ПРИЕЗЖАЙТЕ ЧЕРЕЗ 600 ЛЕТ ИЛИ КАК ЕЗДИТЬ ПО НАШИМ ДОРОГАМ НА НАШИХ АВТОМОБИЛЯХ С НАШИМИ ГАИШНИКАМИ
Автор: Мельников Алексей
Регион: Калуга
Тема:  Автомобиль в России
Дата: 17.09.2006

На эти и другие судьбоносные для каждого российского автомобилиста вопросы отвечал на днях в Клубе региональной журналистики Александр Пикуленко, автомобильный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы".

Педаль тридцать седьмого размера

Я давно занимаюсь автомобильной темой. Скорее даже не темой, а автомобильной субкультурой. Как ни странно, мы так стремительно рванули в автомобилизацию за последние двадцать лет, что то, что было малодосигаемым предметом вожделения, оно стало вполне доступным. А когда исполняются желания, человек становится, с одной стороны, хуже, потому что если нас разрушает неисполненное желание, так исполненное разрушает гораздо больше.

Самое главное, что вместе с автомобилизацией пришли совершенно другие проблемы. Давайте возьмем автомобилиста пятидесятых. Он получал автомобиль "Победа". Чтобы завести ее утром зимой, надо было вылить туда два-три-четыре ведра кипятка, потому что масло под названием "Автол", застывало до состояния сала. В выходной день он шел, открывал ключом на двадцать четыре крышечку и выковыривал оттуда картонный фильтр, меняя масло. Если он собирался в отпуск, ему рекомендовали взять с собой помпу, бензонасос, а также привязать к заднему бамперу коренной лист рессоры.

Шестидесятые годы. Машины стали посовременнее, народ стал ездить поактивнее, но все равно машина требовала хорошего технического обслуживания. И, конечно, автомобильный взрыв семидесятых. За рулем появились не только женщины-энтузиасты, мало отличающиеся от мужчин, способные вынуть грузовик из полной грязи. Были и такие. Появились хрупкие женщины, которые знали, где находится сервис.

В девяностых, когда хлынул поток автомобилей, и автомобилей новых, у нас почему-то движущей силой в автомобилизме стала женщина.

Хотя, если взять современную девушку, у нас современные девушки очень любят большие автомобили. И вот представьте себе, что это субтильное существо стоит около джипа, размером с пятиэтажный дом, со спущенным колесом. Поверьте мне, что даже если она знает, как открутить колесо, то, повиснув всем телом на баллонном ключе, вряд ли она сдвинет гайку с места. Поэтому, думаю, что для женщины обучение в автошколах должно начинаться так - вот здесь есть такая красная кнопочка с треугольничком, вы ее нажимаете и культивируете небрежные позы, пока до вас не доедет достойный мужчина, который просто обязан сделать все. Правда появилась категория мужчин, которые все знают и все умеют, и на вопрос: "У меня заглох двигатель?", если его вовремя не остановить, вы окажетесь с разобранным мотором, хотя у вас всего-навсего бензин кончился. Вот этот вопрос элементарный почему-то никто не задает, а есть ли бензин в баке? Это такой нюанс.

В прошлом году стала заметной очень интересная вещь - у нас появились первые покупатели автомобилей, то есть это люди, которые до этого никакого автомобиля не имели. Если раньше их было полтора-два процента, то сейчас эта цифра скакнула до сорока. Это молодежь, которая пришла работать, которая получила достойную зарплату и кредитные программы. Дамы стали определять машину по динамическим качествам, и они задают вопрос о стоимости владения, чем я вообще всегда потрясен. Что выбирают? Выбирают автоматическую коробку, климат-контроль. Если машина не достаточно обеспечена всякими кнопочками, ручечками и прочим, уже эта машина не покупается.

Кстати, автомобилестроители прекрасно это ощущают, и сейчас во всех дизайн центрах созданы женские группы. Почему? Потому что, создавая автомобиль, ни одному мужчине в голову не придет, что длинный ноготь попадает между клавишами и ломается. В голову не придет, что нормальная женская нога, она оказывается намного меньше, чем мужская. И поэтому там, где у мужчины пятка твердо стоит на полу, у женщины она висит, потому что педаль рассчитана на сорок три с половиной, а не на тридцать семь.

Чтобы оно ездило

Я же говорю, что автомобили это субкультура. Не все могут купить Феррари, но если человек чего-то достиг, он обязательно это сделает. Откуда у нас такая любовь к автомобилю? Он доступен. У нас малодоступно жилье и наверно, еще долго не будет доступно. Но автомобиль доступен, плюс, добавляет свободы от общественного транспорта. Я понимаю, что может где-то есть такой хороший, чистый автобус с кондиционером, ходит хорошо, но, судя по тому, на чем ездят на периферии, там, наверное, еще ЛИАЗ 677, под названием "скотовозка", грохает по ухабам. В разных регионах по-разному. Где-то что-то поменялось. Поэтому автомобиль будут покупать, исходя из того, какие потребительские качества в него заложены, кто и что от автомобиля требует.

Что будут собирать? Собирать будут то, что будет продаваться. Эта сборка будет продолжаться на протяжении семи-восьми лет, потом этот процесс станет еще интересным. Мы рано или поздно подпишем соглашение с ВТО. С этого момента нашему автопрому остается семь лет жизни. Потому что через семь лет пошлина на ввозимые автомобили будет 15%. Что такое 15%? Пятнадцать плюс НДС. То есть сейчас, если мы за автомобиль среднего класса платим пошлину от семи до двенадцати тысяч, то тогда она превращается в сущий пустяк, будет полторы - две тысячи. Поэтому будет снижение цен на 30-40%. То есть бюджетная иномарка, собранная у нас здесь, будет стоить столько, сколько сегодня автомобиль ВАЗ 2110. И будут ли после этого покупать автомобиль ВАЗ? Они, конечно, могут еще раз опуститься по цене, но им это никто не позволит. Потому что для любого бизнесмена, а мы видели современных директоров, для них автопром уже не является, как для красного директора, самовыражением. "Я делаю автомобиль", как любил говорить Каданников: "пусть кто-нибудь за такие деньги сделает, чтобы еще и ездило". Оно, конечно, ездит, но медленно и печально.

Я говорю, что тот, кто покупает автомобиль Волжского автозавода, он не любит себя, своих родственников и склонен к суициду. Потому что любая более или менее серьезная авария отправляет вас на кладбище в лучшем случае. А в худшем в руки врачей, наши врачи в России, они с удовольствием потренируются на вас, вправляя вам конечности, и, особенно, женщин это касается. Врачи косметологи всегда легко определяют по степени повреждения лица, в каком автомобиле товарищ ехал. Как правило, наш отечественный автомобиль наносит более тяжелые травмы, чем иномарка. Потому что пластик мы применяем острый, железо мы применяем не такое как надо и в итоге получаем дешевый автомобиль, но опасный для жизни. Еще одна из составляющих, если говорить о стоимости владения автомобилем. Мы можем сейчас внести сюда все: начальную стоимость покупки, сервис, стоимость запчастей, и обязательно, последующую продажу, но мы сюда еще должны внести стоимость вашей жизни. Время шальных денег прошло, и люди начали зарабатывать, за профессионализм стали платить. Востребованы профессионалы. В Москве, если мне не изменяет память, триста пятьдесят четыре тысячи человек получают белую зарплату свыше десяти тысяч долларов в месяц. Представляете, да? Человек начинает себя любить и уважать, то есть от беготни в фитнесс центр до покупки нормального автомобиля, а эти автомобили становятся дешевле. Остается ниша у наших производителей? Остается. Почему? Сейчас спохватились, Рено показал пример, следом за ним вот недавно господин Сосакия, руководитель европейского отделения "Тойоты", выступая, сказал, что они тоже будут разрабатывать дешевые автомобили, за пять тысяч долларов. То есть востребованность дешевого автомобиля есть, но этот дешевый автомобиль ни в коей мере не будет опасным. Потому что на нем обязательно будут все нормы по 91 и 94 правилу соблюдены.

Догнать и перегнать узбеков

Приведу конкретные примеры. Вы представляете себе, что такое узбекский автопром? Те, кто постарше и те, кто в армии служил, и вообще, кто в Советском Союзе узбека за человека считал? Так вот узбеки делают автомобиль, который называется "Дэу Матис", автомобиль класса "А", маленький, без подушки безопасности. Казалось бы, капсула смерти, как у нас любят это называть. Журналисты из газеты "Авторевю" решили провести краш тест этого несчастного узбека. Поехали на полигон, Дмитровское шоссе у нас достаточно извилистое. Навстречу им ехал местный житель на ВАЗ 2109. Происходит то, что они пытались провести на полигоне. Происходит лобовое столкновение с 40% перекрытия, на скорости порядка 50-60 километров в час. Клиент из "девятки" был отвезен в больницу с переломом ноги и травмой грудной клетки. А ребята, правда они были пристегнуты, вылезшие из этого "Матиса", ходили, чесали то, что у них сверху и говорили: "Что это было?". Вот вам результат - машина без подушек.

Оказывается можно сделать маленький автомобиль, применяя современные решения, безопасным. Если, конечно, наши заводы пойдут по этому пути... А у них желания пойти по этому пути пока нет, пока есть желание купить что-то западное и продать его подороже. Поэтому то, что происходит на наших заводах сейчас, особенно в Тольятти, это всего лишь предпродажная подготовка. И все разговоры про то, что они сделали новый автомобиль, ВАЗ 2116, я думаю это для того чтобы показать, что есть какой-то потенциал.

Продавать наши старые заводы очень трудно и практически невозможно. Делегация из фирмы "Ниссан" приезжает в город Нижний Новгород, он же Горький, и приходят на дважды автозавод ГАЗ. Он называется ООО "АвтоГАЗ", то есть ООО "Авто Горьковский Автозавод". Гордые собой представители дважды автозавода решили провести их как в Кремль через Спасскую башню, через главные ворота. А перед этим они рассказывают: "Мы сертифицировали по ИСО 2001 и 2004", то есть стандарты качества. Так вот, вступив на это, пропитанное десятилетиями маслом и прочими горюче-смазочными материалами, дорожное покрытие, японцы с ужасом увидели рассыпанные, впечатанные в асфальт, гайки, шайбы, шплинты и прочие детали, отваливающиеся от новых автомобилей. После этого их провели в цех. Они увидели не совсем светлый цех с почему-то разбитыми стеклами на крыше. Но больше всего их потрясло то, что рабочие, которые работали на своем посту, у них у всех были подведены трубки со сжатым воздухом, который дул на них, чтобы не было жарко. А после того как они повернули за угол, они увидели и спросили: "Что это?", им сказали, что это наша ТЭЦ. Японцы сказали спасибо, и больше эта делегация там не появлялась. Это вот наши старые автозаводы.

Ульяновский завод. Молодые менеджеры этого завода сделали новый автомобиль со страшным названием "Патриот", почему-то написанным по-английски. То есть у них теперь УАЗ не УАЗ, он и "Патриот" и все не по-русски. Они там применили японскую систему "Кэнбан", то есть когда детали поставляются точно в срок прямо на конвейер в красивых ящиках - желтых, зеленых и синих. Ровно на месяц хватило этого "точно в срок", а потом оказывалось, то зеленого ящика не стало, то синего, а то в ящички положили все детали, но почему-то не все дошли. Там комплект на шесть, на пять машин хватило, а на шестую уже нет. То есть ящик ушел где-то в пути. Автомобиль "Патриот" - замечательный, кстати, автомобиль, то на чем действительно наш автопром мог бы выехать. Настоящих проходимцев в мире стали делать мало.

Если мы возьмем УАЗ, то он один из них. Это настоящий внедорожник, на котором можно проехать там, где дальше только гусеничная техника. Так что получается? Делают новый автомобиль. По крайней мере, он должен быть надежным, потому что он стал в два раза дороже, а по качеству он остался точно таким же. Он все равно требует крепкого парня, желательно в кирзовых сапогах. Когда человек садится за руль этой машины, он должен ощущать свою принадлежность к советской армии и самое главное, что он должен обладать хорошими слесарными навыками. Он должен быть готов в любой момент упасть в грязь с двумя ключами, чтобы затянуть то, что там отвернулось, потекло. Это неискоренимая беда нашего автопрома, которая, собственно говоря, его и погубит.

Автосборочные производства - существа хилые на тонких ножках. Почему? Потому что вложения, которые они в эти заводы принесли, это серия семьдесят пять - сто тысяч автомобилей. После этого все это окупилось и даже если у нас изменилось что-то, можно это похоронить, забыть и уехать. А лучше плюнуть и сделать из этого прекрасный склад, куда можно ввозить дешевые машины.

Архитекторы дорожных ям

Наши дороги. Ямы на них инженеру-конструктору завода Опель, даже в страшном сне не приснятся. Когда мы им об этих ямах рассказываем, они говорят: "А как же так, а есть какие-нибудь правила, когда эту яму надо заделать?". Я говорю, что есть. То есть, если вы попали в эту яму, то вы можете ее померить, если глубина ее будет меньше пяти сантиметров, то значит, она имеет право на жизнь. Но если она больше пяти сантиметров, то она должна быть заделана на дорогах первой категории, то есть это федеральные трассы, в течение двадцати четырех часов. На всех остальных дорогах время увеличивается. На дороге четвертой категории, а таких дорог у нас семьдесят процентов, этот норматив не действует. Если вы попали в эту яму, она должна быть глубиной пять сантиметров, шириной двадцать, и сломали что-нибудь на своем дорогом любимом автомобиле, тогда вы можете подать жалобу на дорожников. И дорожники обязаны с вами расплатиться, но, как правило, у дорожников ничего нет, кроме старого ЗИЛ 130, на котором они что-то разбрасывают, когда гололед или подметают. Дела выигрывались, деньги не получались.

Проблема большая, что с тем финансированием дорожного строительства, чтобы полностью обеспечить дорожную сеть хотя бы современными европейскими условиями, нам нужно около шестисот лет. Страна большая, климатические условия очень разные. Если скажем где-нибудь на Северном Кавказе дорогу проложить можно, то в Коми, сами понимаете, сложней. Если европейская магистраль обходится в 1,5 млн., километр, то в условиях нашего крайнего севера до 40 млн. составляет стоимость одного километра. То ли там больше воруют, то ли там сложные климатические условия.

С чем еще сталкивается автомобилист у нас на дорогах? Это наша придорожная милиция. Так как с дороги они в основном убегают в кусты и оттуда руководят процессом, это вопрос, наболевший для всей страны. Потому что любая встреча любого нормального человека с придорожным милиционером превращается... Я не знаю, как это назвать, цирком нельзя, потому что цирк это все таки честное искусство. Они все бредят штрафом и жаждут коррупционироваться с вами.

На фразу: "Вы нарушили эту статью, здесь так можно", инспектор обычно отвечает: "Че мне эти правила? У нас полковник сказал...". То есть административный кодекс за семью печатями, статья двенадцать приводит его в чувство глубокой неудовлетворенности, а то, что ему полковник сказал, это самое главное. Славные ребята - гаишники. За прошлый год они собрали с нас порядка 1,5 млрд. долларов в виде взяток. Это фонд НДМ подсчитал.

Возьмем взяткоемкость ГАИ. Постановка автомобиля на учет. У нас каждый год ставится и снимается с учета порядка 2-2,5 млн. автомобилей. Средняя стоимость постановки нового автомобиля на учет сейчас 300 долларов, съем с учета – 100долларов. Кто-то не платит, кто-то платит. Процесс очень взяткоемкий. Плюс вопрос регистрации. Туда входит получение хорошего номера, с тремя семерками, есть разные варианты. Есть варианты достаточно дешевые - ну вот вы хотите, чтобы у вас был номер, совпадающий с первой буквой вашей фамилии и ваши инициалы, пожалуйста, это от ста долларов начинается. Но если вы хотите 555 ООО - это уже 50 тыс. Взяткоемкость непревзойденная.

Если вдруг вы приехали на автомобиле, как правило, это касается подержанных автомобилей, инспектору показалось, что у вас что-то не читается. Дальше вам объясняют, что, как минимум, уголовное дело, как максимум, конфискация автомобиля. В девяноста девяти случаев человек соглашается и понимает, что с инспектором лучше не ссориться. Вторая проблема - это годовой технический осмотр. У нас по некоторым данным, порядка 30% автомобилей проходят его честно. Соответственно, не знаю как в регионах, в Москве это 2-3 тыс. Выдается на руки бляха, номер, в кепке, и он радостно выдает тебе индульгенцию на все, что ты можешь ездить на одном колесе без всего остального. Третье - получение прав. Наиболее опасные, но и наиболее деятельные. Покупка прав без обучения, то есть похороны, но без покойника – 400 долларов, 500 долларов, у них дорожает, инфляция. Я только московские цены привожу. С обучением, сдача экзаменов с первого раза – 200 долларов. Со второго раза, если вы в первый решили не давать, тоже 200 долларов. Иначе вы будете ездить к ним до конца своей жизни, на вашем деле поставят какую-нибудь галочку.

Это еще не все взяткоемкие процессы. Группа административного разбора. Вы нарушили, нарушили по-крупному, не смогли договориться на дороге. Понятно, что самый несчастные инспекторы ДПС, ему меньше всего дают и у него самая большая радость, когда он поймал вас в нетрезвом состоянии. Тут сразу можно выполнить дневной план по своему карману. Все остальное это пятьдесят, сто - какие-то смешные деньги. Группа разбора нарушений, если вы туда попали, там сидит человек в большем звании и не то, что сопли морозит на улице, как это у них называется, он уже госинспектор. Он себя уважает больше и ценит дороже. Там все начинается со ста долларов. И, конечно, самая омерзительная организация, которая существует в нашем ГИБДД - это дознаватели. Это своеобразная группировка, которая умудряется сделать все, вплоть до того, что перерисовать пешеходный переход на десять сантиметров в сторону. Там сумы от 5 и до 15 тыс. долларов, в зависимости от того, сколько вы разбили Мерседесов и сколько переехали бабушек. Есть ли у нас честные гаишники? Да, есть. Это ребята, которые, как правило, пришли в ГАИ делать карьеру.

"Я с вами в эфир не выйду"

Как-то ко мне пришел генерал Федоров, который сказал, что он прошел путь от простого рядового инспектора. Я говорю: "А вы могли бы мне тогда ответить на вопрос, как перераспределяются мои деньги, доходят ли они до вас?", на что он сказал: "Нет, я с вами в эфир не пойду". Дело в том, что это порочная система. Инспектор ДПС, он же не все себе в карман оставляет. Он вынужден делиться с вышестоящим начальством, так как вышестоящее начальство вынуждено делиться с еще вышестоящим начальством. Насколько я знаю, во многих местах России сейчас эти должности просто продаются. Но есть определенная категория людей, которые наотрез отказываются подчиняться сложившимся правилам, работают честно, но как ни странно эти ребята быстро растут по карьерной лестнице. То есть их быстренько переводят в ГОС, которые курируют автотранспортные предприятия, автобусный парк номер восемь - с него ничего не возьмешь. Потом этих ребят очень любят выпихнуть на учебу, и они быстро проходят какую-то лесенку, но дальше на этой лесенке может произойти метаморфоза, когда они тоже начинают включаться в эту систему. Уже по-крупному.

У меня на глазах в Финляндии эта система была за десять лет искоренена. В начале 1980 у финнов была такая книжечка, права, в эту книжечку, закладывалось тридцать финских марок, или больше в зависимости от нарушений, и отдавалось. При чем там взятки брали еще в зависимости от того, кто ты. Если ты из Хельсинки попался где-нибудь в районе Раониеми, с тебя получат гораздо больше. И плюс еще от того, на каком автомобиле ты едешь. Потом прошла целая серия судебных процессов, при чем сажали и того, и другого, и тот, кто попался на том, что брал, и тот, кто давал. Но если ты честно признался, что ты сдал этого товарища, то тебе ничего не было, ты освобождался от ответственности, а сотрудника их ДПС сажали на очень серьезные сроки. И мгновенно увольняли начальство. Начальство, которое не смогло проконтролировать.

На Украине, к сожалению, им не удалось ничего искоренить. Этот все равно под кустом сидит и денег все-таки просит. Особенно любят наших туристов. А в Грузии ситуация стала хорошей. Действительно грузинские полицейские перестали брать взятки. Говорят, что на уровне местных знакомств, они бы и брали, но там денег нет сейчас. Это одна их черта. А все произошло почему? Работы стало так мало, что если ты попал в ГАИ, то тебе стало совсем хорошо. Они своим гаишникам создали очень приличные условия, вплоть до льгот для детей, поступающих в высшие учебные заведения. Работают они минимальным составом. Частники у них ставят на учет. Они многое раздали. У них ГАИ занимается только организацией дорожного движения. Регистрация, техосмотр, удостоверения - все перешло во введенье министерства транспорта. Стало ли хуже на грузинских дорогах? Нет, у них за последнее время здорово снизилась аварийность. Почему? Мне назвали три причины. Потому что бензин дорогой, стали меньше ездит и тише, потому что машины стали получше и потому что такое злое ГАИ, что нигде не разгонишься.

Мне очень нравится шведский порядок, там социализм. Если вас останавливает дорожный полицейский и видит, что пристегнут водитель, а все остальные не пристегнуты, они заплатят штраф. Водитель не обязан их заставлять, каждый из них свободный человек, но ответственность разделена. Мы работали в Швеции и поняли, как надо ездить. Мы выехали на хорошую магистраль. С нами был товарищ из Германии, зашел разговор кто, как ездит. Он говорит: "Да ладно, русские вообще ездят по-сумасшедшему. Я у них был, я боюсь". Швед, который не был никогда в России, спросил: "А как?". И вот там шестиполосная магистраль, и я им показал, как ездят у нас. После третьего кульбита, он сказал, что это несколько месяцев тюрьмы.

Путин не ездит в метро

По поводу как получить ОСАГО. Это оброк, возложенный на нас государством в пользу лоббистов в законодательных органах. К сожалению, из него выпало самое главное. Этот вопрос все страховщики страшно не любят и всегда начинают возмущаться. Они всегда говорят, что вносят изменения. Я им говорю: "Давайте внесем одно изменение в ОСАГО - возмещение ущерба в полном объеме". Они говорят: "Да вы с ума сошли". Они говорят: "Мы можем рассмотреть этот вопрос, но он очень сложен для определения". Вот я отремонтировал машину, вот у меня счет или хотите, я ее вам отдам, и вы мне отремонтируете, и мне без разницы сколько это стоит. У меня произошла какая-то коллизия с автомобилем, приехал мой страховой агент и говорит, вот вам адрес подгоняйте. Я отвожу, потом приезжаю, смотрю, претензии есть? Нет. И все до свидания. Ни я им ничего не должен, ни они мне. А в ОСАГО, вы знаете, замучаешься получать, потому что по ремонту автомобиля, как правило, не более одной трети от затраченной вами суммы, а по ущербу здоровью я вообще не слышал, чтобы что-то получили. Такое количество документов надо собрать, готовы посчитать все до таблеточки. Поэтому я воспринимаю это как оброк, как издевательство над автомобилистами.

Также, впрочем, как и проблесковые маячки. Дело в том, что проблесковые маячки в Москве это символ того, чего ты достиг в жизни. Не для того я столько популизмом занимался и дошел до этого уровня, чтоб как лох ушастый стоять в пробке с вами вместе. То, что делает президент... Ну вы знаете, наш президент. Я предлагал скинуться и купить ему вертолет, но сказали что собьют. Хотя президент - не худшее из зол. Потому что президент как-то ездит по расписанию, по определенному маршруту. А вот эти проблесковые маньячки, которые вносят хаос в другие магистрали, это гораздо хуже. Вот смотрите, что получается. Перекрытие на пятнадцать минут, приводит к тому, что после этого сорок минут поток приходит в нормальное состояние. Это наукой доказано. Как с этим бороться, я не знаю. Когда Матвиенко выезжает у себя в Питере, там улицу перекрывают и всех пешеходов сгоняют. Вы называете это демократией? Я называю это выкидышами из коммунистической партии Советского Союза, коими она и являются. Волей-неволей переходишь на политику после таких вопросов. А наш президент, неудавшийся шпион, для него Германия времен Хонакера является для него таким эталоном жизни. Поэтому болезненная страсть к немецким машинам. Обратили внимание на кортеж? Там нет ни одного отечественного автомобиля. Там "Мерседесы", "Фольксвагены". Банановая республика. Ну, да Бог с ним.

Известен же случай, когда что-то случилось в Лондоне, и Тони Блэр попал в пробку, такую, что он не мог проехать к себе на Даунинг-стрит. Это описывали все газеты. Так вот Блэр пошел в метро, заплатил за себя и за охранников и доехал до Даунинг-стрит на метро. И не облез. А если бы он стал разгонять и ехать с "мигалкой", его бы больше не выбрали. Стопроцентно.

  

Алексей МЕЛЬНИКОВ, г. Калуга. Газета "Деловая провинция", № 27, 15 сентября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики