КАКАЯ ОНА - ГАЗЕТА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ?
Автор: Тыщенко Светлана
Регион: Камышин
Тема:  СМИ
Дата: 30.11.2006

Уже не первый год редакции солидных изданий серьезно озабочены: тиражи падают. Процесс этот в первую очередь касается центральных СМИ. Подключили к исследованию ситуации науку. Наука, как ей и положено, провела сложные мониторинги, срезы и пришла к простому выводу: читатель из глубинки не желает знать, что происходит в далеком мире. Но достаточно живо интересуется тем, что рядом. Какой же видится газета завтрашнего дня? И видится ли вообще? Очень интересным по этому поводу показалось мнение эксперта Михаила Калужского. Узнать это мнение представилась возможность в ходе семинара, который провел, в том числе для нас, газетчиков из глубинки, Всероссийский клуб региональной журналистики «Из первых рук».

Михаил Владимирович предоставил свои экспертные разработки, проанализировав само явление меняющейся журналистики в меняющемся культурном поле. Но самым ценным стала возможность задать эксперту прямые вопросы и получить на них прямые ответы.

Я совершенно уверена, что нашим читателям тоже будет небезынтересно узнать, какой же будет газета завтрашнего дня. Мы ведь считаем, что пишем газету вместе: вы нам подсказываете темы, «подхлестываете» звонками и письмами, голосуете за нашу газету своей подпиской. Газета не может существовать без читателя - теряется сама суть ее предназначения. Поэтому экспертный взгляд на будущее журналистики, которая просто обязана перестроиться уже сегодня, дорогого стоит.

- Михаил Владимирович, о падении газетных тиражей заговорили лет десять назад. Тогда это связывали с приоритетом телевидения, его бурным развитием. Сегодня телевидение уже никого не удивляет...

- Более того - многие потеряли к нему всякий интерес. То, чем нас «потчует» российский телеэкран, простите за грубость, отупляет - насилие, «чернуха» и странные развлекательные программы по всем каналам. Если рассматривать журналистику как часть культуры - в смысле передачи ценностей, то большинство потребителей этих ценностей склоняются в сторону газет.

- И на чем в газете читатель сосредотачивает свое внимание?

- Наши исследования показали, что современный читатель тратит на чтение одной газетной полосы от 10 до 25 секунд, не более. Чаще всего газеты даже не читают - просматривают за утренним кофе, в общественном транспорте, вечером в кресле. 95 процентов российских читателей читают в газетах новости, 98 процентов интересуются иллюстрациями, 19 процентов привлекают тексты. Исходя из этого очень радикально поступила недавно одна из самых читаемых газет в Великобритании - «Independent». Она стала выпускать свою газету в двух стандартах в обычном, привычном и таблоидном формате. Через некоторое время эта редакция наблюдала фантастический рост тиража.

- Значит, в некоторых странах мира тиражи все-таки растут?

- Да. Россия сегодня не является страной, формирующей газетный рынок. Тиражи газет растут в Китае, Индии, Восточной Азии. В России же наблюдается падение тиражей.

- Тем не менее, в городах, даже небольших, сегодня газеты появляются как грибы. Вы не назовете статистических данных, сколько сейчас газет в России?

- Зарегистрировано 26177 газет. Из них 32,3 процента региональных и 32,9 процента - местных.

- Читатель часто недоволен, что газетные площади заняты рекламой...

- Действительно, по нашим исследованиям рекламы становится в газетах все больше, хотя доля ее уменьшается - реклама дорожает.

- Михаил Владимирович, хотелось бы узнать, каким темам и каким жанрам читатель сегодня отдает предпочтение?

- Читатель в большинстве своем предпочитает местные новости, публикации по темам «Здоровье», «Хозяйство», «Мода». Из жанров выделяет информацию и очерк, на третьем месте новостные статьи.

- Вы высказали мнение, что телевидение большинство зрителей не удовлетворяет, кто же является конкурентом газет?

- За последнее время резко выросла посещаемость кинотеатров - в 2006 году 91,8 миллиона посещений, театры, музеи и библиотеки заметно отстают. Однако библиотеки четко выходят в этом рейтинге на второе место - их посещаемость 61,1 миллиона.

- И каков Ваш прогноз, кто из конкурентов окажется в лидерах?

- По нашему прогнозу, масс-медиа начнут обмениваться функциями, будут идти навстречу друг другу. Уже сегодня есть режиссеры-новаторы, которые выстраивают свои спектакли на сцене в форме интервью, и они пользуются большой популярностью. Визуальный язык фото на газетных страницах приобретает все больший смысл - становится социальным. Так что масс-медиа из посредника все активнее превращается в среду. В этом и есть перспектива завтрашнего дня.

- Многие газеты уже сегодня раздают себя бесплатно. Газета перестает быть товаром?

- Газета - ценнейший товар, если речь о новостном издании, сделанном профессионально мастерами журналистики. Бесплатно раздают себя газеты-дешевки, где кроме рекламы ничего не содержится. Они, как выяснилось, и не читаются потенциальный читатель даже не несет такую газету домой - сразу выбрасывает, чаще всего прямо у почтового ящика. 70 процентов всех российских читателей читает местную прессу. Так что столичный издатель сегодня перед региональными газетчиками снимает шляпу. Местные издания - самый востребованный товар. И на него можно смело повышать цену.

  

Светлана ТЫЩЕНКО, г. Камышин. Газета «Диалог», 30 ноября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики