ЖИЗНЬ СПАСЕТ "КАПСУЛА СМЕРТИ"?
Автор: Чуракова Екатерина
Регион: Уфа
Тема:  Автомобиль в России
Дата: 28.08.2006

Что происходит с нашим "АвтоВАЗом", и на чем мы в скором будущем станем ездить? На российских сборочных или перейдем на иномарки? А может, начнем изобретать собственные платформы? Сегодня на эту тему "Автокурьер" размышляет вместе с автомобильным обозревателем радиостанции "Эхо Москвы" Александром Пикуленко.

Конечно, не каждый из нас может позволить себе "Феррари", но если уж мы достигнем определенного уровня, то обязательно это сделаем. Автомобили - это целая субкультура, утверждает Пикуленко и предлагает посмотреть, что нам собираются предложить производители. Они - в двух крайностях, для них Россия воспринимается в двух непонятных вещах. С одной стороны, они норовят подсунуть нам дешевые, массовые машины, чем, собственно, автосборочное производство страны и занимается. С другой, идут, точнее, едут автомобили бизнес-класса, без скидок на недостаток денег у населения. Парадокс? Пожалуй, нет. Давно уже подмечено: Россия не страна бедных, Россия - страна вечно прибедняющихся. Еще с советских времен - когда в магазинах ничего не было, а в холодильнике все было. Сейчас то же самое.

К тому же автомобиль, как ни крути, был и остается доступным. Это жилье малодоступно, а колеса - по карману. И еще они добавляют свободы от общественного транспорта. Особенно столичным - которым так надоело, что в метро то и дело наступают на ноги, теснят в стороны и дышат на вас тем, что, извините, ели и пили вчера. И давайте лучше не будем вспоминать, что есть еще уголки на российской карте, где пресловутый "ЛИАЗ-677", больше известный как "лоховозка", до сих пор грохает по ухабам...

- Конечно, в разных регионах по-разному. Где-то многое поменялось, - спешит уточнить радиоведущий. - Именно поэтому автомобиль будут покупать, исходя из того, какие потребительские качества в него заложены. Все зависит, кто и что от автомобиля требует.

Что будут собирать? Дело понятное - то, что будет продаваться. Но до тех пор, пока не будет подписано соглашение о вступлении во Всемирную торговую организацию. Вернее, сборка еще поживет семь лет - своеобразный переходный период, дающийся для ВТО-акклиматизации. Другими словами, если нас пустят в долгожданное "туда" в этом году, автопрому остается семь лет. Так как по истечении этого срока пошлина на ввозимые авто будет 15 процентов. 15 да плюс еще НДС. Роемся в бардачке и ищем калькулятор. Выходит, если за автомобиль среднего класса мы платим сейчас пошлину 7-12 тысяч, то скоро она упадет до двух. Получаем на руки снижение цен на 30-40 процентов. Или бюджетную иномарку, собранную у нас, по цене сегодняшней "десятки".

Закономерный вопрос: будете ли вы при таком раскладе покупать вазовский автомобиль? Автообозреватель "Эха" предполагает, что наши могут еще опустить цены - но "кто им позволит?" Красные директора, для которых автопром был самовыражением, ушли в прошлое, продолжает Пикуленко, сейчас для любого бизнесмена важна выручка, как любил говорить Владимир Каданников: "Пусть кто-нибудь за такие деньги сделает, чтобы еще и ездило".

- Оно, конечно, ездит, но медленно и печально, - подчеркнул на семинаре в клубе региональной журналистики "Из первых уст" Александр Пикуленко. - Тот, кто покупает вазовскую машину, не любит ни себя, ни своих родственников и склонен к суициду. Потому что любая серьезная авария отправляет вас на кладбище в лучшем случае. В худшем - в руки врачей, а наши врачи ...с удовольствием потренируются, вправляя вам конечности. Кстати, косметологи всегда с легкостью определят по степени повреждения лица, в каком автомобиле товарищ ехал. Как правило, отечественное авто наносит более тяжелые травмы, чем иномарка. Потому что пластик мы применяем острый, железо - не такое, как должно, в итоге дешевый, но опасный для жизни автомобиль.

Чтобы убедиться в правдивости этого утверждения, достаточно заглянуть в раздел происшествий "БАШвеста": как правило, самая высокая смертность ходит рядом с нашей техникой. К примеру, недавнее ДТП в Стерлитамакском районе. Там в результате столкновения ВАЗ-2114 и ВАЗ-21093 пять человек, в том числе семилетний ребенок, погибли, еще четверо, среди которых трехлетний малыш, получили тяжелые травмы. А вопиющее жертвоприношение минувшей среды, когда после удара "лоб в лоб" с иномаркой пятигорского мэра, все пятеро находившихся в ВАЗ-21093 погибли, трое на месте ДТП, двое - уже в больнице? Заметьте, сам Игорь Тарасов, следовавший в джипе "Тойота Ленд Крузер", с контузией лежит в больнице.

Объяснил на руках свой тезис и сам Пикуленко:

- Вот что такое узбекский автопром? Те, кто постарше, и кто в армии служил, и вообще - кто в Советском Союзе узбека, простите, за человека считал? Так вот, узбеки делают автомобиль "Дэу матиз", класса "А", маленький, без подушки безопасности. Как у нас любят говорить, "капсула смерти". Газета "Авторевю" решила провести крэш-тест этого несчастного узбека. Поехали на полигон через Дмитровское шоссе, навстречу - местный житель на ВАЗ-2109. Происходит то, что они пытались провести на полигоне. Лобовое столкновение, 40 процентов перекрытия, скорость 50-60 километров в час. Маленькая скорость, однако клиент из "девятки" попал в больницу с переломом ноги и травмой грудной клетки. А журналисты ничего и не поняли, все ходили вокруг машины и говорили: "Что это было?". Вот вам результат - машина без подушек.

Конечно, бьются и на иномарках, но цифры-факты смертей здесь в разы меньше. Как бы не у всех есть деньги вот так вот защитить свою жизнь и жизнь своих близких. Но мы, вечно прибедняющиеся, не обессудьте, все равно наращиваем капиталы. И говоря о достатке, должны включать в стоимость владения автомобилем не только начальную стоимость покупки, сервис, цену запчастей и последующей продажи, но и внести стоимость нашей жизни. Время шальных денег прошло. И люди начали зарабатывать, и начали себя уважать, и любить. От беготни в фитнес-центр до покупки нормального автомобиля. Нормального дешевого, но ни в коем случае не опасного.

- Оказывается, можно сделать маленький автомобиль, применяя современные решения, безопасным. Если наши заводы пойдут по этому пути. А у них пока такого желания нет. Есть желание купить что-то западное и продать подороже. Поэтому то, что происходит на наших заводах сейчас, особенно в Тольятти, это всего лишь предпродажная подготовка. И все разговоры про то, что они сделали новый автомобиль, ВАЗ-2116, я думаю, это для того, чтобы показать, что есть какой-то потенциал.

Вот, кстати, о новинках отечественного автопрома. Возьмем Ульяновский завод. Молодые менеджеры этого завода, продолжает наш собеседник, сделали новый автомобиль со странным названием "Патриот". Странным, потому что это слово написано по-английски. Тем не менее, хорошая машина. Так сказать, нишевая, на которой наша промышленность действительно могла бы выехать:

- Настоящих "проходимцев" в мире стали делать мало. И, если мы возьмем УАЗ, то он один из них. Это настоящий внедорожник, на котором можно проехать там, где дальше - только гусеничная техника, - выносит вердикт наш собеседник. - Но ведь в чем дело... Крепкий УАЗ стал в два раза дороже, а по качеству остался таким же. "Патриот" по-прежнему требует крепкого парня, желательно в кирзовых сапогах. Владелец такой машины должен по крайней мере ощущать свою принадлежность к Советской армии и, самое главное, обладать хорошими слесарными навыками. Чтобы в любой момент упасть в грязь с двумя ключами и затянуть то, что там отвернулось, или заткнуть то, что там потекло. Это неискоренимая беда нашего автопрома, которая, собственно говоря, его и погубит.

Автосборочные производства - хилые существа на тонких ножках. Потому что вложения, которые они в эти заводы принесли, это серия 75-100 тысяч автомобилей. После того, как они окупились, можно все это похоронить, забыть и уехать. А лучше плюнуть и сделать из завода прекрасный склад, куда можно ввозить дешевые машины.

У нашего автопрома, в том или ином виде, есть только один шанс - интегрироваться в глобальные программы. То, что сейчас произойдет с заводом малолитражных автомобилей в Набережных Челнах. Там гигантские прессовые производства, и татары собираются делать два новых автомобиля А-310 и А-319. Это так называемые мировые автомобили, очень стильные, разработанные "Фиатом". Они будут выпускаться по глобальной программе. Штамповку же основных деталей кузова предоставляет "Северстальавто". Вот на таких условиях мы можем войти в мировой автопром, - уверен Пикуленко. - Нам дадут возможность делать что-то, что не делают другие, то есть нас возьмут в эти программы. Кто-то хорошо делает электронику, а мы хорошо штампуем сложные детали, у нас огромное прессовое производство, и мы можем выточить любой, самый хороший штамп, который многим и не снился. Также мы можем осваивать новую продукцию, потому что инжиниринговые подразделения все равно у нас остались мощные. Пример, который показал "ГАЗ" со своим совершенно новым продуктом, который не рентабелен к освоению, допустим, на Западе, очень красноречив. А при нашей инженерной базе, при наших людях мы можем, можем-таки сделать многое.

  

Екатерина ЧУРАКОВА, г. Уфа. Интернет-газета "БАШвестЪ", 28 августа 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики