СТУКНУТЫЙ БАМПЕРОМ ПО ГОЛОВЕ ПЕШЕХОД СООБРАЗИТ ЛУЧШЕ?
Автор: Чуракова Екатерина
Регион: Уфа
Тема:  Автомобиль в России
Дата: 17.10.2006

Гаишник тормозит машину за превышение скорости:

- Здесь максимальная скорость 40 километров в час, а вы ехали 80... Куда так торопитесь?

- Да вот, вам сто рублей вез...

Очередной прикол о любовной связи ГИБДД и автолюбителей заставил улыбнуться и снова подумать: почему в этом случае все забывают о любовном треугольнике, вернее, о третьем его угле - пешеходах. Если об ответственности автолюбителей говорится много, и не только в анекдотах, то пешеход прав всегда. Даже если он выбежал из кустов на трассу, виноватым будет водитель, который его сшиб и притащил за собой пять автомобилей. Водитель, который, так сказать, "создал такую ситуацию"...

Как в свое время был виноват московский автолюбитель, увидевший неожиданно возникшую на проезжей части старушку и резко давший в сторону. Итог: трое погибших - молодых людей, стоявших в ожидании автобуса на остановке. Подобное ДТП в свое время, кстати, потрясло и уфимскую общественность... А сколько еще таких аварий происходит каждый день в каждом регионе, в каждом городе, скольких пешеходов давят водители - в крошево, в месиво, а потом из-за руля пересаживаются на скамью подсудимых?..

Вы считаете себя гуманным человеком? Вот и проверьте степень своего человеколюбия: кого вам больше жалко - вусмерть искромсанного железом пенсионера, которому - может, и в самом деле! - были в тяжесть эти несчастные 200 метров до светофора, или водителя, трезвого, с чистой аварийной историей, ехавшего 60 км/ч, но чисто физически не способного сиюсекундно остановить автомобиль и которого вряд ли спасет наш самый, кстати, гуманный суд в мире? Вот-вот, и я о том же...

Однако сегодняшний гость "Автокурьера" - автомобильный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" Александр Пикуленко уверен совершенно точно: "пешехода надо беречь, и он всегда прав". Почему?

- Потому что если мы возьмем статистику ДТП, то почти 50 процентов аварий - это наезды на пешеходов. То есть из тех 34 потерянных тысяч россиян почти 17 тысяч погибли пешим ходом. Пешеход всегда прав. Даже если он нарушает, - отвечает на вопрос Пикуленко и указует на автомобиль как на источник повышенной опасности, в котором при этом водитель как бы защищен. - Все должны соблюдать правила, но когда у нас встает вопрос о виновности, всегда говорят, что водитель должен предвидеть ДТП.

Вот такая позиция, которая, впрочем, вполне уживается с такой иллюстрацией:

- По городу, допустим, на "Жигулях", без тормозов, в средней степени опьянения, со скоростью 110 километров в час летит Иван Иванович Иванов - у него сегодня день рождения. На пешеходном переходе он переезжает бабушку. Виноват Иван Иванович Иванов? Вот фигу два, - казалось бы, вводит нас в заблуждение ведущий автомобильного блока "Эха" и призывает разобраться:

- Эксплуатация автомобиля с неисправными тормозами - административное правонарушение. Нетрезвое состояние - то же самое. Превышение скорости - аналогично. Только вот бабушка, простите, вывалилась из кустов, и, как установили бы эксперты, Иван Иванович Иванов даже при наличии трезвости, исправных тормозов и нормальной скорости, все равно бы не смог предотвратить это ДТП. Суд, 25 лет тюрьмы, расстрел на месте... Как бы сказали: "Сволочь какая, старушку переехал". Водитель не виновен. Действительно, бывают случаи, когда сидящий за рулем просто физически не может остановить машину.

Но позвольте, Александр Александрович, ведь бывает и так, что выскакивает эта бабулька, как из известной табакерки, от нее пытаются увернуться, она в целости и сохранности, зато разбились и в той машине, и во встречной. Она убежала домой, а на дороге трупы...

- Вот если ее поймают, то наступает уголовная ответственность с возмещением ущерба, - как бы поддерживает диалог с "БАШвестом" господин Пикуленко. - Хотя, как правило, у пешехода кроме чего-нибудь ничего и нет. Часто убегают. Здесь мы в очередной раз упираемся в недоработку ДПС, ГИБДД здесь явно не дорабатывает. Вот, к примеру, Белоруссия, в отрыве, естественно, от политики. В Белоруссии сумели настроить работу госинспекции, там водитель, не пропустивший пешехода, карается жестко - до лишения прав, пешеход же, вылезший куда ему не следует, считается врагом белорусского народа и отлавливается до победного конца. А так как у них, по слухам, в каталажках для профилактики практикуется избиение дубинками, даже пешеходы стали дисциплинированными.

А можно реплику с места? В продолжение темы человеколюбия? Я бы и у нас предложила избивать мамаш, что перебегают магистраль за десять метров от пешеходной дорожки, толкая ребенка вперед. Прямо там, на "зебре", избивать надо. Там и не собьют, а если даже собьют, то только эту пеше-, точнее, простите, сказать, крышеходку, а не ни в чем не повинных людей, сбившихся в стайку на остановке.

Не так бездушен автоголос московского радио: он предлагает избивать, но пока лишь рублем:

- Штраф, налагаемый на пешехода, более действенен, когда он не 50 рублей. Именно наши смешные штрафы и провоцируют на нарушение правил. Денежное взыскание должно быть высоким, а ведь даже для регионов, - как верно предположил столичный эксперт, - сейчас 50 рублей - несерьезные деньги. Потому и ответственность пешехода должна оцениваться не в полтинник, в полторы тысячи, скажем. Или вот пример еще. В Париже мой товарищ, который привык здесь ходить, где ему угодно, решил прямо у Лувра дорогу перейти. Он спускает уже одну ногу, я говорю ему:

- Посмотри, там стоят девушки и смотрят на тебя... Ты думаешь, понравился им?

- А чего? - с замершей над тротуаром ногой спрашивает он.

- Да ничего, - говорю, - муниципальная полиция. Как только двумя ногами встанешь, заплатишь 75 евро.

Товарищ обе ноги сразу убрал и вообще отошел от края тротуара. Вот и все воспитание. Иногда человек, стукнутый по голове, гораздо больше соображает...

Автор благодарит за встречу с героем статьи клуб региональной журналистики "Из первых уст".

  

Екатерина ЧУРАКОВА, г. Уфа. Интернет-газета "БАШвестЪ" ИА "Башинформ", 17 октября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики