ГАРАНТИРУЮЩИЙ ПОСТАВЩИК: ПРЕСТИЖНО, НО ХЛОПОТНО
Автор: Тараканова Татьяна
Регион: Волгоград
Тема:  Энергетика
Дата: 02.10.2006

О новом устройстве и преимуществах конкурентного розничного рынка электроэнергии.

Согласно новым правилам оптового и розничного рынков электроэнергии с каждым годом все большая доля электроэнергии будет продаваться по свободным рыночным ценам. Изменения, прописанные правилами, в ближайшие три года никак не коснутся населения. Зато предприятиям, входящим в энергокомплекс страны, и потребителям электрической энергии - юридическим лицам придется учиться жить по-новому. О том, что это будет за жизнь, рассказывает генеральный директор ОАО «Волгоградэнергосбыт» Вадим ЖАРКОВ.

Социально-ориентированный сбыт

- Вадим Владимирович, почему возникла необходимость введения новых правил игры на рынке электроэнергии?

- В электроэнергетической отрасли России постепенно формируется полноценная конкурентная среда. Новые правила функционирования розничных рынков, вступившие в силу 1 сентября, станут для энергосбытовых компаний основным законом на ближайшие годы. Теперь производители электроэнергии, вплотную занявшись снижением издержек и повышением эффективности, смогут легче находить общий язык с инвесторами и вместе работать над повышением надежности системы энергоснабжения. А потребители в перспективе снизят расходы на электроэнергию и получат ориентиры для оптимального планирования ее потребления.

- Что подразумевает статус гарантирующего поставщика (ГП), который ОАО «Волгоградэнергосбыт», согласно постановлению правительства РФ, получила первым в регионе?

- Гарантирующий поставщик обязан заключить договор с любым обратившимся потребителем, который расположен в зоне его деятельности. В нашем случае – это границы Волгоградской области. Как и мы, некоторые субъекты рынка электроэнергии получили статус ГП автоматом. Территории, соответствующие зонам деятельности других ГП, исключаются из зон деятельности ОАО «Волгоградэнергосбыт». Позже ГП будут выбираться региональными властями по конкурсу. Компании, назначенные гарантирующими поставщиками, но не являющиеся участниками оптового рынка, должны получить статус субъекта оптового рынка до 1 января 2008 года. Нам в этом плане легче – в Волгоградской области мы одни из немногих имеем богатый опыт работы на оптовом рынке.

- Что означает новый статус для «Волгоградэнергосбыта»? Добавит больше престижа или хлопот?

- Гарантирующий поставщик – действительно, звание престижное, но хлопотное. Потребители бывают разные: у них разные объемы потребления, а главное, платежеспособность. У альтернативных сбытовых компаний есть шанс выбирать, у гарантирующего поставщика такой вольницы нет. Но мы готовы к кропотливой, индивидуальной работе с каждым потребителем. Наша клиентская база сейчас составляет около трехсот тысяч физических лиц и более шести тысяч – юридических лиц. В письмах, которые мы рассылаем всем нашим потребителям, в ходе личных встреч и бесед с руководителями органов местной власти, предприятий и организаций мы подчеркиваем, что рыночные отношения между поставщиками и потребителями электроэнергии позволят создать абсолютно прозрачный, понятный всем участникам механизм рынка, уйти от перекрестного субсидирования. А своим сотрудникам напоминаем – борьба будет идти за каждого потребителя, большого и малого.

- Какие положительные моменты несет для сбытовой организации статус ГП? И как изменится теперь ваша работа?

- ГП, в отличие от других сбытовых компаний, первым получит установленную уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов сбытовую надбавку. Наша работа несколько усложнится и будет завязана на индивидуальное общение с каждой клиентской группой и отдельными потребителями. Можно сказать, что гарантирующий поставщик - это социально ориентированная сбытовая компания.

- Первые конкурсы пройдут в конце этого года. Ваша компания планирует в них участвовать?

- Несомненно. Конкурсы будут проводить каждые три года. Мы за это время опыт наработаем, технологии отрегулируем, научимся работать на оптовом рынке в секторе нерегулируемых цен. Это будет нашим конкурентным преимуществом перед другими участниками конкурса, среди которых - новые независимые сбытовые компании, оптовые потребители-перепродавцы, региональная сетевая компания и, возможно, сбытовые компании других регионов.

Выгодная ночная покупка

- Получается, в условиях конкуренции потребитель сам может выбирать поставщика электроэнергии?

- Такая возможность существовала и до выхода новых Правил розничных рынков. Просто отношения, связанные с переходом потребителя от одного поставщика к другому, не были урегулированы. Сейчас, как и раньше, закупать электроэнергию можно у гарантирующего поставщика, у других энергосбытовых компаний, у розничных производителей электроэнергии. Главное, чтобы была уверенность, что выбранная сбытовая компания законным образом приобретает электроэнергию на оптовом либо розничном рынках. Можно и нужно требовать у энергосбытовой организации документы, подтверждающие наличие у нее права на распоряжение электрической энергией, а также обратиться за подтверждением наличия у нее этого права к сетевой организации, которая вправе запросить соответствующие сведения у администратора торговой системы оптового рынка либо гарантирующего поставщика.

- Можно ли ожидать, что цены на электроэнергию в России начнут снижаться? У каких продавцов ожидаются самые низкие цены? И можно ли сменить сбытовую компанию с тем, чтобы тариф стал меньше?

- Сказать, что цены быстро начнут снижаться, нельзя. Первые итоги мы увидим в октябре. Но даже они могут оказаться непоказательными. Сбытовая компания может держать цену ниже, чем у ГП, если она покупает электроэнергию дешевле, например, у розничных производителей. Но ресурс ограничен, потому что розничная генерация вырабатывает менее 1% энергии в России. Можно искать резервы снижения цены на оптовом рынке за счет отказа энергосбытовой организации от регулируемых договоров в пользу свободных двусторонних договоров. Но при этом должны найтись такие производители, которые готовы продать электроэнергию дешевле, чем смогли бы это сделать по регулируемым договорам или на конкурентном рынке «на сутки вперед». Есть также резерв стоимости по снижению цены поставки за счет снижения сбытовых издержек, но это незначительная составляющая конечной цены, а, следовательно, и экономия от их снижения не может быть большой. То есть первое время, пока свободный рынок не превышает 5-10%, отклонения цен у разных поставщиков будут минимальными.

- В чем же тогда прямая выгода потребителей от создания конкурентной среды?

- Суть не в том, чтобы менять поставщиков, а чтобы использовать рыночные цены для снижения расходов на электроэнергию. Для крупных потребителей это оптимизация почасового потребления электроэнергии. Правила розничных рынков, с одной стороны, вводят оплату почасовых отклонений от соответствующих заявок. С другой стороны, расчет почасовых конкурентных цен позволяет снизить расходы на электроэнергию при правильном почасовом планировании потребления.

Для остальных потребителей в условиях формирования конкурентного рынка электроэнергии остается возможность рационального потребления электроэнергии с использованием двухзонных счетчиков и автоматизированных систем коммерческого учета электрической энергии, поскольку рыночные цены будут отличаться в зависимости от времени суток.

- Защищены ли потребители от произвольного установления цены в условиях отсутствия тарифов?

- Потребители на розничных рынках оплачивают часть покупаемой электроэнергии по регулируемой цене, а часть – по свободной. Риски потребителя, связанные с недобросовестным поведением энергосбытовых организаций, навязыванием потребителю неприемлемых условий договора, снижаются благодаря деятельности гарантирующего поставщика. К нему потребитель может обратиться для заключения договора в любой момент. Кстати, стоимость поставки электрической энергии гарантирующим поставщиком – это критерий для оценки предлагаемой независимым продавцом цены.

- Кто будет отслеживать, насколько правильно осуществляется продажа по регулируемым и нерегулируемым ценам?

- В регионах контроль за деятельностью гарантирующих поставщиков осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ, назначаемый решением губернатора в течение одного месяца после принятия Правил, то есть до 1 октября 2006 года. Жалобы потребителей может рассматривать и Федеральная антимонопольная служба России.

Горячая энерголиния

- Обладает ли ГП правом на расторжение договора и отключение потребителей от энергоснабжения в случае невыполнения условий договора на энергоснабжение?

- Безусловно, это одно из главных условий договоров энергоснабжения и купли-продажи. При этом конкретные действия по отключению будет производить сетевая организация по распоряжению ГП, и, в случае необоснованного невыполнения такого распоряжения, она будет нести ответственность за это.

- Как строятся взаимоотношения с потребителями, в отношении которых не допускается ввод ограничений подачи электроэнергии?

- Перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, определен в приложении 6 Правил. В частности, это объекты органов государственной власти, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, объекты водоснабжения и канализации, исправительно-трудовые учреждения, тюрьмы. Описана и процедура введения ограничений – сначала до уровня технологической, затем до уровня аварийной брони. Ниже аварийной брони отключение не допускается. О процедуре отключения должны быть уведомлены федеральные службы и региональная власть.

Мы давно работаем с такими категориями потребителей. Их платежная дисциплина уже вышла на достойный уровень. У нас есть претензии к предприятиям ЖКХ, некоторым оптовым потребителям-перепродавцам. Но и эти вопросы мы решим.

- Как строятся отношения гарантирующего поставщика с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями?

- Гарантирующий поставщик продает электроэнергию ТСЖ и УК по договору энергоснабжения. Покупка измеряется по прибору учета, расположенному на границе сетей дома с сетями сетевой организации. Отдельно должны обеспечиваться учет потребления электроэнергии на общедомовые нужды и потребление электроэнергии владельцами нежилых помещений. Оплата объема потребления населением осуществляется по тарифу для населения – в объеме его потребления, прочие объемы – по тарифам для соответствующих категорий юридических лиц.

- Пока будет идти становление новых правил игры, у потребителей, наверняка, возникнет масса вопросов к вам как гарантирующему поставщику и крупнейшему игроку регионального энергорынка. В ОАО «Волгоградэнергосбыт» готовы ближайшее время вести еще и просветительско-разъяснительную работу?

- Будучи клиентоориентированной компанией, мы подготовились к более тесной работе с нашими потребителями, запланировали под нее отдельную расходную статью. Ответы на вопросы по запуску новой модели розничного рынка можно получить по телефону 96-42-00. Горячая линия работает по будним дням с 9 до 12 часов и с 14 до 16 часов. На корпоративном сайте запущен специальный раздел, посвященный началу функционирования розничного рынка электроэнергии. Наши клиенты, которых более 6 тысяч, получат информационные письма с ответами на типовые вопросы. А еще ОАО «Волгоградэнергосбыт» проводит серию бесплатных образовательных семинаров с целью разъяснения основных положений Правил и ответов на вопросы потребителей. Объявление о первом из них публикуется в сегодняшнем номере «Делового Поволжья».

ВРЕЗКА

Наталья НЕВМЕРЖИЦКАЯ, консультант РАО «ЕЭС», из выступления в клубе региональной журналистики «Из первых уст»:

РЫНОК ПОДАЕТ СИГНАЛЫ ИНВЕСТОРУ

— А зачем все это вообще было надо? — зададите вы вопрос. — Зачем такая сложная система? Почему нельзя было жить по-старому? Все это необходимо. Это дает ценовой сигнал потенциальным производителям, инвесторам. Цены показывают, что есть дефицит электрической энергии, реально необходимо вкладываться и можно на этом рынке получать прибыль, потому что есть существенный спрос, причем по высокой цене.

Покупатели тоже понимают, что если цена очень высокая, пора экономить. Потребители, которые готовы снижать свое потребление в зависимости от высокой цены, тоже получают ценовой сигнал: в час пик потреблять нельзя, это очень дорого.

Тарифы никаких ценовых сигналов никому не давали. Соответственно, не было и заинтересованности предприятий экономить. Все ограничения в часы пик вводились административно, только потому, что в энергосистеме понимают, что это нужно для обеспечения надежности, а сами потребители этого не понимают. Как экономить? На крупных предприятиях, у которых в себестоимости высока доля электроэнергии, например, можно вводить две смены, если цена чувствительна. Это металлургические, химические предприятия.

Весь смысл введения конкурентного рынка — чтобы и покупатель, и производитель получили правильные ценовые сигналы. Это основа для того, чтобы привлекать инвестиции в производство. И основа для того, чтобы потребители начинали реально осознавать — можно им на этом рынке в такой-то час покупать или нельзя.

В регулируемой системе это все решается исключительно за счет административных методов. Невозможно было правильно выбрать между двумя производителями, потому что тарифы никогда не отражают реальную стоимость в разные часы суток. Тарифы — это некая средняя величина, в которую вложили все, что угодно, в среднем по году.

  

Татьяна ТАРАКАНОВА, г. Волгоград. Газета «Деловое Поволжье», № 37, 2 октября 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики