ЕСТЬ ОБРАЗОВАННЫЕ, НО НЕТ ОБУЧЕННЫХ
Автор: Мельников Алексей
Регион: Калуга
Тема:  Проблемы образования
Дата: 10.11.2006

В прошлом номере "Деловая провинция" ("Диагноз: кадровая дистрофия", 3.11.2006 г.) рассказывала о той критической ситуации с квалифицированными кадрами, что сложилась в калужской промышленности. Директора заводов стонут: в цехах некому работать, готовы платить хорошие деньги, только бы найти квалифицированного наладчика станков с ЧПУ, токаря, фрезеровщика, технолога, электронщика. При изобилии вузов большая проблема и с грамотными инженерами. Технические университеты, как выясняется, их... не готовят. Точнее предлагают полуфабрикат, который должен дошлифовываться на заводах. Что делать с этим - никто не знает. Даже те, кому знать полагается по должности. Например, областной минобраз. Тот самоустранился от проблем и предоставил право решать кадровую головоломку самим калужским промышленникам. Круг, таким образом, замкнулся. Мы попытались его частично разомкнуть, пригласив прокомментировать проблему человека "со стороны", профессора, доктора экономических наук Евгения Сабурова, научного руководителя Федерального института развития образования. Разговор с ученым состоялся на последнем заседании Клуба региональной журналистики:

- Что касается профессионального образования, то, я считаю, что мы стоим сегодня перед таким феноменом, как "общее высшее образование". Простой вопрос: зачем люди идут в ВУЗы? Получить профессиональные навыки или что-то другое? Что именно? Не является ли это какой-то более высокой, чем школа, степенью социализации, степенью вхождения в другой круг людей? Не является ли это повышением своего социального статуса, а не обретением профессии?

Если люди хотят, то надо давать им это образование, но относиться к нему как-то по-другому. Судя по тому, сколько людей работает не по тем специальностям, которые они получили в ВУЗах, это массовое явление - возникновение феномена "общего высшего образования".

- Всеобщность как-то плохо сочетается с высшим. Все горные вершины самые высокие... Все моря самые глубокие... Все реки самые длинные...

- Оно никак не сочетается, поскольку образование такое не совсем высшее. В том числе и по причине кадрового состава самой высшей школы. Там очень тяжелая ситуация. 20% профессорско-преподавательского состава во время опроса просто сказали, что они хоть как-то занимаются наукой. Это по их словам. На самом деле, видимо, еще меньше. Если профессор не занимается наукой, что он там преподает? Он преподает то, чему его научили, когда он учился. А в таком случае, с учетом возраста профессорско-преподавательского состава, это никуда не годится. Если учесть еще и то, что технологическая база ВУЗов не обновлялась 15 лет точно, на самом деле, больше - лет 25.

- И даже в таких флагманах не годится, как, например, Бауманский?

- Я понимаю, что Бауманский университет тащит в себе замечательные штуки. Но он один. Если технологическая база практически не обновлялась, если сами профессора не участвовали в разработке новых технологий, то каким технологиям они учат студентов? Если они выйдут из ВУЗа и пойдут на современный завод, где уже новые технологии, то что они там будут делать? При такой кадровой ситуации непонятно, что означает на самом деле диплом об окончании высшего учебного заведения.

- Россия и здесь, в образовании, как всегда, уникальна?

- Отнюдь. Мы здесь не пионеры. В мире такие ситуации бывали и есть, особенно в Латинской Америке. В чем суть? В том, что система образования у нас распалась на две части: школа, где родители не очень интересуются, что творится с детьми, и школа, где родители очень интересуются. В школы, где очень интересуются, пошли родительские деньги, в них началась более-менее нормальная учеба. В остальных школах...

Знаете, латиноамериканцы - не русские, у них другой способ борьбы с глупостью. Учителя просто перестали ходить на работу. Он придет раз в неделю, что-то скажет и все. У нас ходят. Если переносить это на нашу ситуацию, у нас ходят, но кричат на учеников: "Почему ты такой плохой? Дурак!" и прочее. То есть недопустимые вещи.

- Происходит ли у нас распад образования на части?

- Это вопрос к вам. Кто-то утверждает, что уже практически произошел распад на две системы образования. Кто-то говорит, что это может быть только в крупных городах, а в целом по России это не произошло. Во всяком случае, такая опасность существует. И она очень велика.

- Мы сегодня сталкиваемся с кадровой проблемой. И выясняется, что абсолютно не готовы ее решать. Почему так получилось?

- А как вы думаете, сколько процентов детей соответствующего возраста поступало в ВУЗы в 1960-х годах? Начиналось с 7%. Вся система образования была приспособлена именно к тому, что именно 7% идут в высшее образование. Сейчас количество выпускников школ меньше, чем количество мест в ВУЗах. Совершенно непонятная ситуация. Что такое тогда высшее образование? Возьмите Московский университет. Конкурс там был и будет, сколько бы в МГУ не было мест. Причем на тот факультет, который я кончал, конкурс уже 50 лет один и тот же. А я заканчивал мехмат. Сколько бы ни было выпускников, там один и тот же конкурс. Потому что нормальный человек туда не пойдет, а количество ненормальных одинаково.

- Может тогда сократить число вузов?

- Насильно не получится. Мы скорее возвращаемся к началу нашего разговора, то есть к вопросу: "А что такое высшее образование?"

- Ну, может нацпроект по образованию тут что-то сможет подрегулировать? И на заводы, наконец-то хлынут квалифицированные инженеры и программисты?

- Парадокс, но нацпроектами министерство образование не занималось. Их спустили из администрации президента. У министерства образования был некоторый шок, когда увидели, что предлагается сделать. Я зашел к одному из руководителей министерства образования и когда я узнал, что по миллиону рублей будут давать школе, которая что-то выиграет, то я сказал: "Ты унитазы собираешься раздавать?" Он говорит: "А что делать? На основе софинансирования. Вот учителей поощрять будем". Я говорю: "Тогда у вас задача, ребята, чтобы из-за зависти этого учителя не придушили. Разрыв-то дикий - 100 тысяч дают". А великие директора московских школ, их не так много, они собрались и сказали, что они в нацпроектах участвовать не будут. Эти директора известны, их человек десять. Но потом сдались и все "поучаствовали". Их немножко нагнули: мол, если они не будут участвовать, то это выходит как бы бойкот. Они сдались: кто-то сам получил, а кто-то учителя выставил своего.

- Вам не нравится нацпроект?

- Я скажу свою точку зрения. Это еще испокон веков пошло: поощрять лучших с тем, чтобы на них равнялись и перенимали их опыт. Это метод маяков - они светят и все такое. Финляндия - страна, которая заняла первое место в мировой классификации по качеству подготовки школьников, поступает противоположным образом. Они помогают только отстающим, передавая право распоряжаться деньгами родителям. Директор - только исполнительная фигура. Родители собираются и делают бюджет. Какой метод лучше? Не знаю. Но знаю, если бы финский метод у нас применялся, то это было бы такое воровство, еще хуже, чем при методе маяков. Мы не приспособлены к такому методу.

- Это все прекрасно: Финляндия, маяки... А что делать в этих условиях с ПТУ? Они в большинстве случаев брошены и забыты...

- Не скажите. С огромным удивлением узнал, что многи довольны переводом на областной бюджет. Мы сначала думали, что сейчас они рухнут. Ничего подобного - довольны. Дело в том, что области финансируют их лучше, чем федерация. Есть НПО и СПО, которые проснулись, и у которых все в порядке. Я уж не говорю про Магнитку. Это просто замечательное ПТУ. Или, что происходит у вас в Калуге с ПТУ пивоварения? Там конкурс, по-моему, больше, чем в ВУЗы. Их заставили почесаться - они почесались. Я думаю, что через некоторое время произойдет отбор: кто-то ляжет, а кто-то начнет выигрывать. И выигрывать достаточно серьезно.

- В том числе и за счет новых методов обучения, вроде дистанционных? Нет ли риска в погоне за "выигрышем" перегнуть палку и девальвировать только-только начавшую подниматься профессиональную школу такого рода профанацией?

- Что же касается стремления народа к высшему образованию, которое совсем даже не образование, то это феномен, загадка русской души. Чего они туда лезут? В Англии невозможно загнать человека в высшее образование. У них это проблема. Они ходят и зовут: "Давайте в университет". А народ думает: "Чего ради я пойду 5 лет сидеть? Я пойду на приличную работу, буду смотреть футбол, пить пиво, домик куплю. Все нормально. А чего ради я должен мучиться, физику учить теоретическую?" И я не понимаю, почему у нас по-другому.

Хотя, постойте. Я видел на днях объявление: "Требуется курьер с высшим образованием". Ребята позвонили: "Зачем вам курьер с высшим образованием?" - "По крайней мере, она не обложит клиента", - был ответ.

- Мы покупаем дорогущие западные технологии, а все равно гоняемся до сих пор за товарами, созданными за границей, даже в Турции. Не печать ли это нашего образования?

- Во-первых, я хочу вступиться за Турцию. Они делают совершенно великолепные автобусы, те же Мерседесы. Они турецкого производства. Собираются не в Германии, а в Турции. Мы тоже решили делать Мерседесы - в Одинцово. Все купили, все в порядке. Сначала сборка была. Немец сидел-сидел на сборке, а потом взял и уехал. Он должен был проверять машину и решать: ставить на нее мерседесевскую марку или не ставить. Он уехал - не можем. Но при этом, лучшее в мире образование. Виктор Антонович Садовничий, ректор Московского университета, который возглавляет движение за то, что у нас лучшее в мире образование, мой бывший комсомольский секретарь. Когда я учился, он был постарше меня и был факультетским секретарем. Я с ним боролся с первого курса. Откуда этот миф? Непонятно.

- Ругать наше образование легко, увы, это так. И все-таки хотелось бы видеть в перспективе результат этой ругани...

- Вообще-то, ругать образование - это нормальная физкультура для всех народов во все века. Если бы народы не ругали свое образование, они бы до сих пор из пещер не вышли. Это нормально. Но в европейской хартии написано, что если вы ругаете образование, то помните: виновато в этом не образование, а общество. Не система образования, а общество виновато в том, что образование плохое.

- И что с таким обществом надо делать?

- Во-первых, надо избавиться от очень многих мифов. Если трезвым взглядом посмотреть на все, что происходит, то можно сказать: "Мы не справляемся с задачей массового образования". Лучше какое? Элитное? Массовое? Какое образование лучше? Далее. У меня вызывает большие вопросы предметно-урочная система. Я никогда не забуду фразы, которую сказал профессор Успенский: "Я всю жизнь помню из школьного курса, что крокодил несет яйца?" Это заведующий кафедрой матлогики Московского университета! У меня внучка в воскресенье сидит и делает уроки. Это возмутительно! Четвертый класс! Я посмотрел учебник: "Окружающий мир". Знаете, уже в Министерстве так дубово бумаги не пишут. "Рассмотрим проблемы" - это четвертый класс. Что за бред? Учебники на предметы ориентированы. А нужны ли эти предметы? Я не очень понимаю. Им надо бегать 45 минут, а молодую девушку, молодого человека заставляют сидеть в страшно неудобной позе и рассказывать, как крокодил несет яйца. Это безобразие.

  

Алексей МЕЛЬНИКОВ, г. Калуга. Газета "Деловая провинция", № 35, 10 ноября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики