«РОССИИ НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ МИГРАЦИИ»
Автор: Качалов Дмитрий
Регион: Мурманск
Тема:  Демографическая ситуация , Миграционная ситуация в России
Дата: 23.08.2006

Заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская: «Можно сказать, что миграционная проблема, по крайней мере, в ближайшие два-три десятилетия, в полной мере может считаться судьбоносной для России».

СПб. В эксклюзивном интервью «ДП» Жанна Зайончковская, эксперт по миграции РАН, объясняет, почему России позарез нужны иммигранты.

— Зачем России иммигранты?

— Можно сказать, что миграционная проблема в ближайшие два-три десятилетия может считаться судьбоносной для России. Дело в том, что население России сокращается уже 14 лет. Однако это не вызывало тревоги, пока население в трудоспособном возрасте росло. С 2006г. оно начинает сокращаться из-за низкой рождаемости в конце 1980-х и начале 1990-х гг. По прогнозам эта тенденция сохранится вплоть до середины XXI в.

В 2007 г. сокращение трудоспособного населения составит 400-500 тыс. человек. Для России это не очень много. И мы только почувствуем небольшое возрастание напряженности на рынке труда.

Но уже с 2009 г. сокращение начинается по миллиону и больше в год за счет того, что выход на пенсию будет большим, чем вступление в трудоспособный возраст молодежи. Всего же за 20 лет до 2025 г., если не будет миграции, по разным прогнозам численность трудоспособного населения сократится на 18-19 млн. человек. Это фактически не прогноз — это расчет, потому что дети, которые вступят в работу в эти 20 лет, уже родились. Их количество известно. И поэтому ошибка прогноза здесь не может превысить 5%.

Статистика показывает, что примерно 50% мигрантов, которые привлекаются на временной основе, переходят в состав постоянных жителей

- Насколько опасно такое сокращение трудоспособного населения для экономики?

— Численность занятого населения в России составляет от 65 до 70 млн. человек. Если сопоставить цифры 18 и 70 млн., то видно, что образуется огромная дыра на рынке труда.

— Реально ли закрыть эту дыру повышением рождаемости?

- Взгляды демографов по вопросу рождаемости расходятся. Но большая часть из них считает, что рождаемость очень трудно поддается регулированию.

Это видно на опыте развитых стран Европы, где существует очень мощная политика поддержки семьи с детьми, но она не приводит к повышению рождаемости. Это сохраняет здоровье рожденных детей и здоровье матери, дает возможность матери нормально жить и нормально воспитывать своих детей и делает ее независимой от того, как сложится брак. И вообще, есть у нее брак или нет брака.

Но допустим, что проводимый сейчас в России эксперимент будет очень удачным и мы добьемся повышения рождаемости.

Для того чтобы родившиеся дети заметно пополнили трудовые ресурсы страны, нужно как минимум 20-30 лет, пока эта политика заработает и детки вырастут и отучатся. А сейчас наша первейшая задача — пережить ближайшие 20-30 лет.

- Можно ли компенсировать сокращение числа рабочих рук ростам производительности?

- Повышение производительности труда требует очень больших затрат. В странах Западной Европы производительность труда намного выше, чем у нас, особенно в сельском хозяйстве. Несмотря на это ни одной из этих стран не удалось сохранять темпы экономического роста и благосостояния людей сокращением численности занятых. Во всех этих странах занятость растет (см. «На заметку»).

Единственная страна в мире, которой удалось наращивать экономический рост при некотором сокращении занятых в течение 6 лет, — это Япония. Там за 6 лет численность занятых сократилась, но всего на 3%.

Таким образом, если занятость не будет расти, будет снижаться уровень жизни населения, не будет роста зарплат и пенсий.

— Какова политика по миграции в развитых странах?

- ЕС предполагает до 2050 г. привлечь 40 млн. мигрантов (примерно по 800 тыс. человек в год). Причем многие западноевропейские ученые считают, что потребуется, по крайней мере, в 1,5 раза больше иммигрантов.

НА ЗАМЕТКУ

 В еврозоне (15 стран без Восточной Европы) в период 1995-2004 гг. производительность труда выросла на 13%, численность занятых — на 11%.

 В Швеции производительность труда за 10 лет увеличилась на четверть, численность занятых увеличилась на 7%.

 В Испании производительность труда выросла за 10 лет на 7%, а численность занятых — на 25%.

В США значительно более амбициозный план. Они ставят во главу угла обеспечение роста численности населения примерно на 100 млн. человек до середины века. При этом они планируют привлечение по миллиону и более эмигрантов ежегодно.

— А какие планы у России?

— Россия имеет значительно более скромные планы. По данным Росстата, сейчас эмиграционный приток в Россию крайне низкий — около 100 тыс. человек в год. В прошлом году где-то 130 тыс. Это те, кто регистрируется и поселяется в России постоянно. Росстат исходит из того, что к 2025 г. миграционный прирост достигнет 500 тыс. человек в год, постепенно повышаясь. С необходимостью такого прироста согласны даже те, кто противопоставляет миграционную политику политике повышения рождаемости.

— Как Вы оцениваете государственную программу по добровольному переселению в РФ, утвержденную указом президента от 22 июня 2006 года?

- Краеугольный камень этой программы — расселение мигрантов там, откуда местное население уходит. Аналогичные программы в прошлом с треском провалились. Между переписями 1959-го и 1970 г. исчезла четверть сельских населенных пунктов. Между следующими переписями исчезла еще треть сельских населенных пунктов. И наблюдалось их измельчение. Между последними переписями 1989-го и 2002 г. еще треть из оставшихся к 1989 г. исчезла.

И вот в 1990-х беженцев из стран СНГ стали направлять в сельскую местность. Они там более или менее устойчиво живут до сих пор. Но как только их дети заканчивали 8-й класс, им надо было идти в десятилетку, значит — ехать в город. То же самое — в институт. Последние исследования показывают, что картина 1980-х гг. миграции сельского населения в города полностью восстановилась. Сельская молодежь на 90% ориентирована на выезд. И в этой новой программе снова написано, что приезжие люди должны жить на селе.

Кроме того, регионы будут определять, в каком объеме и какая рабочая сила им нужна. Они могут определить это только в пределах заявленных вакансий на бирже труда. Но большая потребность в рабочей силе возникает в малом бизнесе: кто зарегистрирует нехватку предпринимателей?

К слову

О ВРЕМЕННЫХ РАБОТНИКАХ

• Это еще одна альтернатива, на которую есть надежда, — привлекать временную рабочую силу с тем, чтобы уменьшить приток постоянной рабочей силы. Но вот опыт западных стран показывает, что если мигрант находит себе работу, значит, он нужен. Потому что любой работник производит больше, чем ему выплачивается зарплата, чем он потребляет. Таким образом, если работник находит работу, находятся и пути для его легализации. Статистика показывает, что примерно 50% мигрантов, которые привлекаются на временной основе, потом переходят в состав постоянных жителей этой страны. И мы идем по этому пути.

ОБ ОБЛЕГЧЕНИИ ПРОЦЕССА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИММИГРАНТОВ

• Мы можем идти по пути США, опираться на взаимоотношения работодателя и работника. Сейчас по новому законопроекту, как и в США, разрешение на работу будет даваться работнику, а не работодателю. И это, конечно, огромный шаг вперед. Но он недостаточен, потому что все равно передвижение работника ограничено только тем субъектом федерации, который дал на него за явку.

О ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ИММИГРАНТОВ

• Миграционная преступность в общей зафиксированной преступности по России в целом составляет менее 2%. По Москве — 3%. Поэтому напрямую связывать миграцию с преступностью неверно. Чиновники МВД с высоких трибун часто обвиняют мигрантов в преступности. Но когда берешь у них интервью, они говорят: «Да что вы? Они тише воды, ниже травы, потому что их сразу будут штрафовать».

О ВОЗМОЖНОСТЯХ РОССИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИММИГРАНТОВ С ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ

• Квалифицированные специалисты могут выбирать в пределах всего глобуса. Суперпрограммист, например, может жить в любой стране. Ясно, что Россия на этом рынке труда в аутсайдерах. Мы не можем конкурировать за квалифицированную рабочую силу со странами Европейского сообщества и США и даже со странами Восточной Европы. Поэтому у нас потребность в эмигрантах будет одной из самых больших в мире, потому что Россия большая страна. Программа переселения, которая сейчас запущена, и поправки к закону об иностранцах, которые расширяют преференции для прибывших из стран СНГ, в общем имеют это в виду. Но мы, как всегда, делаем полшага.

Квалифицированных кадров в странах СНГ практически нет, как нет их и в России. Почему? Потому что во время кризиса эти кадры не квалифицировались, они работали в бизнесе. По нашим опросам, никто не хочет назад. Точно так же в странах СНГ. Где вы возьмете квалифицированные кадры? Система ПТУ разрушена. Рабочие кадры — это же не выпускники вузов. Кроме того, молодежи мало. Поэтому надо расширять преференции. Если выпускник вуза хочет получить российское гражданство, дайте ему на третьем курсе это гражданство, пока он еще романтик и не разобрался по-настоящему. Если приедет к нам квалифицированный специалист — дайте ему вид на жительство без всяких условий. Но у нас же прописка, которая по-прежнему стоит преградой, и новый законопроект это не устраняет. И чтобы получить вид на жительство, нужно получить постоянную регистрацию.

О ПЕРЕТОКЕ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ ПОГРАНИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ РОССИИ В КАЗАХСТАН

• Казахстан, который развивается значительно быстрее России, испытывает большой дефицит квалифицированных кадров и идет навстречу этим кадрам во всем — ив отношении языка, и в отношении гражданства. Казахстан уже выпустил закон о легализации незаконных мигрантов. Не знаю, когда на это решится Россия.

Таким образом, люди из пограничных областей России едут в Казахстан. Потому что там никто не интересуется, зарегистрирован ты, гражданин какой ты страны. Хочешь гражданство—бери, не хочешь—не бери. Работай. Такая же ситуация может сложиться и с Украиной. Если она будет подниматься экономически, то будет переманивать русских, потому что там демографический кризис, в том числе кризис на рынке труда, еще более глубокий, чем в России. И Литва сейчас ставит вопрос о том, чтобы открыть свои ворота для рабочей силе возникает в малом бизнесе: кто зарегистрирует нехватку предпринимателей?

  

Дмитрий КАЧАЛОВ, г. Мурманск. Газета «Деловой Петербург», 23 августа 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики