КИТАЙСКИЙ НЭП
Автор: Дробышева Ирина
Регион: Владивосток
Тема:  Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 05.12.2005

В начале ноября в Пекине прошла 10-я ежегодная встреча глав правительств России и КНР. По ее итогам подписано множество соглашений о расширении сотрудничества в сфере финансов, торговли, промышленности, транспорта, медицины, образования и культуры. Решено расширять взаимодействие в таких областях, как строительство объектов инфраструктуры, переработка и производство, научно-техническое сотрудничество, высокие технологии, энергетика, освоение природных ресурсов. Не последнюю роль в этом призвано сыграть приграничное сотрудничество КНР и Дальнего Востока России.

Незадолго до этого на пятом Пленуме ЦК КПК была принята 11-я пятилетка - план социально-экономического развития на 2006-2010 гг. По мнению аналитиков, это имеет поворотное значение для КНР.

О подробностях новой стратегии развития великого соседа "ДК" рассказал известный российский эксперт по Китаю, лично присутствовавший на пленуме, доктор исторических наук Виля Гдалиевич ГЕЛЬБРАС:

- Решения пленума, по моему мнению, окажут большое влияние на жизнь как самого Китая, так и сопредельных стран. В стране решено отказаться от директивного воздействия на экономику и попытаться руководить ею иными, косвенными методами. До 2005 г. все усилия КНР были сосредоточены на активном, я бы даже сказал, агрессивном наступлении на внешнеэкономическом фронте. В результате 70% ВВП Китая идет на экспорт, что сделало страну максимально зависимой от ситуации на мировых рынках.

Экстенсивный курс предыдущей пятилетки был четко сформулирован в 2000 г. бывшим генеральным секретарем КПК Цзянь ЦЗЕМИНЕМ: "Идти вовне!". Только так, по его мнению, можно было восполнить недостаток природных ресурсов, новой техники и современных технологий.

Но "экономическое чудо" напрямую коснулось небольшой части городского населения. Большинство китайцев проживает в деревнях, до начала 2000 г. они не имели права переселяться в города. Их уровень доходов в среднем в 5-6 раз меньше доходов среднестатистического горожанина, 60% населения приобретают около 30% товаров, производимых в стране.

В деревне нельзя купить многих необходимых для сельского хозяйства товаров, 79% сельского населения не имеет медицинского страхования. Из-за недостатка финансирования многие крестьянские дети вынуждены учиться за счет родителей, хотя есть закон об обязательном пятилетнем образовании.

В настоящее время чтобы обеспечить те объемы экспорта, которые есть сейчас, достаточно 80 млн. человек. Если к ним добавить тех, кто задействован косвенно, получится 100 млн. человек. Для конкурентоспособности же сельского хозяйства КНР в условиях ВТО достаточно 170 млн. человек, а сейчас здесь занято более 400 млн. человек с минимальным уровнем образования. Иными словами, экономический рост вовсе не означает развитие страны и ее населения.

О нарастающей социальной напряженности на протяжении 2002-2005 гг. шли ожесточенные дискуссии. Часть партийцев не могла понять, почему стране нужно быть зависимой от мирового рынка, не обращая внимания на беды своего населения. К тому же внутренний рынок не создает импульса для роста экономики.

В результате появилась принципиально новая стратегия, сочетающая экспортно ориентированную направленность промышленности с ростом уровня жизни населения, особенно крестьянства.

Досье. В программе пять пунктов: сбалансированный рост экономики без крупных подъемов и спадов; сочетание индустриализации с бережным отношением к окружающей среде и ее ресурсам; развитие образования и занятости населения; сбалансированное развитие города и деревни, строительство гармоничного общества, основанного на социальной справедливости и демократичных методах управления.

Для снижения социальной напряженности разработаны проекты строительства 10 000 городов, куда государство намерено переселить 20 млн. крестьян. Для повышения их образовательного уровня расширяется сеть школ. В этом году 1,5 млн. крестьянских детей уже принято в высшие учебные заведения на бесплатной основе. В 20 провинциях из 31 отменена сельхозпрописка, крестьяне освобождены от уплаты сельхозналога.

Если обобщить сказанное, на ближайшие 5 лет КПК взят курс на удвоение к 2010 г., по сравнению с показателем 2000 г., ВВП на душу населения и на предотвращение поляризации общества. На решение накопившихся проблем. Китаю предстоит потратить немало сил и средств.

- Как бы вы охарактеризовали ситуацию в финансовой сфере Китая?

- Ситуация непростая. Вклады населения на депозитах опережают рост ВВП, а это значит, что в стране разгоняется инфляция. Поэтому люди стараются сберегать средства, чтобы иметь деньги для обучения детей и на другие насущные нужды. Кстати, учиться в Китае стало дороже, чем в других странах, поэтому масса людей рвется на учебу в США, Германию, другие страны, в том числе в Россию, хотя и в самой минимальной степени. Сбережения опережают темпы роста розничного товарооборота. Этим и объясняется, что, несмотря на рост денежной массы, индекс цен повышается сравнительно медленно. Действительно, деньги уходят с рынка. Правительство делает все, чтобы деньги с депозитных счетов шли на рынок. Так, в течение 6 лет снижались проценты на вкладах. Вменен 20% ный налог на доход с депозитов, но депозиты продолжают расти.

С одной стороны, в Китае накопились гигантские инвалютные запасы, но при этом не учитывается, что за истекшие годы страна инвестировала 600 млрд. долларов в другие страны мира. К сожалению, не в Россию. На 700 млрд. долларов закуплено американских ценных бумаг, преимущественно казначейских. Тем самым Китай поддерживает курс доллара. Сложилась уникальная ситуация: Китай обладает такой суммой, которая может обрушить американский фондовый рынок, но с другой - если он это сделает, он обрушит собственную экономику. Так что обе стороны должны очень осторожно предпринимать какие-либо действия в отношении друг друга.

- Насколько в новую стратегию развития Китая вписывается программа развития северо-восточных провинций КНР с привлечением финансов и менеджмента Гонконга?

- Основная задача программы - подтянуть экономику этих провинций к уровню южных, таких, как Шанхай, Гуандун. Предстоит преобразовать огромный комплекс предприятий. По мнению многих наблюдателей, подъем северо-востока Китая потребует активного развития морских портов на нашей территории либо сдачи Китаю в аренду (или каким-то иным способом) части морского побережья, чтобы он мог создать там новый порт для вывоза своей продукции на рынки АТР.

- Китайской стороной была четко сформулирована роль России в этой программе: источник сырья и рынок сбыта для готовой продукции. На ваш взгляд, возможен ли другой вариант развития событий?

- Китаю невыгодно покупать у нас готовую продукцию, для него это означает рост безработицы. Нам остается использовать опыт США, Японии и развитых европейских стран: размещать в КНР трудоемкие производства. При дефиците рабочей силы для нас этот путь - наиболее эффективен.

Мы могли бы участвовать в развитии северо-востока КНР, давая заказы на производство по нашим технологическим нормам. Но у нас нет крупных корпораций, которые могли бы формулировать такие заказы. И этого не делает правительство. Пока мы не встанем на путь инновационного развития промышленности, нам уготована роль сырьевого придатка Китая.

- Недавно в китайских СМИ прошла информация о закрытии 12 целлюлозно-бумажных комбинатов из-за угрозы загрязнения окружающей среды. Странным образом это "совпало" с предложениями создать подобные производства на территории Дальнего Востока. В Хабаровском крае этот вопрос практически решен, так что Китай уже сам начинает размещать грязные и затратные производства на территории России. Как этому противостоять?

- Зачем соглашаться на такие проекты?

- Но ведь это инвестиции в глубокую переработку древесины. Именно к этому мы призываем иностранных инвесторов.

- К сожалению, наше правительство живет одним днем. В результате мы попадаем в очень сложное положение, поскольку международное сотрудничество одновременно является и партнерством, и конкуренцией. Очень многие наши чиновники считают, что при партнерстве надо уступать во всем, а это невозможно.

- Увеличение городского населения за счет крестьян влечет и повышение их образовательного уровня. Образование, в свою очередь, подразумевает более высокую степень свободы. Все это может привести к социальным взрывам. Случись там революция, они хлынут к нам. Вы не предполагаете такого сценария?

- Решения пленума нацелены на предотвращение социальных взрывов. В противном случае последствия почувствуют на себе не только Китай, но и ближайшие соседи. Что можно сделать? К сожалению, у нашего правительства нет внятной стратегии развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Я уже много лет добиваюсь принятия специальной программы, стимулирующей вложение российского капитала в развитие Дальнего Востока. Хватит ждать ассигнований из бюджета. Их не будет!

Можно, например, пойти по пути полного освобождения от налогов всего населения, проживающего за Байкалом, чтобы у людей была возможность скопить средства и вложить их в какое-то дело. Надо стимулировать деловую активность региона. У нас нет другого пути.

- Вам не кажется, что в самой Москве на сегодняшний день присутствует китайский капитал в виде политического лобби, чтобы продвигать в правительстве или Госдуме решения, в частности, по Дальнему Востоку? Во всяком случае, отзвуки таких решений мы здесь хорошо чувствуем.

- Вы правы. В Москве есть китайское лобби, и действует оно довольно активно. Кстати, не только лобби. В Москве действует уже три подпольных частных китайских банка. Китайцы используют все возможности, как легальные, так и нелегальные, чтобы добиваться реализации своих целей в Москве и в России в целом.

Досье. Виля Гдалиевич Гельбрас - профессор Института стран Азии и Африки при МГУ, кандидат экономических, доктор исторических наук. Специалист по политике и экономике КНР, автор более двух десятков монографий: "Россия в условиях глобальной китайской миграции", "Китайская реальность России", "Реформы КНР: проблемы оценки итогов" и др.

  

Ирина ДРОБЫШЕВА, г. Владивосток. Журнал "Дальневосточный капитал", № 12, декабрь 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики