СМИ 21 ВЕКА: ВСЕ БУДЕТ ПО-ДРУГОМУ
Автор: Дронова Елена
Регион: Иркутск
Тема:  Взгляд на профессию , СМИ
Дата: 02.08.2006

Журналистов уволят, редакторов заменят диспетчеры, свобода слова будет абсолютной, а между газетами, радио и ТВ не останется никакой разницы.

Новости по телефону, статьи по радио, видеоряд в газете. Уже сейчас этим никого не удивишь. Набираешь комбинацию цифр на мобильнике и слушаешь новости. Открываешь сайт радиостанции «Эхо Москвы» и читаешь аналитику. Кое-какие газеты уже, говорят, размещают видеоматериалы в своих интернет-версиях. Заведующая кафедрой ТВ и РВ факультета журналистики МГУ Анна Качкаева считает, что это – только начало великой конвергенции СМИ. Очень скоро, еще «при нашей с вами жизни» от специализации в СМИ не останется и следа. Телевидение, радио, пресса будут поглощены интернетом и растворены в нем. Занять достойное место в этой тусовке сможет лишь тот, кто вовремя сориентируется и научиться быть многостаночником. Средство массовой информации недалекого будущего должно быть и телевидением и газетой одновременно, а до читателя доходить через компьютер.

В подтверждение своего прогноза Анна Качкаева приводит впечатляющие цифры. Для того чтобы приобрести миллионного потребителя, телефону понадобилось 38 лет, факсу – 10, мобильному телефону – 2 года, Интернету – 10 месяцев. Значит, не за горами и нечто новое. Что – пока непонятно, но предпосылки уже имеются.

Начнем с того, что изменился потребитель информации. Утренняя газета за завтраком уже не актуальна. ТВ-новости – еще да, но тоже, в основном, утренние. К вечеру продвинутый потребитель уже знает все. В основном, из интернета. В крайнем случае, из радиоприемника в автомобиле. В совсем крайнем - из телефона. «Потребитель меняется концептуально, - говорит Анна Качкаева. - Во-первых, потому что он мобилен. Во-вторых, потому что он может выбирать. В-третьих, он абсолютный индивидуал. Все информационные продукты начинают выглядеть как некий фаст-фуд. Это быстро и дешево. Поел – выбросил стакан».

А еще потребитель информации как-то незаметно начал сам становиться ее поставщиком. Сегодня для того, чтобы стать читаемым и цитируемым миллионами не нужно ни заканчивать отделение журналистики, ни числиться сотрудником редакции. Написал, забросил в сеть, и тебя уже читают. Открыл «живой журнал», и ты – уже редактор, издатель, коммуникатор. Тысячи людей общаются друг с другом, делают друг на друга ссылки и, что самое удивительное, они практически всегда выдают информацию оперативнее профессиональных СМИ. Они свободнее в комментариях, ссылках, оценках. Над ними нет совершенно никакой цензуры. Получается, вот она – настоящая свобода слова?

Все иркутские телеканалы несколько дней показывали одни и те же кадры, снятые на мобильный телефон – первые минуты после крушения самолета 9 июля. И это уже в порядке вещей: Би-Би-Си и Си-Эн-Эн все больше используют съемки, сделанные людьми, не имеющими отношения к журналистике. Там и тут случают события (крушения, цунами и т.д.), рядом с которыми оказываются случайные люди, снимающие их на мобильники или на случайно оказавшиеся под рукой камеры.

Интернет-телевидение уже существует. Полтора миллиона россиян вообще не видят ни одного канала телевидения (это официальные данные Минсвязи). А 65% россиян смотрят только от 2 до 4 каналов. А Москва, Питер и другие крупные города начинают смотреть телевидение по Интернету. В Москве за полтора года зафиксировано 5 млн. видео-просмотров. Это пока не каналы, а лишь возможность пользоваться скаченным видео, но возможности эти стремительно расширяются. Вы можете с элементарной системой видео-просмотра на вашем домашнем компьютере скачать видео любого ролика, любой программы, любого конкурсанта, который будет завтра.

Радио. Анна Качкаева, сама один из авторов «Эхо Москвы», считает, что радио сумеет быстрее других приспособиться к новым стандартам. МР-3-плееры уже есть практически у всех, кто в них нуждается, но на смену им приходят новые системы – айподы. С их помощью можно скачивать не только музыку, но уже и информацию, и видео. «Это означает, - говорит Качкаева, - что у вас больше нет зависимости от расписания. Вы абсолютно свободны в выборе - где и когда вам слушать свое любимое радио или свою любимую музыку.

А само радио постепенно превращается в нечто большее. Гостей, которые приходят на радиоэфир, фотографируют и размещают снимки на сайте. Вместе с расшифровкой беседы. На этом же сайте помещаются фото с происходящих событий, о которых идет речь в эфире. Аналитики пишут комментарии. И люди уже не только слушают, они читают и смотрят радио. «Мы радио по-прежнему? – задает риторический вопрос Анна Качкаева. - Я уже не знаю…»

Крупнейшие журналы и газеты мира – «Гардиан», «Таймс» и др. – уже начинают размещать на своих порталах и сайтах видео или афиши, короткие видео интервью со знаменитостями. «Они продолжают оставаться печатной прессой? – продолжает эксперт. - Наверное, да. А, может быть, и нет».

«Все это я называю конверегентной журналистикой, хотя окончательно и до конца никто не может сформулировать, что же это такое», - подводит она итог своим размышлениям.

В будущем, по мнению Анны Качкаевой, будет важен сюжет, а не средство массовой информации. Уже не важно, какой газете или какому каналу вы привыкли доверять более других. Совсем скоро это станет неактуально. Не важно, каким будет носитель, важно – кто добыл и выложил информацию быстрее, интереснее, полноценнее.

Редакция будущего СМИ – какой она будет, никто пока не знает. Понятно лишь то, что она станет иной. Триста лет складывалась структура редакционной деятельности современных печатных СМИ, 70 лет - радийных, 50 лет – ТВ. Увы, очень скоро все рухнет. Две медиа-корпорации уже перешли на новый формат. Одна из них - датская вещательная корпорация, где радио и телевидение работают в конвергентной среде. У них больше нет разных информационных служб, есть единая информационная служба. Такая же структура создана недавно в Хорватии.

Ни одна большая корпорация не рискнула перейти на новый тип работы, потому что там слишком сильны традиции вертикального управления. В небольших странах, в небольших коллективах, в небольших, компактных, локальных медиа это сделать сейчас легче. Так говорят специалисты.

Как будут работать журналисты конвергентной редакции? Главными, очевидно, станут те, кто сумеет овладеть максимумом технологий. Так называемые журналисты-полевики, рюкзачные журналисты, которые научатся очень быстро перемещаться в пространстве, оперативно выходить в прямой эфир по радио, снимать и быстро (прямо на месте) монтировать картинку, отправлять короткое видео, по ходу писать текст. Рюкзачными их называют потому, что все необходимое оборудование – камера, магнитофон, компьютер, средства связи – все это укладывается за спину. Такие люди уже есть. Пока не в российской информационной среде, но реальны и востребованы.

На первом этапе от людей и редакций, разумеется, потребуется серьезная технологическая подготовка. «Но чем дешевле и проще будут становится средства связи, - говорит Анна Качкаева, - тем больше будет востребовано то, что всегда требовалось – умение быстро думать, добывать информацию, быть ответственным и хорошо писать. Но главное – думать».

Еще одна проблема, которую обозначила в своем выступлении Анна Качкаева - глобальные сокращения в СМИ. В Би-Би-Си уже говорят, что к 2016 году то они сократят свои штаты до 3-х тысяч человек. Но люди, которые готовы к изменениям, будут востребованы всегда.

  

Елена ДРОНОВА, г. Иркутск. Газета "Иркутская торговая газета", 02 августа 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики