Тема ЖКХ в последнее время стала очень злободневной. Нет ни одной мало-мальской политической силы, будь то партия или просто кандидат на какую-нибудь выборную должность, которая бы не использовала в своих целях "жилищно-коммунальную карту". Причем, все играют совсем не по правилам. Обещают народу снижение тарифов, ремонт теплосетей и чуть ли ни стопроцентной замены всех чугунных радиаторов отопления на медные. Хотя ни они сами (политические силы), ни их аудитория (народ) в реальность всего этого не верят. И правильно делают, потому что ничего этого не может быть. Даже если завтра сменится политический строй, если наша страна вновь будет называться Советским Союзом, а руководить нами будет, как и прежде, ЦК КПСС. Потому как железным трубам и чугунным котлам глубоко по барабану вся политическая борьба. Они как при Брежневе ржавели, так и при Путине будут делать то же самое.
Дэнги давай
Переход к рынку привел к парадоксальному результату: вместо передачи в частную собственность жилищно-коммунальное хозяйство сконцентрировалось в ведении местных администраций, которые были к этому совершенно не готовы. Сложившаяся в советское время система комплексного развития ЖКХ была разрушена, организационно-экономический механизм сломан, а современные проблемы монополизация, необоснованность и завышенность тарифов на услуги, неустойчивый хозяйственный механизм, нерациональное управление и т.п. добили её, и без того изрядно покалеченную.
На долю жилищно-коммунального хозяйства приходится три четверти основных фондов всего хозяйства; в систему ЖКХ входят более трех десятков отраслей и различных видов деятельности. Затраты на жилищно-коммунальное хозяйство достигают 70% расходной части местных бюджетов, собственно, именно на дотации оно еще как-то и существует. И в то же время кому не знаком вечный, как мир, ответ исполнителя любого уровня, от рядового сантехника до руководителя жилищных комитетов на любую робкую жалобу потребителя об отсутствии тепла или горячей воды в квартирах они твердят одно и то же: нет денег.
Всем самым теплым, что есть у меня, я обязан ЖКХ
Теплоснабжение жилищного фонда наиболее дорогая жилищно-коммунальная услуга, предоставляемая в настоящее время населению. В среднем по России 47% стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет стоимость тепла. В нашем далеко не самом теплом регионе составляющая тепла доходит до 65% от общей стоимости коммунальных услуг. В силу технологических особенностей местные коммунальные организации занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории. Поэтому легко могут диктовать свои цены потребителям. И хотя номинально стоимость обогрева жилья на селе регулируется районными и поселковыми администрациями, на практике зачастую происходит "сращивание" интересов хозяев ЖКХ и местной власти. И это не тот симбиоз, когда власть в заботе о своем населении находит общий язык с коммунальщиками и реально решает вопросы по коммунальным услугам. Эти "теплые объятья" вряд ли идут на пользу обычным потребителям.
Реформа по-кабански
В райцентре Кабанского района Бурятии отопление домов производится обычным для нашей республики способом кочегарками. И себестоимость тепла для жителей этого села, на первый взгляд, должна быть очень прозрачной и понятной. Чего уж может быть проще: стоимость угля + стоимость работы (зарплата кочегаров и других работников) + амортизация теплотрасс и оборудования котельных. Но, оказывается, все очень сложно и совсем не понятно.
15 октября 2001 года Комитет ЖКХ и казна муниципального имущества Кабанского района объявляют конкурс на оказание коммунальных услуг. Объявление об этом тендере, как и положено, было опубликовано в газете "Байкальские огни". В условиях конкурса среди прочего говорилось, что "критерием выявления победителя служит снижение тарифа на жилищно-коммунальные услуги". Казалось бы, администрация района действительно заботится о населении и желает реформировать сферу ЖКХ. Но на деле все не совсем так. Вернемся к условиям конкурса. Определять победителя на коммунальное обслуживание Кабанска решили по пошаговой системе. То есть начислять участникам по одному балу за каждый шаг в сторону снижения тарифа, определив стартовый тариф равный 415 рублям 48 копейкам за 1 Гигакалорию тепла. Причем, обозначили и размер шага 19 рублей. Победило в тендере ОАО ПМК "Кабанская" с результатом 5 баллов, о чем и записано в итоговом протоколе. Жители Кабанска очень обрадовались такому повороту событий, еще бы, компания-победитель "уронила" стартовый тариф на 95 рублей, почти 25 процентов. Но дальше начались чудеса в решете, вернее в Администрации. Прошел всего один месяц после проведение такого замечательного конкурса, как появилось распоряжение, подписанное главой района Котовым с утвержденными новыми тарифами. В этом документе вместо ожидаемых 320 рублей 48 копеек (415.48 - 95 = 320.48), за тепло предлагается платить 450 рублей 86 копеек. Получается, что все эти заигрывания с народом в виде конкурса и снижения тарифа на бумаге реально не более чем видимость заботы.
В зимнем сезоне 2002-2003 годов Администрацией Кабанского района
утверждены новые жилищно-коммунальные тарифы. Жители района теперь
платят за услуги ЖКХ на 15 процентов больше. Кстати в домах Кабанска, по словам их обитателей, температура явно не дотягивает до названия "комнатная", градусники не показывают выше +16. Впрочем, такая ситуация вполне привычна для большинства сельских районов Бурятии. Между тем Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает определенные нормы температур в жилых помещениях в зимнее время, которые не должны быть ниже +18.
Занимательные проценты
В последнее время стало популярным использовать процентное отношение тарифов к "реальным" затратам на содержание жилищного фонда. В одном регионе население платит 50% от затрат, во втором 70%, а в третьем, вообще, все 100. Причем, эти цифры используются и тут, и там, но никто не может объяснить, что такое эти самые 100 процентов затрат. Ведь если следовать нормальной логике, то издержки коммунальщиков должны включать в себя затраты на текущий и капитальный ремонт, амортизацию, заработную плату и, конечно, себестоимость тепла. Так вот, большинство бурятских сел отапливается углем, который закупается порой по очень разным ценам. Сегодня по одной, завтра по другой. Получается, что эти пресловутые 100 процентов затрат могут постоянно меняться в своем денежном исчислении. Или другой пример, руководитель ЖКХ какого-нибудь села покупает уголь по 100 рублей за 1 килограмм и включает его стоимость в свои издержки, предлагая населению оплатить его затраты. Конечно, это крайности, которые в жизни случаются (или раскрываются) достаточно редко.
Что делать?
По оценкам специалистов, на проведение реформы ЖКХ в России необходимо около 650 миллиардов рублей. Тревогу вызывает факт уменьшения во многих региональных бюджетах доли расходов на услуги ЖКХ. Жилищно-коммунальный комплекс "завяз" во взаимных обязательствах перед заказчиками и поставщиками. Дебиторская задолженность ЖКХ России составляет 170 миллиардов рублей, в то время как более 255 миллиардов рублей предприятия комплекса должны поставщикам, главным образом энергетикам. Наряду с регионами-донорами, которые обеспечивают 100-процентное финансирование комплекса (Москва, Ханты-Мансийский автономный округ), существуют проблемные территории. Например, в Бурятии ЖКХ финансируется на 37%, в Приморском крае - на 40%, в Ульяновской области - на 40-60%.
Генеральный директор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов в своем выступлении на семинаре Клуба региональной журналистики отметил, что система ЖКХ порой специально прикидывается нищенкой, дабы получить деньги на свое существование:
"Жилищно-коммунальные предприятия настолько любят бюджетные деньги, что все усилия тратят на то, чтобы обосновать свое катастрофическое положение и необходимость как можно больше денег выпросить у бюджета. И в этой ситуации до конкретных жителей, когда с каждым надо работать, часто не доходят руки. По тарифам в целом правильная концепция реформирования ЖКХ, идеальная картина могла бы заключаться в следующем. Людям надо сказать: мы, государство, унаследовали этот тяжелый сектор со многими проблемами, он неправильно развивался в течение десятилетий, мы наведем там порядок, все, что надо, отремонтируем, что там с себестоимостью, с экономически обоснованными тарифами, что сколько стоит, и все будет справедливо. И только тогда скажем населению, чтобы платили полностью, и поможем тем, кто этого делать не в состоянии."
Кроме того, Александр Пузанов считает, что система ЖКХ без участия населения закрытая система и сама себя реформировать, несмотря на самые правильные, самые хорошие законы на федеральном, региональном и местном уровнях, не может:
"Без того, чтобы населению не стало больно и оно не стало реально участвовать в этих процессах, не получается реформировать эту систему. Когда это начинает задевать каждого, и задевать за живое, у человека есть три выбора. Во-первых, если гражданин чувствует, что он не может оплатить, он может просто перестать платить, и делайте, что хотите, особенно если в 90% случаев ясно, что ничего сделать не удастся. Во-вторых, он может пойти на площадь и митинговать, требуя отмены решений по увеличению ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. И, наконец, в-третьих, он может обратиться в службу жилищных субсидий и получить помощь при оплате жилья и коммунальных услуг. Поэтому главное здесь в том, как организована и как работает система социальной поддержки, какие нормы, как определена нуждающаяся категория, это в значительной мере решения местного уровня в программе жилищных субсидий. Если эта программа дружественная по отношению к человеку, если она основана на чувстве справедливости, тогда и другие аспекты перехода от субсидирования производителя к помощи нуждающимся потребителям, и экономические мотивы, и социальные резоны, все они смогут найти более широкое понимание в обществе." 
Алексей ГУСЕВ, Улан-Удэ. "Номер один", №6 от 5 февраля 2003 года.

|
|