КАЖДЫЙ ЮЗЕР ЖЕЛАЕТ БЫТЬ
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Интернет и журналистика
Дата: 20.11.2006

Голубая мечта любого редактора традиционного СМИ - иметь обратную связь с читателем. Желательно, постоянную. Безусловно, благодарный читатель-подписчик и факты подтвердит, и сообщит о реакции начальства и соседей, и предложит журналистам новый поворот темы, да и сам такое напишет, о чем бы никто сроду не узнал.

Невероятно долго все-таки королями были штатные журналисты, а последнее слово - уже в теперешние времена - оставалось за учредителем газеты, радиостанции или телеканала. И мало кто замечает, что "благодарный читатель" благополучно иммигрирует туда, где ждут его свои собственные "15 минут славы".

В интернете на место денежного мешка издателя, на роль вершителя судеб средств массовой информации вышел читатель - тот, кто предъявляет спрос на написанное слово. Судьба тех или иных средств массовой информации в интернете зависит не от того, насколько богатые люди за ними стоят, а от того, какое количество людей хочет данное средство массовой информации читать.

Первыми стали представлять интерактивную возможность поучаствовать в журналистике интернет-издания. Сейчас можно нередко увидеть комментарии к основной статье от самих читателей. По объему порой превосходящие первоначальный материал. Почти каждое крупное издание имеет свою блоговую площадку или очень интерактивный сайт-форум. Но идею свести "вопрос-ответ-что-на- самом-деле" воедино подбросила жизнь и... блоги.

В 1998 году восемнадцатилетний студент Брэд Фитцпатрик написал небольшую программу для себя. Программа позволяла вести и обновлять личный дневник. Его первой фразой стала: "Это тест. Мне кажется, я могу написать текст в этом окошке, и оно появится в интернете". Фитцпатрик и сейчас не уверен, что с тех пор написал что-то осмысленнее. На основе программки Брэд создал веб-приложение для своих друзей. Принцип живого организма, который моментально реагирует на раздражение или удовольствие, в интернете преобразился в блогосферу - скопище интернет-дневников. Очень быстро Livejournal - "Живой Журнал" завоевал огромную популярность сначала в Америке, а потом и во всем мире. Россия занимает второе место по количеству пользователей - 9,6 миллиона заходов с русским IP на главную страницу ЖЖ, как его привыкли называть. А по качеству, пожалуй, и первое.

Как говорит создатель информационных сайтов lenta.ru, newsru.com, gazeta.ru Антон Носик:

- В России блог - это скорее "интернет-газетный" формат, когда один человек говорит со всеми. В Америке журнал одного человека обычно читают не больше ста, а у нас читают тысячи человек. Сейчас на русском языке в интернете читают и пишут более 50 миллионов человек. В Российской Федерации из них находится ровно половина. Это больше аудитории любой, самой читаемой в этой стране газеты, будь то "АиФ" или "Комсомольская правда". Это больше аудитории любой самой рейтинговой передачи самого "смотримого" телеканала в стране.

Реальная посещаемость блогов - вещь поразительнейшая. Livejournal.com посещают 5,5 миллиона россиян ежемесячно. Еще около десяти миллионов посетителей из России каждый месяц читают интернет-дневники на отечественных блог-хостингах.

Однако у блогосферы есть главный недостаток и неотделимая особенность - равенство. Хотя количество прямых свидетелей события там несравнимо больше, чем в традиционных СМИ. Вспомните события в Нью-Йорке 11 сентября 2001-го или осеннюю Кондопогу в Карелии, или Черкизовский рынок в Москве! Засада в том, что для того, чтобы осуществить регулярный доступ читателей к информации по такой-то теме, нужно хоть чуть-чуть владеть литературным русским языком. Огромное количество людей, которые хотели бы "из первых уст" рассказать о чем-то, не в состоянии это сделать из-за индивидуальных образовательных ограничений. Их языковые средства настолько ограничены, что их выражения не будут восприняты целевой аудиторией.

При легкости личного появления в сети понятно, что в блогах будет огромное количество людей, которым сказать нечего, а сказать хочется. Безусловно, информационная ценность интернет- дневников в среднем оставляет желать лучшего. Есть, конечно, способ отделить зерна от плевел - научиться мастерски пользоваться поисковыми программами, но этот путь долог и труден. Тем не менее при всех нареканиях по поводу соотношения "шум-сигнал", при всем понимании, что большая часть блогосферы - это бессмысленные и неинтересные никому вещи, интересные единицам, - в сумме вырисовывается инструмент донесения информации до общественного сознания.

И он уже заработал. Первыми подхватили идею и усиливают моду в стремлении снизить "информационный шум" - западные информационные компании. Набирает популярность новый вид СМИ - oрen-media. "Открытые СМИ" наподобие "Охма ньюз", как и размножающиеся, как грибы, другие, берут на себя лишь право написать на чистом заборе первое предложение. Через час, к примеру, новые записи и комментарии читателей-писателей покроют все доступное пространство и весьма увеличат его. Сумма мнений, участие очевидцев и исполнителей, отсутствие цензуры и пропагандистского гипноза рождает ответное доверие бесчисленного количества "юзеров".

- Таких гибридных СМИ будет создано до конца этого года не один десяток тысяч. Таких, где есть общенациональная, республиканская или городская новость, а дальше идет все, что про это написали блоггеры. Какие-то из них будут хорошие, - резюмирует Антон Носик.

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 20 ноября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики