ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ: МОНОЛОГ О ГЛАВНОМ
Автор: Лабунская Анна
Регион: Саратов
Тема:  Взгляд на профессию , СМИ
Дата: 01.09.2006

Когда этой весной на улицах запестрели афиши о гастрольном выступлении в Саратове писателя, актера и режиссера Евгения Гришковца с его культовой пьесой "Как я съел собаку", моим мечтам о просмотре спектакля сбыться было не суждено – навалились неотложные дела. В качестве "утешительного приза" я освежила в памяти полюбившиеся моменты из ставшего культовым произведения и решила дожидаться лучших времен…

Но, видно, в какой-то степени наши мысли все же материальны: не прошло и нескольких месяцев, как мне выпал совершенно удивительный шанс не только увидеть на сцене, но и лично пообщаться с Евгением Гришковцом на фестивале региональной журналистики "Время действовать".

С залом один на один

Напомню читателям, что за рекордно короткий срок Евгений Гришковец из провинциального режиссера, известного в узких профессиональных кругах, превратился во всеобщего любимца, заласканного прессой, публикой и жюри самых престижных премий. Известность к нему пришла в 1999 году после представления пьесы «Как я съел собаку», потому что всякий, слушающий эту пьесу и другие произведения писателя, уверен что "неказистый картавый мужчина" на сцене говорит именно о нем, словно только озвучивает собственные мысли слушателя…

Сегодня Евгений Гришковец – лауреат "Антибукера", "Триумфа", "Золотой маски", причем в различных номинациях: как драматург, актер и режиссер, – такой коллекцией лавров мало кто может похвастать. Театр одного актера – это тоже о творчестве Евгения Гришковца. Лирика, ирония, вся гамма неподдельных чувств привлекают на его концерты новых и новых поклонников. А еще Евгений Гришковец каждый будний вечер появляется на экранах телевизоров – всего на полторы минуты. Он дарит зрителям канала СТС по одному импровизированному монологу на самые разные темы – от высоких до низких, от глобальных до частных, от личных до общественных. Как вкусно пить чай с вареньем, как хорошо купаться летом в реке, как плохо, когда тебя не понимают, как важно любить свой дом и свою Родину… Очень жаль, что многие регионы "перекрывают" эту коротенькую программу своими передачами и рекламой – мы так не избалованы "малым жанром".

У Евгения свой стиль и своя гражданская позиция. Он такой же, как мы, только более метко подмечающий слабости человека и общества, и при этом все время сомневающийся: а есть ли у него основания делиться своими наблюдениями и "навязывать" нам свою точку зрения?..

"Борюсь с чувством путешественника в себе"

– Я не маргинал, люблю родину и говорю об этом. Весной проехал очень много по стране: объехал весь Урал, Поволжье. 3 тыс. км – просто на автомобиле. Была затяжная весна. Мы ехали вдоль распаханных полей, на которых лежал снег. Линии высоковольтной передачи. Дороги федерального значения очень плохого качества. Грязные остановки. Опять линии высоковольтных передач. Какие-то грустные деревни с заборами… Я это все люблю. Мне там тоскливо и нехорошо. Но никакую другую страну так глубоко я знать и чувствовать не смогу.

И еще все время борюсь с тем, что я, такой известный и успешный человек, часто смотрю на свою страну из окна хорошей машины, на которой меня везут из города в город, просто как турист, путешественник – легкое такой ощущение.

В книжке «Реки» я описываю ситуацию, когда мне первый раз стало стыдно за это ощущение путешественника в собственной стране.

Шел 1991 год. Мы пять суток ехали в Сочи из города Кемерово. В районе южного Урала поезд остановился на полустанке, где стоял один-единственный человек, дед непонятного возраста. У него был мешок – тогда на всех полустанках что-нибудь продавали. Мы спросили деда: «Чего продаешь?». «Везу лапти продавать» – у него был целый мешок лаптей. Я вышел, попросил продать пару. Дед долго ковырялся в своем мешке, чтобы найти лапти моего размера (а я их хотел купить, чтобы просто повесить на стенку в качестве сувенира!). Нашел, протягивает. У меня было 50 рублей, а лапти стоили десять. Дед говорит: «Сынок, я не наторговал еще, у меня сдачи нет». «Да ладно, дед, оставь себе». 50 рублей были тогда хоть уже небольшими, но еще деньгами. И тут поезд тронулся. Я взял лапти, ступил на подножку вагона. А дед с этой пятидесятирублевой бумажкой пошел за поездом, потом спустился по ступенькам и еще некоторое время бежал в растерянности, все не знал, что сказать. Для него это были огромные деньги. Лишь когда он стал отставать от поезда, отчаянно крикнул: «Сынок, весь сенокос проходишь!..» И вот тогда мне стало сильно стыдно за то легкое ощущение путешественника в собственной стране – в стране, которую, как мне кажется, я знаю и сильно люблю.

И мне до сих пор бывает стыдно…

"Не люблю журналистов!"

– Я закончил филфак Кемеровского государственного университета, со мной училась небольшая группа журналистов. С тех пор я не люблю журналистов. Во-первых, студенты-журналисты каким-то особенным образом отличались от тех людей, которые пришли в университет изучать академическую науку. Они пришли заниматься чем-то совсем другим! Я видел, как в этих людях очень быстро возникала уверенность в том, что они готовы и могут судить обо всем, каждый день и помногу. Потом отчетливо стало видно, что в них исчезают всякие сомнения…

Я часто встречаюсь с журналистами. Недавно был в Казани, рассказывал о своей книжке, над которой работал год. Журналисты задавали разные вопросы, и я "открылся". На вопрос, что купил здесь на память, ответил: "Купил картину 1964 года. Маленький полустанок. Соцреализм". А через два дня в газете «Татарстан» прочитал маленькую заметку, что "Гришковец, который в последнее время заделался телеведущим, теперь скупает картины. Коллекция его еще маленькая, и он скупает в провинции картины наших художников, потому что московские цены ему не по зубам"...

Знаете, почему в России не приживаются книги с комиксами? Потому что книга с картинками в России кажется чем-то несерьезным. К книге у нас относятся серьезно. И к человеку с газетой у нас относятся серьезно. Мол, человек читает газету – наверное, у человека есть гражданская позиция, он умный человек. А есть такие газеты, которые в руки взять нельзя, это стыдно, после этого надо мыть руки. Это все тоже делают журналисты.

Среди журналистов у меня есть друзья, коллеги, люди, чей голос я хочу слышать, чью интонацию я стараюсь найти в тех же самых газетах. Их немного, и они являются тем самым исключением, которое подтверждает правило.

Меня часто спрашивают, почему я делаю свою маленькую программу на СТС. Потому что на СТС нет новостей. Значит, на этом канале, как минимум, не лгут. Если бы предложили делать ее на другом канале, вряд ли бы согласился.

Я выслушал много скепсиса, встречаясь с журналистами, особенно в самом начале, как только появился на этом канале. Мне задавали массу вопросов: «Зачем это вам, для чего?». Меня предостерегали: дескать, запачкаешь свое доброе имя тем, что шагнул в телевизор… Понимаю, что этой маленькой программкой никому не помогаю, и не считаю, что могу помочь. И уж точно я не исполняю какую-то миссию. Просто в том, что происходит на главных российских каналах не в смысле новостей, а в смысле того, как там выступают люди, какой там юмор, вижу кошмар – от этого не защищен ни я, ни мои дети. Когда включаю телевизор, на некоторое время эти люди попадают ко мне домой… Своей минутной программкой я не составляю всему этому альтернативы, но, во всяком случае, теперь могу об этом говорить.

"Мой голос весит столько же…"

– Я всегда хожу на выборы. Когда-то вдруг понял: мой голос весит ровно столько же, сколько голос той бабушки, которой дали денег, чтобы она пришла и проголосовала, за кого надо. Или мужика, которому за углом налили и сказали, кому отдать голос. Когда-то меня это беспокоило: как же так, я, человек с высшим образованием, переживаю за страну, у меня есть гражданская позиция, я не идиот, а мой голос весит столько же, сколько голос той бабушки и того очень пьющего человека? Но потом понял, что это правильно, что только так и возможно. Да, мой голос весит столько же, ничуть не больше. И моя единственная возможность каким-то образом влиять на жизнь страны – опустить эту бумажку. И как только я понял, что мой голос весит столько же, – и это хорошо и правильно, – тогда я понял, что имею право что-то говорить другим людям, писать книги и исполнять спектакли. Только после этого я смог это делать по-настоящему...

***

Евгений Гришковец: "Я все время стараюсь в своей жизни что-то устроить, чтобы было не так, как есть. При всем при том количество счастья в моей жизни не увеличивается с количеством успеха или каких-то материальных средств".

  

Анна ЛАБУНСКАЯ, г. Саратов. Саратовский областной еженедельник социально-экономической информации "СОВФАКС", № 34 (806), 1 сентября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики