "Стилед ин Итали" "шлепают" блузочки-курточки, которые потом на рынке предприимчивые торговки "впаривают" под видом импортных коммерсантам с ближнего Севера. А работники екатеринбургских фабрик "Одежда" и "Уралобувь" жаловались, что в принципе невозможно удержать на производстве работников: как только швеи или сапожники обучатся, они сразу же уходят в подполье, строчить "фирму". Получается, что шить тряпочки, хоть и не под российской маркой, мы все-таки можем...

Для легкой промышленности области наши предпочтения "импортного" означают только одно - убытки. Думаю, нет смысла агитировать покупать уральскую фабричную обувь-одежду: и цена тут не выше, чем на рынке, а вот качество - лучше. И налоги в бюджеты всех уровней платят - не в пример маленьким подпольным фабричонкам. По словам министра промышленности области С. Баркова, хотя вклад легкой промышленности в общий объём продукции, выпускаемой свердловчанами, составляет всего 0,8 процента, ни одна другая отрасль не может похвалиться таким количеством работающих в ней женщин. А значит - решаемых здесь социальных проблем. И, например, в период с 2001 года создано 180 новых рабочих мест, средняя заработная плата в отрасли выросла на 47,7 процента.

Пока покупатели научатся понимать, что импортное - не всегда синоним качественного, местная легкая промышленность будет переживать тяжелые времена. И если фарфор и ковры привозить из-за границы дорого, а подделать невозможно, то и живут фарфоровые или ковровый заводы у нас относительно хорошо: им даже удается приобретать новое оборудование. В Березовском, например, освоен способ создания рисунков так называемых пейзажных ковров - с объемным - стереоскопическим - эффектом. Берёзовская ковровая фабрика, Богдановичский фарфоровый завод, "Сысертский фарфор" Екатеринбургская фабрика "Одежда" стали не так давно лауреатами всероссийской программы "1000 лучших товаров России". Но пока, по словам начальника отдела легкой промышленности министерства промышленности области В. Середы, более половины предприятий отрасли остаются убыточными, ряд находятся в предбанкротном состоянии. А вообще, "погоду" в отрасли делают только треть предприятий отрасли. Среди них - крепко стоящая на ногах "Пальметта", на которой буквально через полтора месяца начнут производить в год 3-4 миллиона пар колготок, Екатеринбургская фабрика "Одежда", на которой не только регулярно обновляется ассортимент одежды для россиян, но и шьется верхняя одежда из немецкого сырья - для немцев же. Наращивает производство ООО "ДЛВ-Урал", где производят ковровое покрытие. Стабильно работают Каменск-Уральская швейная фабрика "Элегант" и Дегтярская швейная фабрика.

Чтоб не пропасть поодиночке, многие предприятия объединяются. Так, например, Камышловская швейная фабрика, ЗАО "Надежда-сбыт" и фирма "Одис" объединились в ООО "Триан-холдинг". Это было сделано в ходе реализации областной инвестиционной программы "Развитие лёгкой промышленности Свердловской области на 2001 - 2003 годы" в рамках мероприятий, направленных на оптимизацию структуры отрасли.

По словам В.Середы, не так давно подведены промежуточные итоги выполнения этой программы. На техническое перевооружение предприятия потратили примерно 100 миллионов рублей собственных средств. А вот кредиты из бюджета области остались для большинства недоступными. Между тем, в уточненном варианте бюджета Свердловской области на 2002 год на предоставление бюджетных ссуд было заложено 17 миллионов 604 тысячи рублей. В свою очередь, в облминфине говорят: кредиты предприятиям легпрома, вероятно, не нужны, поскольку заявок от них не поступало. А на самих предприятиях говорят о чрезвычайно трудном механизме получения бюджетных кредитов.

Но, по большому счету, такие кредиты легковикам - это лечение симптомов, а не самой болезни - когда нет устойчивого спроса на продукцию, а импортная обувь-одежда выигрывает в соотношении "цена-качество".

Как рассказал на заседании Клуба региональной журналистики в Москве руководитель Департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития РФ, ответственный секретарь комиссии правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике Андрей Кушниренко, помощь нашей легкой промышленности будет заключаться в том, что постепенно ужесточатся нормы ввоза товаров из-за рубежа, увеличатся таможенные сборы. Приблизительно к концу этого года перестанет существовать просто-таки бич тех, кто работает на производстве швейных изделий и обуви - так называемые карго-перевозки: когда в страну ввозят огромные контейнеры с товарами, на каждый товар своя пошлина, нормально их проверить невозможно. Поэтому платится не отдельная пошлина на каждый товар, а одна - по весу, когда, например, килограмм неважно чего - хоть елочных игрушек, хоть норковых шуб стоит 2 доллара. Вот и считайте, сколько шифоновых блузок можно перевезти на 60 рублей…

А после уничтожения карго-перевозок, как ни странно, можно подумать и о некотором снижении таможенных тарифов. По словам Кушниренко, официальные дилеры-ввозчики товаров уверены, что если чуть-чуть понизить ввозные тарифы, с 20 процентов до 15, то вообще все будет ввозиться на законных основаниях. Но сначала - надо "закрутить гайки" и помочь легковикам российским. Кстати, в федеральной концепции развития отрасли сказано, что к 2010 году доля продукции отечественных предприятий легкой промышленности на внутреннем рынке страны к 2010 году составит 55 процентов. То есть каждая вторая тряпочка на вашем теле будет нашего, российского производства.

Но, разумеется, в нашей стране бывает часто так: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". Чтобы совершить такой рывок: от полного нуля к 50 процентам потребуется немало сил, масса денег и усилий. А главное, - зачем совершать такие подвиги? Ведь как бы мы не старались, в России все равно не станет выгоднее производить платья, чем в Китае, - у нас и энергозатраты большие, и заработная плата россиянок должна быть выше, чем у китаянок в провинции Гуандон, шьющих недорогую "массовую" одежду. Более того, сформировался целый пласт людей, которые ориентируются больше на престижность марки, чем на цену товаров. Для таких людей лучше модной итальянской или французской одежды не найти. Все это говорит о том, что России не надо бездумно вбухивать огромные средства и силы в возрождение легпрома. Не проще ли поискать свои ниши на мировом рынке? У нас, например, просто чудесно получается производить спецодежду, спецобувь. Та же екатеринбургская "Уралобувь" способна производить до 6 миллионов пар в год замечательно крепких армейских ботинок. Так может, в этом и есть наша ниша в мировом рынке? Зачем пытаться угнаться за модой, если можно производить вещи, спрос на которые будет всегда?  

Юлия ЛИТВИНЕНКО, Екатеринбург. Областная газета, 15.01.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики