ПИКУЛЕНКО: «РАБОТНИКИ ГИБДД - ПРЕСТУПНАЯ ГРУППИРОВКА»
Автор: Черешнева Юлия
Регион: Магнитогорск
Тема:  Автомобиль в России
Дата: 12.10.2006

За прошлый год сотрудники ГИБДД собрали с российских автомобилистов порядка 1,5 миллиардов долларов в виде взяток. За что мы платим на наших дорогах, а также сколько осталось отечественному автопрому, какая судьба ждет праворульные автомобили в России и какие машины будет выгоднее приобрести через несколько лет мы говорили автомобильным обозревателем радиостанции «Эхо Москвы» Александром Пикуленко.

- Александр Александрович, что сегодня происходит с российским автопром?

- С того дня, как мы подписали документ о вступлении в ВТО, отечественному автопрому остается семь лет. Потому что через семь лет пошлина на ввозимые автомобили будет составлять 15%, плюс НДС. То есть, если сейчас мы за автомобиль среднего класса, платим пошлину от семи до двенадцати тысяч, то тогда она превратится в сущий пустяк - полторы – две тысячи. Поэтому цены снизятся на 30-40%. Таким образом, бюджетная иномарка, собранная у нас в стране, будет стоить столько, сколько сегодня - автомобиль ВАЗ- 2110. И теперь посмотрим, будут ли после этого покупать автомобиль ВАЗ. Руководство завода, конечно, могут еще раз опуститься в цене, но им этого никто не позволит. Потому что сегодня для любого бизнесмена автопром не является просто самовыражением.

- Как бы не ругали автомобили ВАЗ, покупатели на них всегда находятся, даже при таком разнообразии (в том числе и ценовом) иностранной продукции.

- Я считаю, что тот, кто покупает автомобиль Волжского автозавода, не любит себя, своих родственников и склонен к суициду. Потому что любая более или менее серьезная авария отправляет его на кладбище в лучшем случае. А в худшем - в руки врачей, которые с удовольствием потренируются на вас, вправляя вам конечности. Врачи-косметологи всегда легко определяют по степени повреждения лица, в каком автомобиле ехал товарищ. Как правило, наш отечественный автомобиль наносит более тяжелые травмы, чем иномарка. Потому что пластик мы применяем острый, железо - не такое, как надо, и в итоге - получаем дешевый автомобиль, но опасный для жизни.

- Кстати об аварийности, не могу не спросить о правом руле. Считаете ли вы, что из-за автомобилей с правым рулем, чаще случаются аварии? И существует ли какая-то альтернатива: если запретить правый руль, что взамен?

- К правому рулю отношусь нормально. И считаю, что на данный момент ему нет альтернативы: у нас сейчас нет возможности обеспечить всю страну качественными автомобилями по сравнительно низким ценам. В прошлом году господином Кирьяновым было поручено, выявить количество ДТП, которые совершаются праворульными машинами в регионах со смешанными потоками. Вы знаете, - не выявилось. Нет увеличенного процента по ДТП. Что происходит сейчас? Правый руль все равно запретят. Не мытьем, так катаньем. Сейчас, когда активно развивается сборочное производство, некоторым производители очень интересно поставлять нам свои автомобили. При чем самое смешное, что одними из них стали китайские производители второго уровня, то есть такие, как «Грейт Вол», «Джилли». Это не первый уровень китайского автопрома, как «Пежо», «Ауди» и прочее, а именно второй. При их производственных мощностях российский рынок – лакомый кусок.

- Если в ближайшие годы правый руль запретят, с какими проблемами мы столкнемся?

- Самая главная проблема - так как не будет притока свежих машин, люди будут «доезжать» старые. У нас здорово постареет парк, вот тогда сильно увеличится аварийность.

- Насколько остро в России стоит проблема краденых иномарок, то есть с перебитыми номерами?

- Дело в том, что эта проблема масштабна не по всей стране. В Москве с этим поборолись. Только за последнее время было выявлено около восьми групп в МРЭО, ГИБДД, они находились в доле, вплоть до экспертов, которые признавали перебитые номера натуральными. В последнее время процент ворованных автомобилей, находящихся в эксплуатации, в Центральном районе очень здорово снизился. Поэтому эти машины уходят на периферию. Там эта проблема по-настоящему считается бедствием, потому что в регионах все-таки система коррумпирована посильнее. Бороться с этим бесполезно – воруют во всем мире. Даже в самых благополучных странах. Более того, я вам скажу, что на острове Майорка, например, где триста километров в длину и семьдесят в ширину, тоже угоняют автомобили.

Сейчас процесс выявления краденных машин стал более простым - появилась хорошая техническая база, которая может определить не только, перебит ли номер, но и какой перебит. Сейчас есть простая система, называется «конфликт трех баз». По нему можно определить: где ваш украденный автомобиль, что на нем перебили и где его по-новому регистрировали.

- В некоторых СМИ прошла информация о том, что за прошлый год сотрудники ГИБДД собрали с нас порядка 1,5 миллиардов долларов в виде взяток. Насколько можно доверять этой цифре?

- Я думаю, эта цифра близка к истине. Судите сами - средняя стоимость постановки нового автомобиля на учет составляет сейчас около 300 долларов, съем с учета – 100 долларов (а у нас каждый год ставится и снимается с учета порядка 2-2,5 миллионов автомобилей). Плюс вопрос регистрации. Туда входит получение хорошего номера, например, с тремя семерками. Есть варианты достаточно дешевые – если клиент хочет, чтобы у него был номер, совпадающий инициалами, - пожалуйста, от ста долларов и выше.

Следующий пункт – получение прав. Покупка прав без обучения, то есть похороны, но без покойника – 400 – 500 долларов, - у них дорожает, инфляция. С обучением, сдачей экзаменов с первого раза – 200 долларов. Со второго раза, если вы в первый решили не давать взятку, тоже – 200 долларов. Иначе вы будете ездить к ним до конца своей жизни, и на вашем деле поставят какую-нибудь галочку.

Но это еще не взяткоемкие процессы - существует группа административного разбора. С ними сталкиваются автомобилисты, которые нарушили правила по-крупному и не смогли договориться на дороге. Там сидит человек в большем звании не тот, что сопли морозит на улице, как это у них называется, - он уже госинспектор. Он себя уважает больше и ценит дороже, поэтому сумма взяток начинается со ста долларов. И, конечно, самая омерзительная организация, которая существует в нашем ГИБДД, – дознаватели. Это преступная группировка в полном смысле этого слова, которая умудряется сделать все, вплоть до того, что перерисовать пешеходный переход на десять сантиметров в сторону. Там сумы взяток - от 5 и до 15 тысяч долларов, в зависимости от того, сколько вы разбили Мерседесов и сколько переехали бабушек.

- Кто отвечает за аварию, если она была совершена по вине дорожников. Например, автомобиль въехал в яму, образовавшуюся посреди дороги. Обязаны ли дорожники возмещать ущерб, нанесенный автомобилю в данной ситуации?

- Ямы на российских дорогах, которые инженеру-конструктору завода «Опель» даже в страшном сне не приснятся, - стали уже давно притчей во языцах. Когда мы рассказываем товарищам из того же завода «Опель» об этом, они говорят: «Как же так, а существуют какие-нибудь правила, когда эту яму надо заделать?». Да, существуют. Если вы попали в эту яму, то вы можете ее померить: если ее глубина будет меньше пяти сантиметров, то значит, она имеет право на жизнь. Но если она больше пяти сантиметров, то она должна быть заделана на дорогах первой категории (федеральные трассы), в течение двадцати четырех часов. На всех остальных дорогах время ремонтных работ увеличивается. На дороге четвертой категории (а таких дорог у нас семьдесят процентов), этот норматив не действует. Если вы попали в эту яму, глубиной пять сантиметров, шириной - двадцать, и сломали что-нибудь на своем дорогом любимом автомобиле, тогда вы можете подать жалобу на дорожников. И дорожники обязаны с вами расплатиться, но, как правило, у дорожников ничего нет, кроме старого ЗИЛ -130, на котором они что-то разбрасывают, когда гололед, или подметают. Дела выигрывались - деньги не получались.

  

Юлия ЧЕРЕШНЕВА, г. Магнитогорск. Газета «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Магнитогорское обозрение», 12 октября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики