BLOGОЕ ДЕЛО
Автор: Сидорова Ольга
Регион: Кемерово
Тема:  Интернет и журналистика
Дата: 10.10.2006

Вошедший в нашу жизнь Интернет уже расширил границы общения и передачи информации, развил целую виртуальную среду, где существуют средства массовой информации, магазины, клубы по интересам, деловые центры и т.д. Вместе с тем в Интернете постоянно появляются и новые форматы общения, распространения информации, рекламы, продвижения продукции и компаний. Одним из таких форматов, новым источником информации, который покушается на традиционные СМИ, стал блог.

Инструмент влияния

В «народной» энциклопедии «Википедия» (ru.wikipedia.org), статьи в которой пишут и постоянно добавляют обычные пользователи, дается такое определение блогам:

«Блог (англ. blog, от web log, виртуальный «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — это регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Характерны для блогов недлинные записи вре́менной значимости. Бло́ггерами называются люди, ведущие блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосфе́рой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративные, клубные...) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими. Так же блоги могут объединяться в сети блогов, по тематическим признакам или по другим критериям. Отличия блога от традиционного дневника обуславливаются средой: блоги могут быть публичны или доступны определенному множеству пользователей Сети, так, и закрыты (для личного пользования). Это определяет и отличия блоговых записей от дневниковых: первые часто пишутся в основном для других читателей».

Для того, чтобы вести блог, не обязательно создавать свой сайт – блог можно вести на известных поисковых системах, на сайтах крупных зарубежных СМИ («Нью-Йорк Таймс», «Сан», «Би-би-си» и др.) и на специальных «площадках». Одной из самых популярных площадок как в России, так и в мире является «Живой журнал» (livejournal.com), на котором можно найти как индивидуальные дневники, так и множество сообществ по интересам. По данным «Яндекса», количество записей за день в русскоязычной блогосфере распределяется следующим образом: на LiveJournal.com – 44,78%, на LiveInternet.ru – 19,98%, на Diary.ru – 13,15% и на Blogs.mail.ru –7,34%.

Первым блогом считают страницу Тимоти Джона Бернеса Ли – изобретателя Всемирной паутины, на которой он с 1992 г. публиковал Интернет-новости.

Сегодня, по данным Антона Носика, известного блоггера и создателя lenta.ru, gazeta.ru, newsru.com, выступавшего на семинаре «Клуба региональной журналистики», в «Живом журнале» (ЖЖ) зарегистрировано 330 тысяч русских блоггеров, а посещают блоги на ЖЖ 5,5 млн. россиян, и цифра эта постоянно растет. «Живой журнал» – это та площадка, аудитория, которая в несколько раз превышает аудиторию самых крупных СМИ. Именно поэтому о блогах можно говорить всерьез, как об инструменте влияния и инструменте для зарабатывания денег. Сегодня в США 280 млн. долларов в год тратится на рекламу в социальных сетях (в том числе и блогах) и эта сумма будет расти значительными темпами», – говорит он.

А по недавно опубликованным исследованиям «Яндекса», каждый день на блог-хостингах появляется около трех тысяч русскоязычных блогов. Активных (то есть «живых») блогов из них – около половины, как и во всем мире. Всего русскоязычных блогов, по данным «Яндекса», 1,15 млн., что составляет 2% от общемировой блогосферы. Впрочем, по количеству сообщений на человека русскоязычные пользователи впереди планеты всей, поэтому записей на русском языке в блогосфере около 7% (на первом месте, естественно, китайцы). 60% российских блоггеров — женщины, 40% — мужчины. Средний возраст блоггера – 21 год, и это на несколько лет меньше, чем возраст среднего российского пользователя Интернета. Подавляющее большинство блоггеров (95%) – жители городов-миллионников. Почти 80% живут в Москве или Санкт-Петербурге.

Уникальная информация человеческим языком

И все-таки в чем суть блогов, почему они способны составить конкуренцию традиционным форматам передачи информации? «Блоги – это разговоры на кухне нашего времени», – заметил Андрей Илларионов, бывший советник президента (журнал «Эсквайр», сентябрь 2006 года). «Это возможность общаться с людьми, а не с медиа-холдингами, – так обосновывает уникальность блогов Ирина Савченко, журналист, руководитель проекта realno.info, – язык блогов – это язык Евгения Гришковца, «человеческий» простой и понятный, а не форматный язык традиционных СМИ».

Блоггеры-очевидцы писали о событиях в Ираке, Чечне, детализируя, а иногда даже опровергая информацию официальных пресс-релизов. Так что очень часто сетевые дневники становятся носителями уникальной информации. Благодаря этому по статистике около 40% американцев предпочитают получать информацию из блогов. И многие традиционные СМИ не гнушаются брать новости из сетевых дневников и приглашать на работу блоггеров. А директора крупных издательств ищут в блогах будущих авторов.

В России пока сетевые дневники еще не имеют того же статуса, что на Западе, однако интерес к ним испытывают не только любители самовыражаться, но и журналисты, пиарщики, политики, бизнесмены. Пока большинство читаемых блогов ведут журналисты, например, журналист «Эксперта» Олег Кашин (another-kashin.livejournal.com) или журналист и писатель Виктор Шендерович (shenderovich. livejournal.com). Но не так давно свой дневник на ЖЖ зарегистрировал Никита Белых, председатель Федерального политического совета партии «Союз Правых Сил» (belyh.livejournal.com), Александр Лебедев, предприниматель, депутат Государственной Думы (alex-lebedev.livejournal.com).

А авторы самых популярных дневников стали все чаще получать предложения разместить в своем блоге рекламу или «невзначай» упомянуть тот или иной продукт в тексте своего сообщения. По исследованиям KnowledgeStorm и Universal McCann, которые ставили целью определить, насколько блоги влияют на покупательскую активность профессионалов в сфере бизнеса и IT, выяснилось, что такое влияние действительно существует: 53% респондентов сказали, что контент (содержание) блогов оказывает влияние на покупки, которые они делают по работе. Более половины респондентов получают из блогов информацию на технологические (57%) и деловые (53%) темы.

Корпоративный дневник

Многие PR-агентства советуют клиентам для создания благоприятного образа компании не только проводить различные акции и размещать рекламу, но и вести корпоративные блоги. Объясняя это тем, что блог, выполняя информационную функцию, позволяет публиковать новости компании, но не в форме традиционных «тяжелых для чтения» пресс-релизов, а написанные живым языком. Благодаря чему они находят отклик, т.к. блоггер общается с читателями как с хорошими приятелями. С помощью блога можно показать, что компания – это не просто бюрократическая структура, а живой организм, которому ничто человеческое не чуждо. Кроме того, сетевые дневники дают возможность продемонстрировать открытость компании, выразить ее желание наладить общение с потребителями и узнать их мнение о своей продукции или услугах.

Также формат блога более подвижен, чем корпоративные сайты, содержание которых представлено не часто обновляемой «сухой» информацией.

Сегодня корпоративные блоги вызывают интерес, в основном, у медиа- и Интернет-компаний, таких как «Яндекс», Google и др. Google, кстати, с 2004 года ведет корпоративный блог. Первое сообщение на нем 2,5 года назад оставил глава компании Эрик Шмидт. Сейчас в Сети размещено 28 дневников, которые ведут сотрудники – от топ-менеджеров до рядовых программистов.

«Наш блог — это возможность дать клиентам оперативную информацию по неформальным каналам. Менеджеры по маркетингу могут рассказать в сетевом дневнике об особенностях наших новых продуктов, а HR-служба — о новых вакансиях и требованиях к кандидатам. Пользователи сервиса имеют возможность лично пообщаться с представителями компании, задать вопросы и высказать пожелания.

Сетевой дневник как инструмент ведения бизнеса мы стали использовать одними из первых в мире. До сих пор немногие компании имеют подобную практику: по нашим данным, менее 6% в списке 500 крупнейших по версии журнала Fortune. В основном это фирмы IT-отрасли и средства массовой информации. Но мы верим, что за блогами будущее, особенно для компаний малого и среднего бизнеса, для которых эта форма общения с клиентами особенно привлекательна. Она ведь требует гораздо меньших расходов, чем большинство других форм маркетинговой активности. К тому же связь с потребителями через Сеть сама по себе может сэкономить компании массу средств», – рассказал Владимир Долгов, глава Google Russia на adme.ru. А Елена Колмановская, главный редактор компании «Яндекс», на том же ресурсе отметила, что сначала они ограничивались только общением сотрудников на внутреннем сервере. Но потом просмотрели записи за несколько прошедших месяцев, решили, что часть их может быть интересна не только компании, и открыли общий доступ к блогу. «Например, стоило нам рассказать в блоге о нашем новом офисе, как приток резюме по вакансиям резко вырос», – говорит она.

Корпоративный блог, как и обычный, надо вести регулярно, помещать большое количество качественных иллюстраций, сразу реагировать на оставленные читателем комментарии и участвовать в дискуссиях на других блогах. Также западные маркетологи, которые уже давно относятся к блогам как к серьезному инструменту продвижения, советуют оставлять в тексте сообщений блоггера больше ключевых слов и фраз, т.е. тех, которые помещают в запрос на поисковых системах. Поисковые роботы смотрят заголовки страниц, названия тем, основной текст, форматированный текст (выделяющийся из общей массы слов), а также содержимое гиперссылок. Сетевой дневник может вести как один работник компании, так и несколько хорошо знакомых со всей деятельностью компании сотрудников. Опасность состоит в том, что кроме благоприятных отзывов и комментариев, могут написать и негативные реплики, а цензура в формате блога невозможна.

И корпоративный блог, также как и обычный лучше не создавать, если нечего сказать, не стоит заводить фирменный сетевой дневник, чтобы быть как все, считают западные маркетологи, и в этом он также принципиально отличается от корпоративного сайта.

Сообщества по бизнес-интересам

Ведение блога на «Живом журнале» дает возможность вступать в различные сообщества. Это еще одна форма продвижения, а также общения с клиентами и коллегами. Если произвести в ЖЖ поиск по сфере интересов на слово «бизнес», то «выпадает» 190 сообществ. Среди них есть «клуб» консультантов (community.livejournal.com/consulting_ru), сообщество маркетологов и рекламистов (community.livejournal.com/isov), владельцев бизнеса (сommunity.livejournal.com/business_owner), обсуждение малых бизнес-проектов (community.livejournal.com/1st_biz) и многое другое. Участники сообществ действительно рассказывает вкратце свои бизнес-идеи, спрашивают у коллег: пойдет ли проект, что ему не хватает, обмениваются ссылками и статьями на профессиональные темы. Но, кроме того, многие размещают рекламу нового ресурса, того же блога, своей продукции и компании. И, к сожалению, почти все сообщества очень малочисленны, и блоггеры «кочуют» из одного в другой, так что почти весь состав сообществ – это одни и те же люди, которые оставляют одно свое сообщение во многих сообществах сразу.

Кроме того, в блоги сообществ попадает много того, что называют спамом.

Шумная сфера

«Да, блогосфера дает возможность всем быть равными, дает право голоса, но ее уязвимость в том, что в ней много «шума» – бессмысленной информации от не очень умных людей», – отмечает Антон Носик. Правда, многие блоггеры настаивают, что блогосфера – это саморегулируемая среда, которая сама очищается от дезинформации и шума.

«Если человек, сообщая о каком-то событии в блоге, соврет, то всегда найдутся люди, который были в ту же минуту в этом месте и скажут, как было на самом деле. А если человек пишет заведомо неправду, не по теме, да еще и, оскорбляя присутствующих блоггеров – то его просто не будут читать. А это для блога самое важное», – считает Ирина Савченко.

Для многих постоянных авторов дневников, блоги – это и есть та самая демократия, в которой возможно выражать свое мнение без цензуры. Но пока в России (особенно той, что далеко от центра) блоги не стали массовым явлением. Но интерес к ним растет у разных социальных групп – и это уже тенденция.

  

Ольга СИДОРОВА, г. Кемерово. Экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР", 10 октября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики